Конспект урока литературы в 7 классе (УМК Т. Ф. Курдюмовой) по теме Юмор и сатира в рассказе А. П. Чехова Хирургия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 7 классе по УМК Т.Ф. Курдюмовой

Тема урока: Юмор и сатира в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательная: познакомить с биографией А.П. Чехова, показать талант писателя как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение, выведение понятий "юмор" и "сатира".

Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности; развитие культуры речи, читательских умений; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку "Жизнь и творчество А.П. Чехова", фонохрестоматия к учебнику литературы 7 класс, портреты А.П. Чехова, иллюстрации к произведению, карточки-задания для работы в группе, лист самооценки.

Ход урока

На доске написаны эпиграфы и литературоведческие термины к уроку:

О смех, великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха...

Боясь смеха, человек удержится от того,

от чего не удержит его никакая сила.

Н.В. Гоголь

Краткость - сестра таланта.

Они смешные, но невесёлые.

А.П. Чехов

Юмор (англ. humor "нрав", "настроение") - изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Сатира (лат.) - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А прозой я скажу.

1.Эмоциональный настрой класса ( если за окном пасмурно)

- Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Светлый, солнечный или хмурый, пасмурный?

- А какое настроение вызывает такая погода?

-Знаете, что нужно делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

- Надо улыбнуться.

- Я хочу поделить с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.

Улыбнитесь друг другу! Почувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные другом или подругой и пронесите это настроение через весь урок.

2. Ввод в тему урока. Мотивация.

Я предлагаю начать наш с вами урок с игры, которая называется "Четвёртый лишний". Перед вами четыре произведения. Найдите среди них четвёртое лишнее, объясните свой выбор. (слайд 1)

"Заколдованное место"

"Ночь перед Рождеством"

"ХИРУРГИЯ"

"Пропавшая грамота"

(Обучающиеся отвечают)

С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня познакомимся с биографией А.П. Чехова, с его произведением. В качестве эпиграфа я взяла высказывание Н.В. Гоголя, известный все афоризм "Краткость- сестра таланта" и "Они смешные, но невесёлые", такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотели сказать Н.В. Гоголь и А.П. Чехов этими высказываниями.

Давайте обратимся к 1 эпиграфу и ответим на вопрос: Какой смысл заключается в этих словах?

Вывод: смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, то есть смех исправляет человеческие недостатки (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от всего плохого, а значите делает лучше).

3. Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись докопаться,

Почему нам так смешно.

В тетрадях запишем число и тему урока:" Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия". (Слайд 2)

-Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться на уроке?

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни: будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 7 классе вам впервые придётся взглянуть на смешное глазами учёных-литературоведов. Ведь чтобы вызвать смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами.

III. Актуализация ранее изученного материала.

- Произведения, которые вызывают смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске (Юля читает об юморе)

- Ребята, а скажите юмор - это всегда какой смех? (Добрый)

Да это смех, который не уничтожает человека, а высмеивает его недостатки.

4. Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться с его автором. Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в понимании замысла и содержания произведения. (презентация о жизни писателя со 2 слайда).

5. Презентация "Жизнь и творчество А. П Чехова" ( слайды 3-13)

- Что нового вы узнали о Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Будучи врачом, он мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые необычные смешные моменты, что находило отражение в его произведениях. Как вы заметили, сюжеты для своих рассказов А. П. Чехов брал из жизни. Ребята, давайте послушаем в аудиозаписи рассказ А.П. Чехова "Хирургия" в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге - Марата Рави (это хороший пример сценического чтения литературного произведения., его называли "человек-оркестр"-человек и голос, богатство тембров, что, кажется, перед нами настоящий театр)

6. Постановка проблемного вопроса.

Во время прослушивания рассказа, вы должны подумать и определить, почему рассказ называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?

7. Прослушивание аудиозаписи рассказа. (слайд 14)

- Понравился ли вам рассказ? Какое впечатление он произвёл на вас?

Наверняка некоторые значения слов показались вам не совсем понятными.

Объясним значение этих слов. (слайды 15-16)

Земская больница -это больница, организованная земством.

Земство- орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 году в губерниях и уездах ( в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах - один доктор.

Фельдшер - помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок - низший чин служителя церкви.

- О чём рассказ? Каков его сюжет? (краткий пересказ)

Герои в нём смешные, но невесёлые. Давайте с вами разберёмся в этом. (Работа с текстом рассказа)

- Давайте обратимся к тексту и посмотрим как выглядела земская больница? Прочтите описание в тексте (стр. 32).

