Конспект урока литературы по теме: «Пословицы и поговорки» (2 часа)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. ВУКТЫЛ






Конспект урока литературы по теме: «Пословицы и поговорки» (2 часа)









Класс: 5

Подготовила учитель русского языка и литературы

Коптева Марина Леонидовна









г. Вуктыл

2015 год


Цели урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению, поиску, первичному запоминанию и систематизации новых знаний и способов деятельности.

Цели деятельности учителя:

- помочь учащимся вспомнить известные жанры фольклора;

- формировать понятия о пословице и поговорке;

- обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

- показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

- воспитывать бережное отношение к языку;

- ориентировать учащихся на развитие исследовательской культуры;

- помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;

- развивать умение учащихся обосновывать свою точку зрения;

- воспитывать уважительное отношение учащихся к мнениям одноклассников;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;

- воспитывать уважительное отношение учащихся к культуре Коми края;

- мотивировать познавательный интерес к предмету.

Задачи:

1) обучающие - дать представление о пословице и поговорке как малых жанрах устного народного творчества; путем сравнения, сопоставления и исследования выявить основные признаки, свойственные этим жанрам;

2) развивающие - развитие навыка выразительного чтения; развитие коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

3) воспитательные - воспитание ценностного отношения к русскому и коми фольклору.

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний, способов деятельности.

Технологии урока:

- дифференцированного подхода в обучении;

- поэтапного формирования умственных действий;

- индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- развития исследовательских и творческих навыков;

- здоровьесберегающие (обеспечивающие гигиенические условия и оптимальную организацию учебного процесса и физическую активность школьников, включая применение динамических методов обучения).

Методические приёмы: слово учителя, медитация, аналитическая беседа, выразительное чтение учащимися пословиц и поговорок, словесное рисование, игра, анализ средств художественной выразительности, криптограмма, компьютерная презентация; для практического применения полученных знаний используется творческая работа.

Оборудование: карточки с пословицами, карточки и кружки для лото, раздаточный материал, учебник, литературоведческий словарь, лингвострановедческий словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения», презентация, компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) знать содержание, композицию и лексику пословиц и поговорок;

2) уметь анализировать художественное своеобразие пословиц и поговорок, использовать меткие народные суждения в разных жизненных ситуациях.

Метапредметные:

1) личностные: привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы; умение давать адекватную самооценку учебной деятельности;

2) познавательные: умение формулировать познавательную цель, структурировать знания по предмету, читать, слушать, извлекая нужную информацию, устанавливать аналогии; синтезировать, интерпретировать информацию для составления аргументированного ответа на вопрос, делать обобщения и выводы, строить высказывание в устной и письменной форме, отбирать материал для самостоятельного выполнения;

3) регулятивные: умение удерживать сформулированную учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, определять меру усвоения изученного материала, работать самостоятельно, осуществлять взаимопроверку, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществлять рефлексию;

4) коммуникативные: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить монологическое высказывание, владеть письменной речью, выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.









Пословица недаром молвится

Ход урока



1.Организационный момент. Слайд 1.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор об устном народном творчестве. Слайд 2.

Проведение медитации с пожеланием успеха на уроке.

- Прикройте глаза и мысленно повторяйте: «Я внимателен, сообразителен, уверен в себе».

2. Актуализация знаний.

Игра «Литературное лото». Групповая работа. Слайд 3.

Учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает карточку с литературоведческими терминами и кружки с цифрами от 1 до 8:

Считалка

Колыбельная

Поговорка

Загадка

Гадание

Примета

Пословица

Потешка

Словарная работа. Учащиеся вспоминают определения жанров, пользуясь записями в тетрадях, литературоведческими словарями, учебниками.

Учитель читает тексты. Ребята определяют жанр.

    1. Пёс Полкан, полезай в стакан, хватай лимон, убирайся вон!

  1. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок и потащит во лесок, под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, нашу Аню не буди!

  2. Деревья в инее - небо будет синее.

  3. Кому кольцо вынется, тому сбудется, не минуется.

  4. Рыбу в воде не утопишь.

  5. Две смерти не дадут, а от одной не откажешься.

  6. Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спине щетинка.

  7. Пёс Полкан попал в капкан!

Г) Проверка выполнения задания.

- Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Почему их называют малыми жарами?

3. Беседа по теме урока

- Сегодня наш разговор пойдёт о пословицах и поговорках. Вспомните некоторые из них. О чем говорят они? (В основном это советы, правила.)

- В.И. Даль в своём словаре выделил 179 рубрик для пословиц: счастье, скупость, богатство, судьба и прочее. Слайд 4. Эти темы так же обширны, как и жизнь народа. Н.В. Гоголь назвал пословицы «стоглазым Аргусом» - мифологическим бессонным стражем, каждое око которого глядит на мир, всё знает, всё понимает, обо всём догадывается. Слайды 5, 6.

