- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочие программы по русскому языку
Рабочие программы по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сараева Т.И. |
Дата | 10.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку. Выпускники должны научиться осмысливать связь языка, истории и культуры, освоить такие понятия, как речевая ситуация и ее компоненты, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, сформировать умение осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей.
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на ступенях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.
Особое внимание при повторении и обобщении курса русского языка в 10, 11 классах должно быть уделено работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров.
Программа является примерной и позволяет учителю самостоятельно распределять материал и время для его повторения и обобщения в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Содержание тем учебного курса
Синтаксис и пунктуация. Текст, основы его анализа и продуцирования
(35 часов)
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.
Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте.
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. Основные признаки разговорного, официально-делового, научного, публицистического стилей и стиля художественной литературы. Описание, повествование, рассуждение.
Выразительные средства в тексте. Тропы и фигуры речи. Средства выразительности фонетики и словообразования.
Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обобщения и систематизации курса русского языка выпускник должен:
-
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
-
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента
-
Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественнной литературы
-
Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и
-
скрытую информацию)
-
Читать тексты разных стилей и жанров
-
Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
-
Извлекать информацию из различных источников
-
Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
-
Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
-
Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
-
Адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
-
Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
-
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
-
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные текст
Учебно - тематический план
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
ИКТ
Дата
План
Факт
1
Знакомство с демонстрационной версией текущего года.
1
ФИПИ(портал «Русский язык»)
2
Анализ основных тем, представленных в демоверсии ЕГЭ-2015
1
3
Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте.
1
презентация
4
Основные средства связи предложений в тексте.
1
5
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.
1
6
Пробный экзамен (Тестирование в формате ЕГЭ)
1
7
Основные признаки официально-делового, научного стилей. Основные признаки разговорного. Анализ работ.
1
презентация
8
Основные признаки публицистического стиля и стиля художественной литературы.
1
9
Описание, повествование, рассуждение.
1
10
Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев.
1
текст
11
Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе.
1
текст
12
Структура сочинения - рассуждения: вступление.
1
13
Структура сочинения - рассуждения: формулировка проблемы.
1
14
Структура сочинения - рассуждения: аргументы.
1
15
Написание сочинения - рассуждения.
1
16
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).
1
17
Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные.
1
18
Односоставные простые предложения.
1
19
Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами.
1
20
Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные
1
21
Сочинение рассуждение в формате ЕГЭ.
1
22
Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения.
1
«Фраза»
23
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
1
24
Пробный экзамен .
1
25
Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.
1
26
Пробный экзамен в формате ЕГЭ.
1
27
Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Анализ работ.
1
28
Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
1
29
Выразительные средства в тексте. Сравнение. Метафора. Олицетворение.
1
30
Метонимия, синекдоха. Эпитет. Аллегория.
1
31
Перифраза. Гипербола. Литота. Аллитерация и ассонанс.
1
презентация
32-33
Пробный экзамен в формате ЕГЭ.
2
34-35
Решение вопроса В8. Подведение итогов. Анализ работ.
2
Перечень методического обеспечения
1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - 5-е изд., испр. - М.: Вербум-М, 2005.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10-11 кл. - М.: Русское слово, 2008.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
4. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. - Саратов: Лицей, 2005.
.
Учебные пособия для формирования дидактического материала
1. Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. - М.: Дрофа, 2015.
2. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
3. Козулина М.В. Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ. - Саратов: Лицей, 2011