- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Тайны ономастики (9 класс)
Элективный курс Тайны ономастики (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сергушова Ю.С. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТАЙНЫ ОНОМАСТИКИ
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ.
Ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, историю, географию, астрономию и другие общественные и естественные науки.
Почти все дисциплины школьного учебного плана включают в себя ономастическую лексику. Особенно богаты ономастическим материалом, требующим осмысления, усвоения, запоминания, правильного использования, написания и произношения, такие предметы, как литература, русский язык, география, астрономия, история, обществоведение.
В самом деле, можно ли рассказать детям об исторической битве русских с ордынцами на Куликовом поле, под руководством Дмитрия Ивановича, великого князя Московского (впоследствии названного Донским), не коснувшись, хотя бы кратко местонахождения, значения и происхождения этих святых для каждого русского человека слов? Возможно, ли преподавать географию без обращения к карте, к запечатленной на ней топонимии? И разумно ли упускать прекраснейшие возможности в воспитании у учащихся интереса к слову, к прохождению названий наших рек и городов, улиц и площадей.
Познавательное, патриотическое, историко-культурное, эстетическое и многое другое заключено в имени собственном; надо лишь, чтобы оно заговорило. Особенно чуткими слушателями, тянущимися к слову, к знаниям, являются дети, учащиеся.
Первый и, пожалуй, основной признак хорошей речи - соответствие языковой формы содержанию, назначению и ситуации высказывания. Содержательность высказывания предполагает осведомленность в теме, а хорошая форма «единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л.Н.Толстой).
Нередко единственно подходящими, «нужными» словами оказываются имена собственные:
-
антропонимы - названия человека (его имя, фамилия, отчество, псевдоним, прозвище);
-
топонимы - названия географических объектов:
-
космонимы - названия созвездий, звезд, планет, комет;
-
зоонимы - клички животных:
-
теонимы - названия богов, демонов, мифологических персонажей;
6) ктематонимы - названия исторических событий, праздников, произведений литературы и искусства.
Собственные имена встречаются во всех стилях речи: в языке художественной литературы, в публицистическом, научном, официально-деловом и разговором стилях. Без них трудно представить себе сочинение и изложение, заметку-информацию, рецензию и т.п. Поэтому учащиеся должны постоянно расширять запас таких «нужных слов», изучать их особенности, иметь представление о сходстве всех собственных имен и различиях между их разрядами, чувствовать стилистические оттенки, которые способствуют поднятию языковой. культуры учащихся, совершенствуют различные формы их устной и письменной речи.
Данный элективный курс посвящен именам собственным всех основных разрядов - наименованиям людей, географическим названиям, названиям космических объектов, мифических существ, кличкам животных, названиям разнообразныx произведений материальной и духовной культуры, а также персонажей русской художественной литературы и устного народного творчества. С этим большим и необычным языковым материалом учащиеся встречаются на каждом шагу - в школе и в жизни, и он обычно вызывает у них живейший интерес. Поэтому следует методически грамотно использовать естественную тягу к знаниям о собственных именах и весь курс провести так, чтобы он значительно расширил и углубил их подготовку по русскому языку и другим учебным ным предметам - литературе, истории, географии и т.д.
Основные направления курса.
Одно из основных направлений - организация работы над орфографией,
орфоэпией, словообразованием, грамматикой и стилистикой различных форм имен собственных. Предлагаемая программа позволяет устанавливать межпредметные и внутрипредметныс связи, так как предполагает обращение к актуальной, социально и личностно значимой тематике, связанной со всеми гуманитарными предметами, к ономастическому аппарату не только лингвистики, но и литературы, истории и даже предметов естественнонаучного цикла: астрономии, географии. Важнейшим направлением является также собирательская и исследовательская работа по антропонимии и топонимии.
Цели курса:
-
подготовка учащихся 9 классов к профильному обучению в 10-11 классах;
-
оказание помощи в выборе будущего профиля обучения:
-
формирование у учащихся навыков лингвистического анализа фактов языка:
-
поднятие языковой культуры учащихся;
-
развитие у учащихся логического мышления, стилистического чутья, эстетического вкуса:
-
расширение кругозора учащихся:
-
формирование правильной речи, повышение интереса к изучению языка;
• приобщение учащихся к поисковой деятельности.
Задачи курса.
-
Активизация интереса к лингвистическим знаниям через знакомство с ономастической лексикой.
-
Становление сферы предметного общения внутри детского коллектива.
-
Развитие интеллектуальной инициативы в процессе обучения через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности.
-
Профессиональная ориентация учащихся.
-
Овладение ономастической терминологией и некоторыми теоретическими вопросами.
-
Овладение навыками сбора фактического материала.
-
Овладение приемами научного описания ономастической лексики (классификация, работа со словарями, научный анализ, систематизация, обобщение и т.д.)
Учебно-тематический план.
№ урока
Название темы
Кол-во часов
Форма проведения
Форма контроля
1.
Ономастика
1
Лекция с элементами беседы.
Конспект лекции
2.
Имя человека.
1
Лекция работа со словарем.
Исследовательская работа- сбор материала «Личные имена учащихся нашей школы».
3.
Происхождение русских фамилий
1
Выступления учащихся, классификация фамилий по тематическим группам
Сбор фактического материала «Фамилия учащихся нашей школы». Анализ фамилий и слов от которых они образованы.
4.
Семантические модели произведения
1
Урок-исследование.
Сбор фактического материала и описание основных семантических моделей.
5.
Топонимы
1
Работа по группам. Этимологический и словообразовательный анализ географических названий.
Сбор местного топонимического материала, обработка и подготовка сообщений.
6.
Имя нашего дома
1
Коллективное обсуждение выступлений учащихся.
Иллюстрированные альбомы с описанием топонимов родного края.
7.
Названия звездного неба
1
Сообщение учителя.
Конспект лекции.
8.
Зоонимы
1
Урок-исследование. Аналитическая беседа.
Сбор фактического материала «Клички домашних животных».
9.
Другие разряды собственных имен
1
Лекция учителя. Индивидуальные задания.
Доклады учащихся, составление словаря.
10-11.
Литературная ономастика
2
Анализ литературных произведений «Об именах персонажей».
Устные сообщения учащихся.
12.
«Ты и твое имя»
1
Урок-праздник
Участие в празднике
Итого
12
Литература, рекомендуемая для учителя.
-
Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М: Просвещение, 1983.
-
Голанова Е.И. Как возникают названия. М: Просвещение, 1989.
-
Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. - М.: Наука. 1986.
-
Мурзаев Э.М. География в названиях. - М.: Наука. 1979.
-
Никонов В.А. Имя и общество. - М., 1974.
-
Петровский Н.А. Словарь русских личных имен.-М.: Сов. Энциклопедия, 1984.
7. Плотников С.А. Тайны имен. Русский язык и литература в учебных заведениях Украины. № 9. 1990.
8. Семещев A.M. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ.- М.: Просвещение, 1968.
Литература, рекомендуемая для учащихся.
-
Никонов В.А. Ишем имя. - М., 1988.
-
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. -М., 1978.
-
Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. - М., 1975.
-
Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. - М.. 1978.
-
Поспелов Е.М. Географические названия мира. - М., 1998.
-
Рязанцев В.Д. Имена и названия. - М., 1998.
-
Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? Что такое топонимика?- М., 1984.
-
Суперанская А.В. О русских именах. - М., 1991.
Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. Имя дома твоего. - М.,2002