Доклад на тему: Стратегия ЖИГСО на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стратегия ЖИГСО на уроках русского языка

в группах с казахским языком обучения

Стратегия ЖИГСО, раньше была известна как коллективный способ обучения, методом групп сменного состава (по Ривину). Она, на мой взгляд, является эффективным средством обучения, стратегия, позволяющая изменить отношение студентов к тексту, к слову, позволяющая наиболее максимально изучить теоретический материал, поскольку в процессе работы по данной стратегии студенты в течение урока минимум 2-3 раза читают, изучают текст.

Модификаций стратегии «Жигсо» существует несколько видов, но объединяет их один принцип: создание условий, когда студент хочет индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли. Одной из расшифровок ЖИГСО является желание индивидуально говорить, создавать, оформлять.

Задачи метода:

  • анализировать текст совместно с другими людьми;

  • вести исследовательскую работу в группе;

  • доступно передавать информацию другому человеку;

  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;

  • овладение навыками совместного критического анализа текста.

В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения какого-то вопроса, учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; и многое другое.

Говоря о разновидностях ЖИГСО, приведу сравнительную таблицу 3 стратегий. Общим является то, что первоначальным этапом работы является работа студентов над одинаковым текстом, далее студенты расходятся в экспертные группы, где происходит взаимообучение. Отличия ЖИГСО следующие: в модификации «Ажурная пила» - текст для всех одинаков, он дополняется в экспертных группах новыми сведениями. Мозаика ЖИГСО- 1 тема делится на части, которая в итоге соединяется в единое целое. Модификация «Зигзаг» отличается тем, что начало работы индивидуальное, каждый студент сосредоточен на своей части с соответствующим номером.

Разновидности

ЖИГСО

Организация работы

Основные отличия

Модификация «Ажурная пила»

  1. Сначала студенты работают в "домашней" группе, полностью прорабатывают информацию: по заранее розданным вопросам, составляют кластер, различные вариант таблиц и т.д.

  2. Потом в экспертной группе они получат дополнительную информацию от представителей других групп.

  3. В последней части занятия студенты снова возвращаются в свою "домашнюю" группу, для того чтобы поделиться той новой информацией, которую им предоставили участники других групп, и обсудить ее.

Основное отличие:

- первичная и достаточно подробная проработка задания проводится в домашней группе;

- в экспертных группах идет дополнение по выбранному группой вопросу: подбираются новые примеры, приводятся дополнительные факты и т.д.;

- в связи с этим у каждой домашней группы должен быть РАЗНЫЙ текст: основополагающая информация одинакова, но примеры, и дополнительная информация должны различаться. Это даст возможность участникам экспертной группы расширить и углубить обсуждаемый в группе вопрос.

Мозаика ЖИГСО

1 шаг. Группа делится на небольшие подгруппы численностью от 3 до 5 лиц (так называемые домашние группы). Каждый участник получает номер от 1 до 5.
2 шаг. Называется тема статьи или текста и учитель поясняет, что надо понять текст, который будет изучаться по частям.
3 шаг. Текст делится на части. И участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы
4 шаг. Каждая группа досконально изучает свою часть текста.
5 шаг. Потом участники расходятся по домашним группам.
6 шаг. И теперь начинается полное изучение текста. То есть, каждый номер должен рассказать и изложить содержание своей части текста, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему. Педагог потом проверяет понимание текста и на вопросы отвечают все члены группы, а не тот участник, который отвечал за тот или иной кусок текста.

- с самого начала занятия учащиеся не собираются в домашней группе для обсуждения, а сразу идут в экспертные группы;

-менее технологически разработана процедура изучения текста, что позволяет преподавателю разнообразить методы работы учащихся;
- вопросы, уточняющие понимание рассказанного в домашней группе отрывка, проверяет преподаватель, а не учащийся.

Модификация «Зигзаг»

Дальнейшая работа - как описано выше. Учащиеся объединяются по карточкам от 1 до 4 (5). Составление домашней группы в этом случае может идти по цвету карточки с номером, по ее форме (треугольник, и т.д.).

