Урок по русской литературе в 6 классе на тему «Что есть красота?» по творчеству Н. А. Заболоцкого

Урок по русской литературе  на тему «Что есть красота?»  по творчеству Н.А. Заболоцкого предназначен для 6 класса. Его можно провести во всех класса, как внеклассное чтение. На уроке ученики знакомятся со стихотворением Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка», слушают аудиозапись К.Райкина, анализируют произведение, рассуждают, доказывают свои мнения, работают в тетрадях.Проводится работа по беглому, выразительному чтению, по обогащению словарного запаса; ведётся работа по подготовке к ОГЭ, части С...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «…Что есть красота?» Нравственные ценности в человеке.

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка» 6 класс.

Цель: 1. Дать краткие сведения о личности поэта; провести анализ стихотворения «Некрасивая девочка».

2. Познакомить с новым понятием - метафора; обогащать словарный запас обучающихся, способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти.

3. Формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать учащихся к саморазвитию, воспитывать в себе лучшие качества.

Оборудование:

Оформление доски: новые слова, стенд, эпиграф: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». (М.И. Глинка)

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Прекрасно все на небе, прекрасно на Земле,

Прекрасно в нашем классе, прекрасно все во мне.

- Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение. Давайте поприветствуем друг друга и дорогих гостей улыбкой и начнем урок.

2. Введение в тему. (Постановка цели и задачи урока).

«...Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?» Слайды 1,2.

- Этот отрывок я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку, а вот тему высказывания я попрошу вас сформулировать самостоятельно. (Красота).

Многих писателей, поэтов, художников издавна волновал вопрос, что такое красота. На него отвечали по-разному. Писатели показывали её в своих произведениях, а художники - в своих картинах. Нас тоже волнует этот вопрос. На уроке мы будем говорить именно на эту тему.

- А что такое красота, как вы её представляете?

- Где можно встретиться с красотой?

(Красота природы, лица, души, красота родного края, красота и богатство русского языка, красота поступка. Как правило, красивым кажется всё, на что смотришь с любовью). Слайды 3-14.

- Как видите, красота бывает разная. Мы сегодня будем говорить ещё об одной красоте. А она отражается в творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого. Слайды 15-20.

Н.А.Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, пришедших в литературу после Октября 1917 года. Он поражает удивительной преданностью поэзии, упорной работой над совершенствованием поэтического мастерства. Заболоцкий мужественно преодолевал барьеры, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути.

Этого писателя мы обязательно должны знать и помнить не только за его прекрасное творчество, и зато, что он уроженец Казани. Он наш земляк. Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Кизической слободе, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии 24 апреля (7 мая) 1903года. В этом году мы отмечаем 111-летие его рождения. Отец служил агрономом, а мать - сельской учительницей.

В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием... По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование. Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт. В 1926 - 1927 служил в армии. Активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 - "Вторая книга". Нашего знаменитого земляка не баловала жизнь. В 1938 году на него обрушилась беда: Заболоцкий по доносу был арестован и осуждён. Начались годы лагерей и ссылки. Дальний Восток, тайга, лесоповал, строительство железной дороги на Амуре - шесть долгих лет! Поэта спасла вера в вечную истину: Добро, Красота, Любовь - непобедимы. В 1946 году Н.Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. В 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого. Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова и назвал его подлинно великим поэтом. Умер Заболоцкий в Москве 14 октября 1958.

Перед тем как познакомиться с его стихотворением «Некрасивая девочка» проведем словарную работу Слайд 21 .

3. Проведем словарную работу:

Сверстники - люди одинакового возраста.

Томит её - переполняет ей душу, овладевает ею.

Ликовать - восторженно радоваться.

Бытие - жизнь.

Худой умысел - злое намерение, замысел, план.

Прельстить воображение - привлечь внимание.

Младенческая грация души - чистая детская душевная красота.

Сосуд - вместилище для жидких и сыпучих тел.

4. Работа по первичному чтению текста.

Ребята, внимательно слушайте и готовьтесь отвечать на вопросы. (Учитель читает произведение). Слайд 22. (Можно прослушать в исполнении Константина Райкина)

- Определите тему текста. О чём пишет писатель? (О некрасивой девочке).

-Кто главный герой произведения? (Девочка).

-Понравилась ли вам героиня произведения?