- Подробное или краткое описание? (Земская больница не описана Чеховым подробно. Обычно в таких больницах были палата для больных и приёмное отделение. Работал один доктор. В приёмной стоит шкаф с инструментами, в бутылке карболовый раствор. Пациенты- люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов)

- Посмотрите на доску

Вонмем! Это возглас, призыв во время службы, означающий на церковнославянском языке ВНИМАЙТЕ!

Вонмем - внимание- внимайте. Какие это слова? (Однокоренные)

- А о каком человеке они говорят? (О человеке к голосу которого люди должны быть внимательны, так как он имеет отношение к церкви, да и фамилия говорит о том же.)

- А фамилия Курятин? Вспомните с чего начинается рассказ? Что делает главный герой? (стр.32 фельдшер курит зловонную сигару)

- А фамилия о чём говорит? (Герой много курит. А ещё связана со словом курятина. Есть такое выражение "КУРИЦЫН СЫН", т. е глупый и трусливый человек)

- А выражение МОКРАЯ КУРИЦА? О каком человеке так говорят? (О жалком)

УЧИТЕЛЬ: Чехов очень переживал невежество своих коллег, он писал "Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким..."

- Так какое значение больше подходит к фамилии Курятин? Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Метафора-перенос значения с одного предмета на другой.)

- Какими перед нами предстают фельдшер и больной? Как они ведут себя в начале и в конце произведения? (Сначала обращаются друг к другу на ВЫ и по имени и отчеству. А потом обзываются, передразнивают друг друга и "тыкают")

- О чём рассказывает дьячок? А фельдшер? (стр.33 -дьячок о глупых способах снятия боли; стр. 34 -фельдшер хвастается мастерством, которого нет)

- А о чём говорит такое поведение? ( Перед нами невежественные, малообразованные, невоспитанные люди)

Вызывает ли смех такое поведение?

- Найдите и прочитайте реплики фельдшера. Как он говорит о своей профессии? (стр. 34)

- О чём хочет сказать герой? А о чём хочет сказать автор? (Фельдшер: "Хирургия" -пустяки... Тут во всём привычка, твёрдость руки... Раз плюнуть")Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию.

- А автор? (Даёт нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает своё дело и храбрится перед операцией)

- Вспомните, как он выбирает инструмент? Найдите и зачитайте в тексте. (стр. 34)

- О чём говорят эти действия? (У фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент, и он выбирает наугад).

- На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один понимает и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского.

- Почему для него важно рассказать об общении с помещиком, чем сосредоточиться на зубе дьячка?

- Ребята! Обратите внимание на речь Курятина. Какие предложения он строит, высказывает ли свою мысль до конца? Приведите примеры. (стр.34 Образованность... один костюм сто рублей стоит... Речь его бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и препирается с пациентом)

- Человек какого культурного уровня перед нами? (Человек с низким уровнем культуры, плохо знающий своё дело)

- Можно ли рассказ назвать юмористическим? вспомним что такое юмор. (Запись в тетрадь)

- Что высмеивает автор? (Нелепые характеры героев, их глупость, самоуверенность. Юмор в рассказе основан на изображении смешной ситуации.)

- Слушая этот рассказ и хочется смеяться, но в то же время становится грустно. Почему? (Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение курятина причиняет страдание дьячку Вонмигласову)

- Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли отношение к фельдшеру?

-Почему рассказ назван "Хирургия"? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов? (О такой, которой на самом деле быть не должно. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдаёт себя за опытного врача)

- Запись в тетрадь САТИРА.

- ИТОГ: Что высмеивает Чехов? (глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство)

8. Физкультминутка

9. Самостоятельная работа в группах

-Проанализировав героев, их поведение, необходимо поговорить и о неповторимом стиле рассказов Чехова. Для этого разобьёмся на группы.

Задания для 1 группы:

1. Вспомните прочитанные рассказы, посмотрите в содержание сборника рассказов Чехова, что вы можете сказать о заглавиях? Какие они?

2. О чём мы узнаём в самом начале рассказа? Подтвердите текстом рассказа. Что вы можете сказать о завязке рассказа?

3. Что лежит в основе сюжета? Что в большом количестве встречается в рассказе? Какую роль играет диалог?

Задания для 2 группы:

1. Найдите в тексте описание внешности героев, описание окружающей обстановки, пейзажа (если есть). Насколько подробно даны эти характеристики?

