- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы по теме: «Пословицы и поговорки» (2 часа)
Конспект урока литературы по теме: «Пословицы и поговорки» (2 часа)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коптева М.Л. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. ВУКТЫЛ
Конспект урока литературы по теме: «Пословицы и поговорки» (2 часа)
Класс: 5
Подготовила учитель русского языка и литературы
Коптева Марина Леонидовна
г. Вуктыл
2015 год
Цели урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению, поиску, первичному запоминанию и систематизации новых знаний и способов деятельности.
Цели деятельности учителя:
- помочь учащимся вспомнить известные жанры фольклора;
- формировать понятия о пословице и поговорке;
- обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
- показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;
- воспитывать бережное отношение к языку;
- ориентировать учащихся на развитие исследовательской культуры;
- помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;
- развивать умение учащихся обосновывать свою точку зрения;
- воспитывать уважительное отношение учащихся к мнениям одноклассников;
- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;
- воспитывать уважительное отношение учащихся к культуре Коми края;
- мотивировать познавательный интерес к предмету.
Задачи:
1) обучающие - дать представление о пословице и поговорке как малых жанрах устного народного творчества; путем сравнения, сопоставления и исследования выявить основные признаки, свойственные этим жанрам;
2) развивающие - развитие навыка выразительного чтения; развитие коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
3) воспитательные - воспитание ценностного отношения к русскому и коми фольклору.
Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний, способов деятельности.
Технологии урока:
- дифференцированного подхода в обучении;
- поэтапного формирования умственных действий;
- индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- развития исследовательских и творческих навыков;
- здоровьесберегающие (обеспечивающие гигиенические условия и оптимальную организацию учебного процесса и физическую активность школьников, включая применение динамических методов обучения).
Методические приёмы: слово учителя, медитация, аналитическая беседа, выразительное чтение учащимися пословиц и поговорок, словесное рисование, игра, анализ средств художественной выразительности, криптограмма, компьютерная презентация; для практического применения полученных знаний используется творческая работа.
Оборудование: карточки с пословицами, карточки и кружки для лото, раздаточный материал, учебник, литературоведческий словарь, лингвострановедческий словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения», презентация, компьютер, проектор, экран.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) знать содержание, композицию и лексику пословиц и поговорок;
2) уметь анализировать художественное своеобразие пословиц и поговорок, использовать меткие народные суждения в разных жизненных ситуациях.
Метапредметные:
1) личностные: привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы; умение давать адекватную самооценку учебной деятельности;
2) познавательные: умение формулировать познавательную цель, структурировать знания по предмету, читать, слушать, извлекая нужную информацию, устанавливать аналогии; синтезировать, интерпретировать информацию для составления аргументированного ответа на вопрос, делать обобщения и выводы, строить высказывание в устной и письменной форме, отбирать материал для самостоятельного выполнения;
3) регулятивные: умение удерживать сформулированную учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, определять меру усвоения изученного материала, работать самостоятельно, осуществлять взаимопроверку, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществлять рефлексию;
4) коммуникативные: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить монологическое высказывание, владеть письменной речью, выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Пословица недаром молвится
Ход урока
1.Организационный момент. Слайд 1.
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор об устном народном творчестве. Слайд 2.
Проведение медитации с пожеланием успеха на уроке.
- Прикройте глаза и мысленно повторяйте: «Я внимателен, сообразителен, уверен в себе».
2. Актуализация знаний.
Игра «Литературное лото». Групповая работа. Слайд 3.
Учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает карточку с литературоведческими терминами и кружки с цифрами от 1 до 8:
Считалка
Колыбельная
Поговорка
Загадка
Гадание
Примета
Пословица
Потешка
Словарная работа. Учащиеся вспоминают определения жанров, пользуясь записями в тетрадях, литературоведческими словарями, учебниками.
Учитель читает тексты. Ребята определяют жанр.
-
-
Пёс Полкан, полезай в стакан, хватай лимон, убирайся вон!
-
-
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок и потащит во лесок, под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, нашу Аню не буди!
-
Деревья в инее - небо будет синее.
-
Кому кольцо вынется, тому сбудется, не минуется.
-
Рыбу в воде не утопишь.
-
Две смерти не дадут, а от одной не откажешься.
-
Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спине щетинка.
-
Пёс Полкан попал в капкан!
Г) Проверка выполнения задания.
- Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Почему их называют малыми жарами?
3. Беседа по теме урока
- Сегодня наш разговор пойдёт о пословицах и поговорках. Вспомните некоторые из них. О чем говорят они? (В основном это советы, правила.)