Основное отличие:

- начало работы - индивидуальное. Группа разделена на четверки, у каждого номер от 1 до 4. Студенты работают с текстом, каждый сосредоточен на своей части с соответствующим номером.

Реализуя данную стратегию на практике, 6.02.2015 по теме «Функциональные стили речи» в гр. ИР-13-9 мною был проведен урок по технологии КМЧП с применением стратегии «Ажурная пила», на котором можно было наглядно посмотреть стратегию в действии. Анализируя эффективность применения стратегии, приведу мнения студентов, которым были заданы следующие вопросы:

Как ты относишься к такой форме построения урока?

Все студенты ответили положительно на данный вопрос, аргументируя тем, что такая форма построения урока «дает возможность выучить лекцию на уроке»

Отрицат. момент «не успеваю дописать конспект урока»

Что тебе нравится в уроке?

«То, что собираются уч-ся с разных вариантов и начинают обсуждать тот или иной вопрос» «То, что мы учим друг друга», «Мобильность, регламент времени», «То, что мы работаем в группе и можем советоваться», «Не только обучает, но и развлекает»

«Изучение идет самостоятельно и это приводит к непониманию темы»

Как ты относишься к такой форме изучения учебного материала?

«Очень эффективный метод», «Очень удобно так работать» и т.д.

Можешь ли ты оценить эффективность этого метода для себя?

«Когда обмениваешься знаниями, несколько раз повторяем, хорошо запоминается», «Приносит результат», «Дома мне не надо учить лекцию, потому что я её уже выучил в колледже»,

«Из 5 баллов оценила бы на 4»

Если эффективность высокая, то как, где?

«Эффективность высокая, кто учит», «В школе, когда выдаю классный час»

Если эффективность низкая, то почему?

«А кто нет, тому низкая», «когда студенты разговаривают о своем»,

«Иногда есть учащиеся, которые не поняли тему, этот же учащийся плохо объясняет, может помешать»

Но главным результатом в проведении урока для меня стала проверка домашнего задания на следующем уроке, построенной по дифференцированному принципу: 1 группа студентов отвечала на 30-вопросный тест, 2 группа студентов готовила устную презентацию всей темы с приведением собственных примеров, 3 группа учащихся работала по стратегии «Перемешанные события».

Отмечу, что проверка теста дала 75% качество знаний, устная презентация способствовала развитию творческих способностей учащихся и давала возможность проанализировать уровень владения материалом студентами, стратегия «Перемешанные события» работали на развитие аналитико-синтетическое мышление, когда необходимо предложенную ситуацию отбирать, применять, синтезировать и анализировать.

Работая по данной стратегии хотелось бы поделиться некоторыми рекомендациями, которые выработались в ходе практики

  • Необходимо четко представить, каким образом вы будете рассаживать учащихся по группам (сколько будет групп; как вы им скажете, что надо пересесть; сколько времени займет пересаживание; сколько человек будет в группе и какими они будут по характеру - хотя бы примерно; как добиться того, чтобы все учащиеся, находясь в группе, все же сидели к вам лицом).

  • Иногда бывает полезно провести серию заданий на сплочение группы. Например, дать задание придумать название группы, визитную карточку, девиз и т.д., все это, как правило, сплачивает группу, таким образом развивая коммуникативные способности студентов.

  • Необходимо четко и максимально кратко дать учащимся инструкции - что необходимо сделать, зачем это нужно сделать, когда им нужно будет закончить работу и как она будет оцениваться.

  • Во время групповой работы педагог проходит по группам (уточняет инструкции, помогает сформулировать ближайшую задачу, напоминает о ролях, о времени; задает уточняющие вопросы; хвалит за что-то и др.).

  • По окончании групповой работы (а необходимо сделать так, чтобы все группы закончили работу почти одновременно), преподаватель организует обмен результатами.

  • Подводятся итоги (очень кратко, поскольку они фактически уже подведены выступлениями групп).

Определяя работу на будущее, ставлю для себя задачу применение всех существующих различных модификаций стратегии ЖИГСО, определение проблем, которые, возможно, будут, а также поиск их решения.

© 2010-2022