4. Работа с текстами коми пословиц в группах сменного состава.

- А теперь предлагаю вам познакомиться с коми пословицами и поговорками.

Материал для карточек

  1. И холодное лето теплее теплой зимы.

  2. Осенью и сорока, и ворона сыты.

  3. Два лета подряд не бывает.

  4. Гуси улетают - тепло уносят.

  5. Пойдешь по правильной дороге - найдешь счастье.

  6. Старая собака на лишайник не залает.

  7. Умному и медведь спляшет.

  8. Собака лай, олень свое дело знай.

  9. На родине тебе и дерево улыбнется.

  10. Своя земля и в горсти мила.

  11. Родимая сторона мать, а чужая - мачеха.

  12. Где кто родится, там и пригодится.

  13. Глухарка с филином на одну доску не сядет.

  14. Умение охотника видно по его котомке.

  15. Суди о человеке по его труду.

  16. Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

  17. Птицу узнают в полете, а человека в работе.

  18. Слова предков не сотрешь.

  19. Весной проспишь, осенью загорюешь.

  20. Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

  21. Кто спит весной, плачет зимой.

  22. Работай до поту - поешь в охоту.

  23. Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

  24. Как ни длинна ночь, а утро придет.

  25. Очень красив ты, куст, да пуст.

  26. Не смотри на лицо, а смотри на дело.

  27. Велика шапка, да под ней пусто.

  28. Велик вырос, а ума не вынес.

  29. Птица красна опереньем, а человек - уменьем.

  30. Бойкой лошади - овес, ленивой - погоняло.

  31. Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.

  32. Где труд, там и радость.

  33. Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

  34. Что посеешь, то и пожнешь.

  35. Какова пряха, такова на ней и рубаха.

  36. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

  37. Лентяй усталости не знает.

  38. Без дела жить - только небо коптить.

  39. Дерево славится плодами, а человек - трудами.

- Какова тематика коми пословиц?

Вывод. Читая произведения коми устного творчества, мы получаем возможность понять своеобразный быт, материальную и духовную жизнь коми народа, его характер, промыслы, особенности природы. П. Засодимский писал: «О характере этого маленького народа можно сказать много хорошего… Зыряне трудолюбивы, отважны, смышлены, находчивы, предприимчивы, сметливы». Слайд 7.

5. Физминутка. Коми старинная игра «Воробей». Слайд 8.

По жребию выбирают водящего - воробья. Ему завязывают глаза. Он, стоя в круге, поворачивается то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел, как соловей.

- Эй ты, птичка, не зевай, кто мяукнет, угадай.


Все замолкают. Кто-нибудь, изменив голос, произносит: «Мяу-мяу». Водящий должен узнать, кто подал голос. Угадает правильно - становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Не угадал - продолжает водить.

6. Работа над содержанием пословиц. Коллективная работа.

- Перед нами ещё одна коми пословица: «Грамотный человек зрячий, неграмотный - слепой». Слайд 9.

- Что вы себе представили, прочитав её? (Словесное рисование.)

- Это прямой смысл пословицы. Достаточно ли того, что мы увидели (то есть прямого смысла пословицы), чтобы понять содержание сказанного?

Вывод. Пословица создаётся вовсе не для понимания её прямого смысла.

- Тогда для чего же? Какой в этой пословице другой смысл?

- Этот другой смысл - переносный; о нём в пословице не говорится, но он подразумевается.

- Есть ли какое-то сходство между прямым и переносным смыслом пословицы? (Установить это сходство с помощью связки «подобно тому как».)

- Это сходство называется аналогией, ассоциацией.

Вывод. Каждое слово в пословице живёт по закону смысловых ассоциаций (сходства в чем-либо, аналогии прямого и переносного смысла). Содержание пословицы имеет отношение к любому человеку.

- Зачем люди придумывали пословицы и поговорки?

Вывод. Пословицы всегда поучительны, назидательны, это золотые зерна народной мудрости. Поэтому В.И. Даль так сформулировал определение пословицы: это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Слайд 10.

Словарная работа. Учащиеся знакомятся с особенностями жанра притчи по краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике.

- Какие однокоренные слова встречаются в определениях «пословица» и «притча»? (Поучительный, поучение.)

- Сделайте вывод о том, что общего у пословицы и притчи.

7. Наблюдение над композицией и лексикой пословиц. Коллективная работа.

- А теперь посмотрим, как строятся пословицы. Слайд 11.

- Что вы себе представили? (Словесное рисование.)

- Найдите в тексте пословицы антонимы - слова с противоположным значением (осенью - весной, купцы - нищие).

