«Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА


Тема: «Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения»


ФИО

Мелешина Нина Васильевна

Место работы

МБОУ СОШ №69

Должность

учитель

Предмет

русский язык и литература

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения»

1 урок

Базовый учебник

УМК по русскому языку для 7класса

общеобразовательной школы

под редакцией С.И.Львовой. изд. Мнемозина,2010г.

Цель и задачи урока

Цель:

  1. организовать деятельность по систематизации и обобщению сведений о разделах русской пунктуации на основе изученного в 5,6 классах;

  2. организовать деятельность по корректировке и усвоению пунктуационных умений учащихся, связанных с постановкой знаков препинания внутри простого предложения.

Задачи:

- обучающие (предметные результаты): организовать работу над формированием представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ;

-развивающие (метапредметные результаты): способствовать обучению приёмам отбора и систематизации материала на тему урока;

-воспитательные (личностные результаты): способствовать привитию осознания эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к нему через концепт красоты русского языка.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1.Организационная часть.

-Добрый день. Какое у вас сегодня настроение?

-Веселое, радостное…….

-Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

Покажите, пожалуйста, смайлики, которые вы сделали на сегодняшний урок.(ребята показывают).Чем они интересны? На что похожи глаза, рот, нос?

-Глаза-точки, рот-скобки, брови-тире, нос-запятая.

-Действительно, глаза, рот, нос, брови похожи на знаки препинания. Отложите их в сторону, они нам сегодня пригодятся.

2. Мотивация на действия учащихся.

-Как называется раздел лингвистики, изучающий пунктуационные нормы?

- Пунктуация.

-Открываем тетради, запишите число, тему урока «Пунктуация», посмотрим отрывок из мультфильма «Зачем нужны знаки препинания» .

-Какой вопрос у вас возник после просмотра отрывка из мультфильма ?

-Зачем нужны знаки препинания?

-Правильно, почему нужно соблюдать пунктуационные нормы при письменном общении? Ответьте.

-Теряется смысл…….

-Получается смысловая нелепость

-Открываем учебники и читаем второй вопрос на стр.104 из рубрики «Вспомните»

Перечислите знаки препинания, которые используются в русской пунктуации

-Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «]. -на экране (слайд 1)

Каждый знак выполняет определённую функцию

-Обратимся к схеме на стр 104 и ответим на вопрос. Какие правила входят в раздел русской пунктуации?

- Постановка знаков препинания в конце предложения

-Внутри простого предложения

-Между частями сложного предложения

-в предложениях с прямой речью.

-Знакомы ли нам эти темы?

-Да.

- На экране предложения. Посмотрите на экран, прочитайте предложения, скажите, с каким разделом будем сегодня работать? (слайд 2)

Кусты, травы, цветы покрылись росой.

Журавли, летевшие в поднебесье, быстро удалились к югу.

Действительно, ночью полил дождь.

Друзья, поговорим о любимом времени года!

- Знаки препинания внутри простого предложения.

-Правильно, допишите тему урока.( Знаки препинания внутри простого предложения)

- Сформулируйте цели урока.

-повторить и обобщить тему «Постановка знаков препинания внутри простого предложения»

-Поставьте себе оценку на полях в тетради, на какую отметку вы знаете эту тему.

- Сегодня на уроке мы приведём в систему и обобщим сведения о разделах русской пунктуации, остановимся на постановке знаков препинания внутри простого предложения.

3.Пунктуационный анализ предложений

-Перед вами предложения. Составьте задания к ним.

-Спишите, соблюдая пунктуационные нормы, составьте схемы, устно обьясните постановку знаков препинания.

Итак, внутри простого предложения могут употребляться такие знаки препинания, как запятая, тире, двоеточие. (слайд, знаки препинания не проставлены).

1. И берег, и море молчали.

2.Спой, светик, не стыдись! 3.Озеро, взволнованное ветром, шумит у берега. 4.Ветер,играя листвою, смешал молодые берёзки. 5.По небу плыли серые, как дым, облака. 6. По-видимому, скоро ляжет снег. 7.Моя любовь - земля. 7. Умная книга научит всему: доброте, честности, справедливости.

(У доски 3 ученика разбирают три предложения на выбор)

4.Схематический слуховой диктант (Учитель читает предложение, уч-ся записывают схемы)

1. Пожалуй, нам не добраться домой.

2.Книга - это история народов земли.

3. Растворились в темноте рощи, сады, поля.

4.Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

5.Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз

6. Небо, грозно потемневшее, освещалось вспышками молнии.

(Ответы на обратной стороне доски) Самооценка

«5»-0 ош.

«4» -1

«3» -2

«2» -3 более ош.

5.Работа в парах. Вывод.

Составьте схему. «Простое предложение может быть осложнено». (Составляют на листочках)

ОСК вывешивается на доску и 2-3 человека выступают со своей схемой.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

-О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили?

- Что изучает пунктуация?

- Какие разделы русской пунктуации вы знаете?

- Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения - это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова - знаки разделения или выделять их - знаки выделения.)

-Мы завершаем наш урок, и нам снова помогут знаки препинания. Какое у вас настроение?

Если вы все поняли, то закрепите смайлики на точку, если остались какие-то вопросы, то на вопросительный знак, ну а если еще что-то не успели, то на восклицательный знак.

Поставьте оценку себе . Сколько»5»…….





© 2010-2022