Статья из опыта работы на тему: Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Бузынникова Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка.


Проблема слабой успеваемости детей и способы преодоления ее издавна волнуют педагогов. Каковы же причины, порождающие неуспеваемость? Конечно, у каждого ученика своя причина, но в то же время есть и общее, что характерно для определенного круга школьников.
На мой взгляд, слабоуспевающий - это тот, у которого отсутствуют познавательные интересы, желание учиться. Причиной может быть как влияния улицы, сверстников, так и проблемы, имеющиеся в семье, а также
снижение ценности образования в обществе, дефекты здоровья школьников, низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации.

Таким обучающимся, несомненно, нужна помощь, которая должна заключаться главным образом в формировании и развитии приемов познавательной деятельности, одним из основных процессов которой является память. Она же является одним из основных свойств личности и необходимым условием для развития интеллектуальных способностей учеников.

Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому, хочу предложить приемы развития памяти, которые использую в работе на своих уроках. Мы знаем, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Диагностика показала, что у детей, особенно слабоуспевающих, преобладает зрительная память, поэтому на уроках для лучшего понимания и усвоения материала стараюсь использовать схемы, алгоритмы, памятки.

Кроме этого, большую роль играет многократное повторение правила, что способствует его непроизвольному запоминанию. Немаловажно преодолеть механическое заучивание, «зубрежку», которые нередко являются причинами слабой успеваемости.

Психологи советуют для повышения интереса школьников к работе включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь учащихся с пониженной работоспособностью. Этой цели служат задания, основанные на ассоциативных связях, цель которых - научить детей не только приемам запоминания, но и отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика.
Для этого учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывания, вовлекать их в каждые виды деятельности, подключать к запоминанию различные чувства детей, создавать на уроке условия для творчества, фантазии обязательно пробуждать к выбору индивидуального способа запоминания того наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика.

Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти можно проводить слуховые и зрительные диктанты, направленные на тренировку внимания, осознанное запоминание правильного написания.
Такие диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимым звуком.

Известно, что память - результат собственных усилий любого человека. В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, оно также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, и, наконец, словарные слова включены в экзаменационные задания. Нашим ученикам, особенно слабоуспевающим, нужно не только запомнить написание словарных, непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильное ударение. И в этом случае необходимо развивать память.

Для укрепления зрительной памяти надо уметь «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них «ошибкоопасные» (трудные) места. Как проводится тренировка памяти?

Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти

1. Постарайтесь запомнить («сфотографируйте») как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу (в течение 1 минуты).

2. Запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1-2 минут).

Ученики, запомнившие и записавшие наибольшее количество слов, получают задание подготовить аналогичное задание для класса по конкретным упражнениям учебника.

Упражнения для тренировки памяти.

  1. Вставить пропущенную букву и написать правильно слово. В этот вариант попадают слова, которые уже показывались ранее.

  2. На доске заранее записываем 10 слов, начинающихся на одну и ту же букву, открываем запись на минуту, потом доску закрываем и предлагаем ученикам написать их по памяти.

  3. Список словарных слов висит в течение длительного времени (2-3 недели) на стенде. Потом этот список снимаем или закрываем листом. Предлагаем записать запомнившиеся слова.

  4. В предъявляемой карточке есть слова, в которых буква закрыта полоской. При помощи сигнальных карточек ученики показывают, какая буква должна быть в слове.

Задания, направленные на развитие внимания и памяти, помогают быстро и эффективно сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, совершенствуют практическую грамотность каждого ученика.


© 2010-2022