Урок литературы 7 класс Литературная сказка второй половины 19 века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Литературная сказка второй половины 19 века.

Цель:

- познакомить учащихся с художественными произведениями литературы 19 века для детей;

- развивать навык анализа художественного произведения;

- развивать интерес учащихся к русской детской литературе.


Оборудование: портреты писателей, художественные тексты.

План.


  1. Творчество С.Т.Аксакова.

  2. Маленькие романы Ф.М.Достоевского.

  3. К.Д.Ушинский.

  4. Д. Мамин-Сибиряк.

  5. Самостоятельно: ВИ.Даль, В.М.Гаршин, А.П.Чехов - для детей.

Во второй половине 19 века литературная сказка становится похожей на реалистический рассказ, писатели пытаются понять детскую психологию, особенности детского мышления.

1.Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). Аксаков развивал ставший традиционным в русской прозе жанр автобиографической повести о детстве. В 1858 году появилась его книга «Детские годы Багрова внука». Эта история о формировании детской души - второе его произведение из обширного замысла, посвященного истории дворянской семьи. Замысел получил свое воплощение в трилогии, в которую вошли еще «Семейная хроника» и «Воспоминания».

Тема становления характера ребенка всегда волновала Аксакова. В его бумагах сохранилась записка к неизвестному адресату:

«Есть у меня заветная дума, которая давно день и ночь меня занимает... Я желаю написать книгу для детей, какой давно не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит не достойно мысли... Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление, и чтоб исполнение было художественное в высшей степени».

Главный герой повествования, Сережа Багров, - восприимчивый, чуткий мальчик, способный к сильным чувствам и глубоким переживаниям. Он много размышляет над поведением окружающих и собственным отношением к ним, но больше всего его занимает природа. И по мере того как он взрослеет, отношение его к природе меняется, восприятие делается более глубоким. Однако и другие обстоятельства вызывают в душе Сережи сильную и острую реакцию. Он рано начинает понимать, что взрослые ведут себя не совсем искренне, стараются что-то утаить от него, иногда просто лгут и запутывают. Помимо того, он выясняет, что есть люди добрые и злые. Все это сложно и приводит к душевным страданиям. Спасает соприкосновение с миром природы.

Как и Антоний Погорельский в «Черной курице...», Аксаков стремится закрепить в сознании читателя приметы уходящего времени. Обстоятельно выписываются детали усадебного быта, особенно те, которые были дороги в детстве самому автору.

К детским воспоминаниям Аксакова относится и услышанная им от ключницы Пелагеи сказка об аленьком цветочке. Работая над автобиографической прозой, он вспомнил ее и пересказал, сделав не только эпизодом повести, но и самостоятельным художественным произведением - литературной обработкой фольклорной сказки.

Время, когда Аксаков работал над «Аленьким цветочком», было в литературе периодом всеобщего увлечения фольклором. Аксаков, с детства окруженный людьми из народа, близко знавший их жизнь, любивший их песни и рассказы, не мог не затронуть и ту сторону жизни ребенка, которая соприкасалась с народным искусством.

В «Аленьком цветочке» есть все признаки народной волшебной сказки. Чудеса, творимые в ней, не по силам обыкновенному человеку. «Богатый купец, именитый человек» не может сам выбраться из волшебного леса - его вызволяет невидимое «чудище». Показывается же оно во всем своем безобразии и гневе, когда купец срывает, не спросивши разрешения, аленький цветочек. Так возникает основная нравственная коллизия сказки: неблагодарность заслуживает наказания. В народной сказке обязательно происходит победа доброго и справедливого человека, даже если он кажется слабым. И в сказке Аксакова это главная тема, основное событие - чудесное превращение слабости в силу, преодолевающую колдовские чары. «Дочь меньшая, любимая» побеждает «силу нечистую», заколдовавшую «молодого принца, красавца писанного», благодаря своим человеческим достоинствам она верна дочернему долгу, не помнит зла, благодарна за добро. И относится она к чудищу бескорыстно - любит его за «беседы ласковые и разумные», «за душу добрую», за «все его милости и любовь горячую».

