Разработка урока по русскому языку

Цели: повторить основные лексические понятия; закрепить навыки работы со словарем; повторить алгоритм разбора слов по составу; (р/р) продолжить работу по обогащению словарного зСоставление таблицы с использованием Толкового словаря Ожегова и Толкового словаря, помещенного в учебнике (с. 214–217). Лексическое значение слов Прямое – переносное Однозначное – многозначное Слово по использованию в речи Нейтральное, книжное или разговорное Слово по происхождению Заимствованное или исконно русское По времени появления в языке Неологизм или устаревшее По употребительности Общеупотребительное, диалектное или профессиональное апаса учащихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цели: повторить основные лексические понятия; закрепить навыки работы со словарем; повторить алгоритм разбора слов по составу; (р/р) продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Ход урока 4

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Устно комментируются орфограммы и пунктограммы упражнения 12.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по вопросам § 3 (с. 7).

- Что изучается в лексике?

- Что называется лексическим значением слова?

2. Составление таблицы с использованием Толкового словаря Ожегова и Толкового словаря, помещенного в учебнике (с. 214-217).

Лексическое значение слов

Прямое - переносное

Однозначное - многозначное

Слово по использованию в речи

Нейтральное, книжное или разговорное

Слово по происхождению

Заимствованное или исконно русское

По времени появления в языке

Неологизм или устаревшее

По употребительности

Общеупотребительное, диалектное или профессиональное

- Что такое синонимы? Антонимы?

- Назовите известные вам словари, в которых можно найти толкование слова.

3. Индивидуальные задания. Работа по карточкам (в случае затруднения учащиеся могут обратиться к Словарю синонимов и Словарю антонимов).

Карточка 1.

Подберите антонимы к словам.

Свет, вместе, ленивый, сначала, бессильный, поздний, праздники, альтруист, в шутку, горький, оптимист, консерватор, нагревать.

Ответы: тьма, порознь, трудолюбивый, потом, сильный, ранний, будни, эгоист, всерьез, сладкий, пессимист, новатор, остужать.

Подберите синонимы к словам.

Корова, алфавит, летчик, век, бой, народ, огонь, пресса, тайна, родник, обсуждение, верзила, спор.

Ответы: буренка, азбука, пилот, столетие, сражение, люди, пламя, печать, секрет, источник, дискуссия, дылда, полемика.

Карточка 2.

Подберите как можно больше синонимов к словам:

жилище (дом, квартира, приют, угол, апартаменты, логово);

ошибка (просчет, ляпсус, неточность, промах);

душистый (ароматный, пахучий, благовонный);

вежливо (корректно, учтиво, деликатно, галантно, предупредительно);

здравствуйте (привет, здорово, добрый день, мое почтение);

лаконично (сжато, сокращенно, вкратце, односложно);

логично (стройно, последовательно).

Подберите антонимы к словам.

Хилый (могучий), эгоист (альтруист), зажечь (потушить), союзник (противник), различие (сходство), ломать (строить), щедрый (скупой).

4. Самостоятельная работа.

- Пока ребята работают по карточкам, мы тоже выполним небольшую самостоятельную работу: используя составленную таблицу, охарактеризуем слова язык, денница, интернет.

5. Работа по нахождению и определению омонимов.

- Вспомните, как называется лексическое понятие, о котором рассказывается в шуточном стихотворении Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?». О чем предупреждают слова из русской речи, из родного языка?

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу - далеки.

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по смыслу, называются омонимами.

- Составьте словосочетания с приведенными омонимами:

Разработка урока по русскому языку.

- А теперь отгадайте загадку. Отгадка - омоним:

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкнуло в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу.

(Ключ.)

Чтение стихотворений (подготовленными учащимися) со словами-омонимами.

- Найдите омонимы, подберите к ним синонимы, объяснив значение.

Слово звучит

Над разбуженным краем:

Свет добываем!

Свет добываем!

Селам и школам,

И сельсовету,

И всему свету!

И всему свету!

А. Твардовский

Он купил ириску,

Решил ее не есть.

Но как не есть ириску,

Когда ириска есть.

А. Барто

6. Работа по определению многозначных слов.

- Попытайтесь установить, в каком значении употреблено слово голова в стихотворении Ю. Коринца «Стихи о голове»:

Голова - всему венец:

В ней начало и конец…

Составлять в уме слова

Вам поможет голова…

Жить с хорошей головой,

Что с богатой кладовой.

Словно в речке отраженья,

В ней хранятся сбереженья -

Запах леса,

Шум прибоя,

Звезды,

Небо голубое,

Основы математики

И правила грамматики.

- Значений у слова голова очень много. Определите их.

1) От бессонницы у него заболела голова. 2) Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро. 3) В неравном бою он сложил свою голову. 4) Голова пехотной колонны. 5) Колхоз-миллионер продал государству сто голов рогатого скота.

