- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-мастерская: написание хокку
Урок-мастерская: написание хокку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тихонова А.А. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Литература. Мастерская по обучению написанию хокку
Проведена в 5- а и 5-б классах 15 апреля 2013 года.
Тихонова Анна Анатольевна, ГБОУ школа №555 «Белогорье»
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с японскими стихотворениями хокку.
-
Дать сведения о жизни и творчестве Мацуо Басё.
-
Формировать умение анализировать лирическое произведение.
-
Развивать творческие способности учащихся.
Дидактические задачи урока:
-
Кратко познакомить учащихся с национальной культурой и традициями Японии.
-
Показать учащимся основные особенности японских хокку.
-
Научить видеть за строками стихотворений чувства, переживания, настроения японских поэтов.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня речь пойдёт о Японии - Стране Восходящего Солнца, её традициях и поэзии.
По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя.
2.Индуктор. Индивидуальная работа.
Чем сегодняшний весенний день отличается от других?
Может быть, в природе вы заметили что-то новое, необычное?
Как вы замечаете приближение весны?
Назовите её приметы, знаки. Пусть поработают все органы чувств.
Выразите своё чувство осени в двух-трёх словах. Продолжите фразу «Я весной …»
Если бы о приметах весны писал японец, то он прежде всего упомянул сакуру - японскую вишню. Для японцев весна - это время, когда цветет сакура.
3.Интрига. Работа в парах.
Что, на ваш взгляд, означают слова «ханами» и «Басе»? Запишите свой вариант.
Узнайте, какое определение написал ваш сосед.
Прочтите материал о ханами и Басе и перескажите соседу.
Мацуо Басё был выходцем из семьи небогатого самурая, третьим ребенком, которому при рождении было дано имя Дзинситиро.
Его семья принадлежала к классу образованных людей, которые знали японскую классику и преподавали каллиграфию, так как в мирное время воевать было не с кем, многие самураи находили себя именно в этом занятии.
Будучи учителем поэзии, Басё долгое время так и оставался бедным странником, долгое время не имевшим своего жилья.
Когда же один из учеников уговорил своего отца подарить учителю маленькую хижину - сторожку возле небольшого пруда, он посадил возле нее банановую пальму и взял себе псевдоним, примерно означающий «живущий в банановой хижине», а позже стал подписываться как «басе-ан», что означало банановое дерево.
Басё был очень беден, но в своем нищенском существовании он видел смысл своей духовной независимости, поэтому всегда говорил о нем с гордостью.
Ханами
Японская национальная традиция любования цветами японской вишни - сакуры. Происходит это обычно в середине апреля.
По телевидению уже в начале марта сообщают сроки цветения сакуры в каждом отдельно взятом районе. В парках и скверах с началом цветения сакуры устанавливают палатки, продающие разнообразную еду и напитки, игрушки для детей. В эти дни повсеместно - и в выходные, и в будни - в парки приходит множество желающих провести небольшой пикник под цветущими деревьями. Накануне выходных места, откуда открывается красивый вид, часто занимают ещё с ночи, расстилая под облюбованным деревом коврики.
Сакурой можно любоваться не только днем, но и ночью. Для этого устанавливают подсветку под деревья, оттеняющую нежный цвет сакуры.
Цветы сакуры, которые опадают, едва успев раскрыться, японцы считают символом своего отношения к прекрасному: воспринять красивое как таковое можно только потому, что красота недолговечна и мимолётна и исчезает до того, как успеет превратиться в нечто привычное и будничное.
Запишите по 3 наиболее важных факта из рассказанного вам.
4.Индивидуальная работа.
Сравните высказывания двух поэтов. Что их сближает?
«Учись у них - у дуба, у березы». Афанасий Фет.
«Учитесь рисовать сосну у сосны, бамбук - у бамбука». Мацуо Басё.
Прочитайте первое из стихотворений на вашем листе.
Что передаётся в первом предложении? Во втором?
Как вы понимаете слово «лаконично»?
Прочитайте второе из стихотворений на вашем листе.
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение и почему?
Какую картину вы себе представляете, читая его?
Влияют ли первые строки на понимание заключительной?
Обратимся к третьему стихотворению.
Какое заглавие вы могли бы ему дать?
Сам Басё назвал своё стихотворение «На чужбине».
Что даёт нам это заглавие?
Прочитаем четвёртое из стихотворений Басё.
В чём неожиданность третьей строки?
Какое свойство души передаётся?
5.Работа в группах.
Мы прочитали уже достаточно стихотворений Басё.
Чем отличается хокку от привычных нам стихотворений?
Какие 3 особенности хокку мы можем выделить?
1.Отсутствие рифмы.
2.Всего три строки.
3.Все строится на одном образе.
6. «Дописывание».
К стихотворениям 5 группы попробуйте дописать недостающие строки или части строк.
Попытайтесь догадаться о чувствах поэта, которые вызвал этот образ. О его отношении к тому, что он описывает.
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймёшь мои стихи,
Когда …
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто…
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему -
…
Сравним ваши варианты с тем, что написал сам Басё.
…промокнешь до нитки.
…слезы.
…В этом подвиг цветка.
7. Индивидуальная работа.
Попытайтесь написать собственное хокку о весне, используя как начало одну из предложенных фраз:
-Какая грусть…
-Какая радость…
-Какой покой…
Не забывайте о трех особенностях этого жанра, которые вы должны соблюсти.
8.Афиширование.
Видеть вселенную в капле росы, сад в цветке, общее в единичном. Радость от созерцания.
Как вы понимаете слово созерцание?
Со - вместе, совместное любование или общий взгляд. Японской культуре присуще совместное созерцание прекрасного, культ красоты, эстетическое восприятие мира, ощущение пребывающей в мире благодати.
Мы сейчас вместе писали хокку и пришло время их вместе послушать (вывесить на доску и почитать).
Какая грусть.
Дождь идет на улице,
Не выйдешь погулять. ( Батов Даня)
Какая радость!
Между стеблей бамбука
Видишь красивую панду. ( Шипова Лера)
Какой покой.
Вокруг так тихо!
И сакура цветет. ( Мицкевич Марина)
Какая радость:
Светлячок появился -
И он освещает путь. (Петров Кирилл)
9.Рефлексия.
Вариант №1. Передаем предмет и безоценочно говорим о своем впечатлении от занятия.
Вариант №2. Отвечаем н вопросы анкеты:
-Мне захотелось узнать больше о… (Японии, сакуре, хокку, ханами, Мацуо Басё)
-У меня получилось…(сочинить хокку, узнать о ханами, о Японии, увидеть красивые цветы, всё)
10.Домашнее задание.
Сочинить хокку о любимом времени года.
Раздаточные материалы.
1.Тексты хокку.
-
Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Пленный сверчок.
-
Странник! - это слово
Станет именем моим.
Долгий дождь осенний.
-
Тонкий язычок огня, -
Застыло масло в светильнике,
Проснёшься … какая грусть!
-
Едва-едва добрался,
Измученный, до ночлега…
И вдруг - глициний цветы!
-
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймёшь мои стихи,
Когда …
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто…
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему -
…
2. Листок для записи собственного хокку.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
3.Анкета.
Мне захотелось узнать больше о…
У меня получилось…