2. Что приносит дьячок в больницу? Почему именно этот предмет? Зачем приносит? когда мы снова встречаемся с этим предметом? Подтвердите примерами из текста. Какую роль играет эта деталь для понимания текста?

3. Как заканчивается рассказ "Хирургия"? Ожидали ли вы, что всё закончится именно так?

Просмотрите вопросы, посовещайтесь. Минута на размышления.

Итак, начнём с заглавия. Слово предоставляется первой группе.

1. Что вы можете сказать о названиях рассказов? Какие они? (Названия "Лошадиная фамилия", "Хирургия", "Толстый и тонкий", "Жалобная книга"...Состоят из одного-двух слов)

По мнению Чехова заглавие должно быть ярким, кратким, ясным.

Первая особенность рассказов Чехова- простое, предельно краткое заглавие рассказа.

- Как обычно построен рассказ? Какова его композиция? Из каких частей состоит? (завязка- место действия и действующие лица, кульминация, развязка)

2. О чём мы узнаём в самом начале рассказа? (О месте, времени, героях. Мы ранее зачитывали эпизоды рассказа, где узнавали кто главный герой, как его зовут, кем работает. Вступление (завязка) очень краткое. Всего 4 предложения)

Далее обращается внимание на высказывание В.В. Набокова: "Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает"

Вторая особенность рассказов Чехова - Короткая завязка, дающая полную информацию о месте событий, времени, героях.

- А теперь поговорим о сюжете. Что лежит в основе сюжета? Общая проблема человечества, судьба героя или обычная бытовая ситуация? (Чехов рассказывает о случае жизни, на первый взгляд совсем заурядном)

Третья особенность рассказов Чехова - в основе сюжета лежит бытовая ситуация, случай из жизни.

- Пролистайте страницы рассказа. Что в большем количестве встречается в рассказе? какую роль играет диалог? Много ли места отводится диалогу? ( В диалоге мы слышим речь героев и понимаем, какой человек стоит перед нами, его уровень образованности, воспитанности, какое место занимает он в жизни)

- Приведите примеры из текста. Какие слова используют герои, когда ругаются? Понятен ли характер героев через речь? (Мы видим, что на самом деле герои грубы, не воспитаны, невежливы).

Четвёртая особенность рассказов Чехова - Диалогу автор уделяет большое внимание, так диалог- это средство характеристики героев.

Теперь слово предоставляется второй группе.

- Найдите в тексте описание внешности героев, описание окружающей обстановки, пейзажа (если есть, стр. 33-32)

- Как выглядят герои? Подробно ли дана портретная характеристика?

Пятая особенность рассказов Чехова - отсутствие подробных пейзажных и портретных зарисовок.

- Что приносит дьячок в больницу? Почему именно этот предмет7 Зачем приносит? Когда мы снова встречаемся с этим предметом? (стр.33, 36)

- Какую роль играет эта деталь для понимания текста? (Дьячок приносит просфору, т. к. это самое дорогое для него - святой хлеб. В конце рассказа он забирает хлебец, и это говорит о том, что он недоволен работой фельдшера. Он не заслуживает благодарности)

- Такие тонкие подробности в литературе называют детализацией. Деталь может многое рассказать о герое.

- Какая деталь указывает на наглость Курятина? (Сигара, презрительно зажатая меж пальцев)

- А его неумение? (Выбор инструментов)

Шестая особенность рассказов Чехова - подробное описание заменено "говорящей" деталью.

- А как заканчиваются рассказы Чехова? (Смешно, внезапно, нет развёрнутой концовки.То же самое происходит и в рассказ "Хирургия")

Седьмая особенность рассказов Чехова - яркая, смешная, неожиданная развязка.

III. Итог урока. Рефлексия

- В чём Чехов видел смысл своего юмора, своей сатиры, писательской деятельности? (Бороться со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью)

-А борется он с этими пороками доступными ему средствами, т. е. средствами литературы. А это прежде всего ЮМОР и САТИРА. И помогают ему в этом те особенности рассказа, которые мы с вами нашли в процессе групповой работы. Можно сказать, что отдалённые от нас целым столетием рассказы Чехова во многом современны, даже злободневны.

Наш урок подходит к концу. Давайте оценим нашу деятельность при помощи листов самооценки. (листы заполняются обучающимися и сдаются учителю).

IV. Домашнее задание. Выразительное чтение рассказа Чехова "Жалобная книга";

индивидуальное задание: 1. составить небольшой тест по рассказам Чехова "Хирургия", "Жалобная книга"; 2. нарисовать рисунок понравившегося эпизода


© 2010-2022