(Для справок: 1) Голова - верхняя часть тела человека или животного; 2) ум, рассудок; 3) жизнь; 4) передовой отряд; 5) единица счета скота.)

Задание. В Толковом словаре найдите по два примера однозначных и многозначных слов. Выпишите к ним словарные статьи.

- Одно ли и то же значение имеет слово жизнь в приведенном предложении?

Подлинная красота - вещь относительная и очень конкретная и в жизни индустриальной стройки, и в жизни общества, и в жизни каждого человека (А. Безыменский).

- Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

V. Подведение итогов урока.

- Что изучает лексика?

- Что называется лексическим значением слова?

- Какое еще значение слова вы знаете? (Грамматическое.)

- Охарактеризуйте слова по употребительности, по происхождению, по времени появления в языке.

 Домашнее задание: упражнение 14 (с. 8).

Ход урока 5

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Морфологический разбор слов наклоняюсь, двойного выполняется у доски; знаки препинания, орфограммы и фонетический разбор слов землю, твоя проверяется на местах.

- В каком значении употребляется слово цветок?

- Какой из синонимов к слову кудрявый (слово в рамке на с. 8) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?

III. Повторение темы «Фразеология».

1. Вопросы к классу.

- Что изучает фразеология?

- Что называется фразеологизмом?

2. Слово учителя.

- По словам Михаила Шолохова, в чеканных народных изречениях и афоризмах из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Береги границу, как ока зеницу); другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, загадок. Крылатые слова произошли от определенного литературного или исторического источника: «Сильнее кошки зверя нет» (И. А. Крылов), «Свежо предание, да верится с трудом» (А. С. Грибоедов).

Крылатые слова выполняют в речи очень важную роль, помогая нам с удивительной меткостью выражать сущность довольно сложных явлений.

Давайте вспомним некоторые из них, попытаемся объяснить смысл каждого фразеологизма.

3. Работа у доски и в тетрадях.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы и смысл фразеологизма.

Держат..ся в тени; ут..реть нос; соб..рат..ся с мыслями; щ..котливый вопрос; прот..нуть руку помощи; д..ржать в черном теле; пр..брать к рукам; вт..рать очки; калач..м не заман..шь; в..сеть на телефоне; т..ж..лая артиллерия.

Задание 2. Сгруппируйте фразеологические обороты в 3 синонимических ряда (по вариантам):

I - со значением «похожи друг на друга»;

II - «ничем не выдающийся, средний, посредственный человек»;

III - «очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть».

Ни рыба ни мясо; стреляный воробей; два сапога пара; ни богу свечка ни черту кочерга; одним миром мазаны; ни то ни се; тертый калач; одного поля ягоды.

Задание 3. Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро» (фразеологизмы записаны на доске).

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

4. Игра «Кто больше?»

- Мы уже убедились, что фразеологизмы помогают понять, отразить характер человека, его настроение.

Предлагаю за установленное время записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:

1) имеющих в своем составе название какого-либо животного или птицы (козел отпущения, волком смотрит, белая ворона);

2) начинающихся глаголами (делать из мухи слона, толочь воду в ступе, пускать пыль в глаза, смешать с грязью, ходить на голове);

3) состоящих из двух существительных и предлога (собака на сене, свинья под дубом, смех сквозь слезы);

4) состоящих из прилагательного и существительного (казанская сирота, волчий аппетит, бездонная бочка);

5) имеющих в своем составе числительные (семь пятниц на неделе, в трех соснах заблудился);

6) со словами-синонимами (переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит);

7) со словами-антонимами (с больной головы да на здоровую, и стар и мал).

Задание 4. Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который…

а) пришел не вовремя (нелегкая принесла);

б) чистосердечный, без предубеждений (с открытой душой);

в) влиятельный человек (птица высокого полета);

г) очень болтлив (язык без костей);

д) очень робок (тише воды);

е) держится неестественно прямо (как аршин проглотил);

ж) часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе);

з) бесследно исчез (канул в Лету, провалился сквозь землю);

и) понял вдруг настоящую правду (глаза открылись);

к) бывалый (тертый калач);

л) всегда выполняет свои обещания (человек дела);

м) великодушен и смел (рыцарь без страха и упрека).

Задание 5. О каких пороках человеческих говорится в данных пословицах?

Привыкшие врать не краснеют. Ложь стоит на одной ноге, правда - на двух. Спроста сказано, да неспроста сделано. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Человек с коротким умом обзаводится длинным языком. Человек познается по его языку, как плохой орех по своей легкости. Больше всего заблуждается человек по вине своего языка.

4. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Беседа по вопросам.

- К чему призывает поэт?

- Что обозначают использованные им фразеологизмы?

Списать стихотворение (упражнение 16), подчеркнуть орфограммы в корнях и окончаниях слов.

IV. Подведение итогов урока.

 Домашнее задание: используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своем друге, указав положительные и отрицательные черты его характера.





© 2010-2022