В «Аленьком цветочке» испытываются все герои, и верх над бессердечием, завистью одерживает беспредельная доброта, над физическим безобразием - душевная красота, над хитростью - простодушие. Сказка «Аленький цветочек» занимает достойное место в классике детской литературы.

2. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881).

Из произведений Ф.Достоевского в круг детского чтения вошли его маленькие романы - «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Неточка Незванова», рассказы «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке», а также отрывки из романов.

«Дети странный народ, они снятся и мерещатся» - так начинается рассказ «Мальчик у Христа на елке». Видеть детей всегда означает для героев наступление момента истины, будь то сон Раскольникова о страшном эпизоде из детства или его же реальные встречи с детьми. Такой момент переживает Иван Карамазов, когда произносит слова, ставшие впоследствии постулатом российского общественного сознания: «...От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только... замученного ребенка». Так высоко ценя детство, Достоевский был правдив в изображении детских характеров. Чаще всего писатель говорил о трудных детях или о трудных, переломных моментах в их жизни, обнажающих основу личности. Писатель всегда подчеркивал ответственность взрослых и вину лицемерного общества. Отвергая звание психолога, он силою художественного реализма открыл взрослому читателю забытые им тайны детства. Оказалось, что дитя влюбляется и впадает в ненависть, верит и разуверяется, что путь ребенка тернист, и тернии эти опасны тем, что незаметны для взрослых. Оказалось, что детское сердце замыкается, когда оно испытывает боль, и ребенок по-своему объясняет причины этой боли, и взрослому нужно быть очень чутким, чтобы не нарушить целомудренной тайны ребенка и все же помочь ему. Что даже на преступления ребенок идет, мечтая тем доказать свое право на любовь. Что самый благополучный ребенок все же нуждается в слезах любви-сострадания к другому существу.

Роман «Неточка Незванова» (1849, остался незавершенным из-за ареста по делу петрашевцев, вторая редакция - 1860) относится к ряду произведений о «мечтателях». «Мечтатели» - это те, кто в страхе перед тяжелой, враждебной действительностью «спешит забиться в свой заветный золотой уголок, который на самом деле часто запылен, неопрятен, беспорядочен, грязен; в таких людях мало-помалу притупляется «талант действительной жизни» («Белые ночи»). «Неточка Незванова» - история женщины, начатая с детских лет. Вначале «мечта» девочки образуется из семейной нищеты и болезненной любви ее к отчиму - талантливому скрипачу. Осиротевшую Неточку берет в свой роскошный дом князь Х. - гуманист и благотворитель, однако здесь «мечта» Неточки принимает иной вид: атмосфера заботы и покоя доставляет ей новую душевную боль, а деятельная, веселая дочь князя Катя становится предметом новой детской влюбленности. Подружившись наконец с Катей, Неточка открывает для себя действительный мир таким, каков он и должен быть в детстве, - мир реального счастья.

Роман состоит из двух частей. Первая часть - история семьи Неточки - занимательна своей почти «готической» фабулой, но большая глубина достигнута во второй части, описывающей житье Неточки в княжеском доме. Вторая часть с поясняющим предисловием в детских изданиях представлена как отдельная новелла и предложена читателям среднего школьного возраста.

К «мечтателям» относится и одиннадцатилетний мальчик из рассказа «Маленький герой» (написан под заголовком «детская сказка» в 1849 году, опубликован в 1857 году под настоящим названием). Рассказ создавался в камере Петропавловской крепости. Несмотря на это обстоятельство, атмосфера загородного имения, образ мальчика вышли необычайно светлыми, проникнутыми романтическим настроением.

Любовью к детям наделяет Достоевский своих любимых героев - Алешу Карамазова («Братья Карамазовы»), князя Мышкина («Идиот»), Ивана Петровича («Униженные и оскорбленные»). Самая большая боль, но и самая большая любовь в творчестве Достоевского - дети. Своеобразным лейтмотивом дневниковых записей служит мечта, осуществление которой Достоевский добивался всю жизнь: «Роман о детях, единственно о детях, о герое-ребенке». Идеал Достоевского обозначен в вариантах романа «Подросток»: «Каждый ребенок знал бы и чувствовал, что всякий (кругом встречный человек) кругом него ему отец и мать». Именно дети, первыми стремятся к гармонии и, как результат, осмеливаются принять на себя истину, какой бы она ни была.

3. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - выдающийся педагог и детский писатель. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практической педагогике.

Работа «Родное слово» была построена на фольклоре, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир и хрестоматия» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лепи и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация - все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах. «На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая - и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее».

В «Детском мире...», в разделе «Из Русской истории», рассказы Ушинского о важных исторических событиях. «Поход Игоря, князя Новрод-Северского», «Андрей Боголюбский». Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полна тайн.

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и рассказы в прозе». Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы - корешки; «с тех пор у медведя с мужиком дружба врозь». На известных фольклорных сюжетах построены такие сказки Ушинского, как «Плутишка-кот», «Сивка-бурка», «Вареный топор», «Журавль и Цапля».

- чтение сказок Ушинского, определение идеи.

Книги К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

4. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912).

Рассказы и сказки Мамина-Сибиряка для детей отличаются глубоким реализмом, живостью мыслей и чувств, богатством нравственного содержания. Они давно вошли в классический круг детской литературы. В его творчестве охвачены интересы читателей всех возрастов: сказки - для самых маленьких, рассказы - для старших детей и подростков, романы - для юношества. «Уральские рассказы» Мамина-Сибиряка - большой цикл, который можно разделить на две темы: взаимоотношения человека с природой и общественное зло. Из детских рассказов, входящих в этот цикл, к первой теме относятся рассказы о старых охотниках и животных: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Богач и Ерёмка», «Приёмыш»; ко второй - рассказы о бедах маленьких тружеников: «Вертел», «Кормилец», «В каменном колодце», «Под землей».

В рассказах Мамина-Сибиряка природа Урала и быт уральцев неразделимы. Главные герои - люди пожилые, сроднившиеся с тайгой; они умеют любить природу по-детски непосредственно и вместе с тем без ложной сентиментальности. Рядом с ними часто изображается собака - верный, все понимающий друг, помощник на охоте. Природа не фон для действия - она живет своею жизнью, вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» читатель открывает: как

у людей, так и у зверей действует благородный закон - жертвовать жизнью ради детей.

«Аленушкины сказки» (1894 - 1897) писались Маминым-Сибиряком для его маленькой дочери Елены. Герои сказок - муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы - подчеркнуто малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ; но все действие сказок направлено к их победе. Слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают наконец свое место в жизни.

«Сказка про Комара Комаровича - длинный Нос и про Мохнатого Мишку - Короткий Хвост» и «Сказка про храброго зайца' длинные Уши - Косые Глаза - Короткий Хвост» созданы в традициях народных сказок о животных. «Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

- Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут».

Сила духа важнее силы физической - учит ребенка писатель. В «Аленушкиных сказках» нет прямых дидактических наставлений, а есть сама жизнь с преподносимыми ею уроками.

Большая часть произведений посвящена жизни природы: «Серая Шейка», «Упрямый козел», «Зеленая война», «Лесная сказка». Наиболее близка к фольклору «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей - царевну Кутафью и царевну Горошину». При этом писатель никогда не стремился стилизовать свои сказки под народные. Основу всех сказок составляет собственная его позиция.

Трогательна история Серой Шейки - утки, оставшейся из-за болезни на зимовку. По законам природы гибель ее неизбежна, и даже сочувствующий ей заяц бессилен помочь. Полынья, ее единственное убежище, затягивается льдом, все ближе подбирается хищница лиса. Но мир подчинен не только законам природы. Вмешивается человек - и Серая Шейка спасена. Авторская позиция убеждает читателя в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но стоит ждать удачи.

- чтение сказки, определение ее идеи.

Сказки Мамина-Сибиряка - своеобразный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно важных вещах, которые невозможно объяснить на языке абстракций. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами божьей коровки, козявочки, мухи, собаки, воробья, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.


Д/З: конспектирование статей учебника, читать повесть Л.Толстого «Детство».

ЛИТЕРАТУРА

И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева. Детская литература.- М., 2002.

Детская литература. Под ред. Е.Е.Зубаревой.- М., 1985.

Ленова Т.Н.Русская литературная сказка 19 века. - Томск, 1982.


© 2010-2022