- Из скольких частей состоит пословица? (Из двух.)

- Схожи ли по строению эти части?

Вывод. Пословицы состоят из нескольких частей (не меньше двух); части построены по аналогии (приём синтаксического параллелизма); противопоставление подчёркивается интонационно и с помощью антонимов (антитезы) и сравнений с союзом «как».

8. Работа над различением пословиц и поговорок в группах сменного состава.

- А теперь разговор пойдёт о поговорках. В начале урока мы вспоминали определения малых жанров фольклора. Перечитаем ещё раз статьи, посвященные пословице и поговорке, и сопоставим эти два жанра.

Составление таблицы. Слайд 12.

Сравните два выражения. Слайд 13.

  1. Дерево славится плодами.

  2. Дерево славится плодами, а человек - делами.

- Какое из них можно считать пословицей? Чем отличаются выражения? Обоснуйте свою точку зрения.

Вывод. Пословица - законченное суждение, а поговорка - только часть суждения. В народе и на этот счёт есть суждение: «Поговорка - цветок, пословица - ягодка».

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

9. Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках». Коллективная работа. Слайд 14.

- Найдите буквы, которые «встали» не на свои места, исказив тем самым привычный смысл пословиц и поговорок. Буква может быть другой, лишней, пропущенной. Изменив слово, вы вернёте пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

  1. Чтение - лучшее мучение.

  2. На шпаргалке далеко не уедешь.

  3. Трудно в учении - легко на каникулах.

  4. У каждого своя голова на шее.

  5. Ни кола, ни двойки.

  6. Мало хотеть, надо клянчить.

  7. Землю красит солнце, а человека - парикмахер.

  8. Скучен день до вечера, коли делать уроки.

  9. Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

  10. Друзья познаются на контрольной.

  11. На каждого Егорку своя шпаргалка.

10. Индивидуальная работа «Решаем криптограмму». (Здесь зашифрована пословица «На то и голова, чтобы соображать».) Слайд 15.

1

2

3

4

5

6

4

7

4

8

2

,

9

3

4

10

11

12

4

4

10

13

2

14

2

3

15

.

Ключевые слова:

  1. 14, 2, 10, 2 - разновидность лягушки;

  2. 7, 16, 8 - хищник отряда кошачьих;

  3. 3, 5, 6, 13 - хищник отряда кошачьих;

  4. 1, 4, 9, 15 - время суток;

  5. 12, 11, 13 - молочный продукт.

Проверка выполнения задания.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

11. Работа с эпиграфом к уроку. Слайд 16.

В народе есть много метких выражений и о самих пословицах и поговорках. Одна из них послужила эпиграфом к сегодняшнему занятию.

- Согласны ли вы с утверждением: «Пословица недаром молвится»? Обоснуйте своё мнение.

О мудрости пословиц и поговорок говорили многие русские классики. Слайды 17-19.

12. Рефлексия. Слайд 20.

Продолжите предложения:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я понял, что…

  5. У меня получилось …

  6. Меня удивило…

  7. Занятие дало мне для жизни…

  8. Мне хочется поблагодарить …

13. Итоги урока. Коллективное оценивание работы пятиклассников на уроке.

14. Домашнее задание (по выбору). Слайд 21.

  1. Выписать из текстов коми пословиц слова с противоположным значением (антонимичные пары).

  2. Подобрать пословицы на одну тему.

  3. Подобрать к коми пословицам синонимичные пословицы других народов.

  4. Подготовить сообщение «Пословица недаром молвится».

  5. Подготовить рассказ с использованием пословиц и поговорок.

  6. Сделать рисунок к одной из пословиц.

  7. Подготовить рассказ о «стоглазом Аргусе».

Использованная литература

  1. Беляева Н. Дифференциация обучения на уроках литературы. - Литература в школе.- 2008, №17, №19.

  2. День работой весел: Пословицы и поговорки народов СССР о труде. - М.: Дет. лит. 1986.

  3. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. - М.: ВАКО, 2007.

  4. Иванова С. В. На посиделках. - Литература в школе.- 2002,№3.

  5. Колтышева Л. Жить по народной мудрости. - Литература.- 2005,№3.

  6. Коми - край далекий и близкий: Серия «Моя Россия». - М.: ЗАО «МАСС ИНФОРМ МЕДИА»; Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.

  7. Коми старинные детские игры / (Сост. Ю. Г. Рочев). - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988.

  8. Креативные уроки \авт.-сост. В. Н. Пунчик, А. Р. Борисевич. - Минск: Красико-Принт, 2009.

  9. Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 кл.: Методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2002.

  10. Литература, искусство, история и природа Коми края: Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми. - Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997.

  11. Литература Республики Коми: Хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Автор-составитель Н. П. Коблова. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

  12. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

10


© 2010-2022