- В.И. Даль в своём словаре выделил 179 рубрик для пословиц: счастье, скупость, богатство, судьба и прочее. Слайд 4. Эти темы так же обширны, как и жизнь народа. Н.В. Гоголь назвал пословицы «стоглазым Аргусом» - мифологическим бессонным стражем, каждое око которого глядит на мир, всё знает, всё понимает, обо всём догадывается. Слайды 5, 6.
4. Работа с текстами коми пословиц в группах сменного состава.
- А теперь предлагаю вам познакомиться с коми пословицами и поговорками.
Материал для карточек
-
И холодное лето теплее теплой зимы.
-
Осенью и сорока, и ворона сыты.
-
Два лета подряд не бывает.
-
Гуси улетают - тепло уносят.
-
Пойдешь по правильной дороге - найдешь счастье.
-
Старая собака на лишайник не залает.
-
Умному и медведь спляшет.
-
Собака лай, олень свое дело знай.
-
На родине тебе и дерево улыбнется.
-
Своя земля и в горсти мила.
-
Родимая сторона мать, а чужая - мачеха.
-
Где кто родится, там и пригодится.
-
Глухарка с филином на одну доску не сядет.
-
Умение охотника видно по его котомке.
-
Суди о человеке по его труду.
-
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
-
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
-
Слова предков не сотрешь.
-
Весной проспишь, осенью загорюешь.
-
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
-
Кто спит весной, плачет зимой.
-
Работай до поту - поешь в охоту.
-
Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.
-
Как ни длинна ночь, а утро придет.
-
Очень красив ты, куст, да пуст.
-
Не смотри на лицо, а смотри на дело.
-
Велика шапка, да под ней пусто.
-
Велик вырос, а ума не вынес.
-
Птица красна опереньем, а человек - уменьем.
-
Бойкой лошади - овес, ленивой - погоняло.
-
Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.
-
Где труд, там и радость.
-
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
-
Что посеешь, то и пожнешь.
-
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
-
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
-
Лентяй усталости не знает.
-
Без дела жить - только небо коптить.
-
Дерево славится плодами, а человек - трудами.
- Какова тематика коми пословиц?
Вывод. Читая произведения коми устного творчества, мы получаем возможность понять своеобразный быт, материальную и духовную жизнь коми народа, его характер, промыслы, особенности природы. П. Засодимский писал: «О характере этого маленького народа можно сказать много хорошего… Зыряне трудолюбивы, отважны, смышлены, находчивы, предприимчивы, сметливы». Слайд 7.
5. Физминутка. Коми старинная игра «Воробей». Слайд 8.
По жребию выбирают водящего - воробья. Ему завязывают глаза. Он, стоя в круге, поворачивается то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей и запел, как соловей.
- Эй ты, птичка, не зевай, кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь, изменив голос, произносит: «Мяу-мяу». Водящий должен узнать, кто подал голос. Угадает правильно - становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Не угадал - продолжает водить.
6. Работа над содержанием пословиц. Коллективная работа.
- Перед нами ещё одна коми пословица: «Грамотный человек зрячий, неграмотный - слепой». Слайд 9.
- Что вы себе представили, прочитав её? (Словесное рисование.)
- Это прямой смысл пословицы. Достаточно ли того, что мы увидели (то есть прямого смысла пословицы), чтобы понять содержание сказанного?
Вывод. Пословица создаётся вовсе не для понимания её прямого смысла.
- Тогда для чего же? Какой в этой пословице другой смысл?
- Этот другой смысл - переносный; о нём в пословице не говорится, но он подразумевается.
- Есть ли какое-то сходство между прямым и переносным смыслом пословицы? (Установить это сходство с помощью связки «подобно тому как».)
- Это сходство называется аналогией, ассоциацией.
Вывод. Каждое слово в пословице живёт по закону смысловых ассоциаций (сходства в чем-либо, аналогии прямого и переносного смысла). Содержание пословицы имеет отношение к любому человеку.
- Зачем люди придумывали пословицы и поговорки?
Вывод. Пословицы всегда поучительны, назидательны, это золотые зерна народной мудрости. Поэтому В.И. Даль так сформулировал определение пословицы: это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Слайд 10.
Словарная работа. Учащиеся знакомятся с особенностями жанра притчи по краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике.
- Какие однокоренные слова встречаются в определениях «пословица» и «притча»? (Поучительный, поучение.)
- Сделайте вывод о том, что общего у пословицы и притчи.
7. Наблюдение над композицией и лексикой пословиц. Коллективная работа.
- А теперь посмотрим, как строятся пословицы. Слайд 11.
- Что вы себе представили? (Словесное рисование.)
- Найдите в тексте пословицы антонимы - слова с противоположным значением (осенью - весной, купцы - нищие).
- Из скольких частей состоит пословица? (Из двух.)