- Разделите текст на смысловые (значимые) части. (Нахождение границ 1 и 2 частей).

Вопросы:

1.О чём рассказывается в 1 части? К какому типу речи можем отнести эту часть? (Описание девочки, тип речи описание).

2. Чем привлекает вас девочка? (Обсуждение вопроса, подтверждение ответа текстом)

3. Какой она вам представляется? Как иллюстрация помогает вам лучше представить

себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации строчки из стихотворения.

- О чём рассуждает автор во 2 части текста?

Вопросы:

1.Что поймёт девочка, когда подрастёт?

2. Какое чувство испытает она?

3. Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль?

4. Что ей поможет в этом?

5. Что Заболоцкий говорит о красоте человека?

6. О какой красоте говорит поэт?

7. Что такое внутренняя красота? Что вы по этому поводу думаете?

8. С чем её сравнивает поэт в стихотворении? Объясните, как вы это понимаете?

Слайд

- А сейчас скажите, какую проблему автор поднимает в этом стихотворении, т.е. что он хочет сказать? (Проблема внутренней и внешней красоты). Слайд 23.

- Какие средства выразительности мы с вами изучили? (Антитеза, олицетворение, эпитет). Слайд 24.

Попробуем найти антитезу в стихотворении. В каком мире живет девочка? Счастлива ли она?

Мир детский

радостный добрый

невинный

полон надежд

Мир взрослых

жестокий

завистливый

злой полон разочарований

Красота внешняя (лицо, одежда)

напоминает лягушонка

худая рубашонка

колечки кудрей рассыпаны

род длинен, зубы кривы

черты лица некрасивы

Красота внутренняя (душа)

Чужая радость, как своя

Она восторженно радуется и смеётся, она счастлива

В душе горит чистый пламень, грация души

Предчувствие

разочарований

неприятностей

Надежда

во внутреннюю силу

в победу

-Что послужит преодолению всех проблем? (Красота)

-Какая красота? (Душевная, внутренняя).

-Почему? Какая красота сильнее? Приведите пример из жизни. (Внешняя красота годами угасает, исчезает, а красота души остается на всю жизнь).

- Какие нравственные ценности для человека важнее? Слайд 25.

Благородство, честность, доброта, милосердие, терпение, т.е. толерантность, доброжелательность, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, заботливость, умение прощать, умение понимать, сострадание, уважение, способность сопереживать.

5. Работа в тетрадях.

1)Словарная работа.

Красота - это

1. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях.)

Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность.

Толерантность - ( лат.) терпение к окружающим.

2) Давайте вспомним несколько русских пословиц о красоте! Вдумайтесь в их смысл. Ваша задача - продолжить мысль.

· Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дела …

· Не ищи красоты, а ищи ...

· Не родись красивым, а родись …

· Красота приглядится, ум …

Слова для справок: счастливым, гож, пригодится, доброты.

В душе каждого из нас есть маленький очаг, который греет нас и людей, что окружают нас, этот очаг, это тепло - доброта человеческая. Добрый человек - это тот, кто любит всё, что его окружает: людей, животных, лес, птиц . Это тот, кто их бережёт и им помогает. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь, милосердие, доброта, великодушие согревают, как огонь. Возле доброго человека, как возле костра, отогреешься душой, мы чувствуем себя тепло и комфортно, с ним хочется встречаться снова и снова, таких людей мы обычно называем душевными, их в стихах воспевают поэты, о них поют песни. Давайте вспомним строки из них…(ребята вспоминают строчки из известных им стихов и песен)

Кодекс хорошего человека:

  • Хороший человек добр по отношению к окружающим.

  • Он умеет радоваться радостям других людей.

  • Он радуется тему, что имеет.

  • Он не завидует

  • Он в меру щедр.

  • Он уважителен по отношению к старшим.

  • Он любит людей, мир, и все, что в нем.

  • Он ценит дружбу

  • Он видит красоту природы.

  • Он сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь.

  • Он способен поставить себя на место другого, понимая его чувства

Итог урока. Оценки (учащиеся сами выставляют друг другу оценки).

Домашняя работа.
Написать сочинение-рассуждение на тему
«Что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

  • I. Тезис.

  • II. Доказательство (аргументы).

  • III. Вывод.



© 2010-2022