- Схожи ли по строению эти части?
Вывод. Пословицы состоят из нескольких частей (не меньше двух); части построены по аналогии (приём синтаксического параллелизма); противопоставление подчёркивается интонационно и с помощью антонимов (антитезы) и сравнений с союзом «как».
8. Работа над различением пословиц и поговорок в группах сменного состава.
- А теперь разговор пойдёт о поговорках. В начале урока мы вспоминали определения малых жанров фольклора. Перечитаем ещё раз статьи, посвященные пословице и поговорке, и сопоставим эти два жанра.
Составление таблицы. Слайд 12.
Сравните два выражения. Слайд 13.
-
Дерево славится плодами.
-
Дерево славится плодами, а человек - делами.
- Какое из них можно считать пословицей? Чем отличаются выражения? Обоснуйте свою точку зрения.
Вывод. Пословица - законченное суждение, а поговорка - только часть суждения. В народе и на этот счёт есть суждение: «Поговорка - цветок, пословица - ягодка».
5. Этап актуализации жизненных впечатлений
9. Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках». Коллективная работа. Слайд 14.
- Найдите буквы, которые «встали» не на свои места, исказив тем самым привычный смысл пословиц и поговорок. Буква может быть другой, лишней, пропущенной. Изменив слово, вы вернёте пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
-
Чтение - лучшее мучение.
-
На шпаргалке далеко не уедешь.
-
Трудно в учении - легко на каникулах.
-
У каждого своя голова на шее.
-
Ни кола, ни двойки.
-
Мало хотеть, надо клянчить.
-
Землю красит солнце, а человека - парикмахер.
-
Скучен день до вечера, коли делать уроки.
-
Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.
-
Друзья познаются на контрольной.
-
На каждого Егорку своя шпаргалка.
10. Индивидуальная работа «Решаем криптограмму». (Здесь зашифрована пословица «На то и голова, чтобы соображать».) Слайд 15.
1
2
3
4
5
6
4
7
4
8
2
,
9
3
4
10
11
12
4
4
10
13
2
14
2
3
15
.
Ключевые слова:
-
14, 2, 10, 2 - разновидность лягушки;
-
7, 16, 8 - хищник отряда кошачьих;
-
3, 5, 6, 13 - хищник отряда кошачьих;
-
1, 4, 9, 15 - время суток;
-
12, 11, 13 - молочный продукт.
Проверка выполнения задания.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
11. Работа с эпиграфом к уроку. Слайд 16.
В народе есть много метких выражений и о самих пословицах и поговорках. Одна из них послужила эпиграфом к сегодняшнему занятию.
- Согласны ли вы с утверждением: «Пословица недаром молвится»? Обоснуйте своё мнение.
О мудрости пословиц и поговорок говорили многие русские классики. Слайды 17-19.
12. Рефлексия. Слайд 20.
Продолжите предложения:
-
Сегодня я узнал…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я понял, что…
-
У меня получилось …
-
Меня удивило…
-
Занятие дало мне для жизни…
-
Мне хочется поблагодарить …
13. Итоги урока. Коллективное оценивание работы пятиклассников на уроке.
14. Домашнее задание (по выбору). Слайд 21.
-
Выписать из текстов коми пословиц слова с противоположным значением (антонимичные пары).
-
Подобрать пословицы на одну тему.
-
Подобрать к коми пословицам синонимичные пословицы других народов.
-
Подготовить сообщение «Пословица недаром молвится».
-
Подготовить рассказ с использованием пословиц и поговорок.
-
Сделать рисунок к одной из пословиц.
-
Подготовить рассказ о «стоглазом Аргусе».
Использованная литература
-
Беляева Н. Дифференциация обучения на уроках литературы. - Литература в школе.- 2008, №17, №19.
-
День работой весел: Пословицы и поговорки народов СССР о труде. - М.: Дет. лит. 1986.
-
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. - М.: ВАКО, 2007.
-
Иванова С. В. На посиделках. - Литература в школе.- 2002,№3.
-
Колтышева Л. Жить по народной мудрости. - Литература.- 2005,№3.
-
Коми - край далекий и близкий: Серия «Моя Россия». - М.: ЗАО «МАСС ИНФОРМ МЕДИА»; Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.
-
Коми старинные детские игры / (Сост. Ю. Г. Рочев). - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988.
-
Креативные уроки \авт.-сост. В. Н. Пунчик, А. Р. Борисевич. - Минск: Красико-Принт, 2009.
-
Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 кл.: Методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2002.
-
Литература, искусство, история и природа Коми края: Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми. - Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997.
-
Литература Республики Коми: Хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Автор-составитель Н. П. Коблова. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.
-
Серия «Эрудит». Язык и фольклор. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.
10