Технологическая карта урока на тему М. Ю. Лермонтов. Бородино (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

ФИО педагога: Шумарина Ирина Григорьевна

Название ОУ: МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Минусинск, Красноярский край

Предмет: литература

Класс: 5

Тема: «Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

Цели урока:

Образовательные: знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его исторической основой, обучение основам анализа лирического произведения.

Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви и уважения к великому прошлому России, воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

-научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

- показать историческое значение события, изображенного в произведении;

- расширять активный запас слов учащихся;

-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;

-развивать умение пользоваться литературоведческими терминами;

- формировать умение слушать, работать в группе;

-совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

-воспитывать чувство любви к Родине.

Тип урока : урок открытия нового знания

Технология построения урока : проблемно-диалогическая

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный опрос

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Опорные понятия, термины:

-Лирика

-Лирическое произведение
-Ритм

-Эпитет

-Метафора

-Заимствованные слова

-Устаревшие слова

Межпредметные связи: история, обществознание, искусство.


Предварительная подготовка:

- знакомство с биографией

-ученик готовит наизусть чтение стихотворения «Два великана»

Оборудование:

Портрет М.Ю. Лермонтова

Аудиозапись

Видеозапись

Раздаточные материалы на печатной основе

Театральный реквизит

Различные виды словарей

Материально-технические ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

УМК:

  1. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. - Волгоград: Учитель, 2013.

  2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011

  3. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. - М.: Издательство «Экзамен», 2003

  4. Технические средства обучения

Дополнительная литература

  1. 1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007

  2. 2. Брагин М. В грозную пору.1812 год. М.: Издательство «Малыш», 1984

  3. 3. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 вв.- М.: Дрофа, 2005

  4. 4. Словарь иностранных слов. / Под редакцией И.В. Лёхина и др. - Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1954

Планируемые образовательные результаты

Личностные:


  • воспитание интереса к литературе;

  • воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

  • формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

  • формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль

  • развитие адекватной самооценки;

Предметные:

  • способствовать полноценному восприятию художественного произведения;

  • проверить знание биографии М.Ю.Лермонтова;

  • формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

  • волевая саморегуляция;

  • иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения.

  • делать выводы

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

(этап мотивации)

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • определение содержательных рамок урока

1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся

3. Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО

Выдвигают предположения о теме урока


Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализация учебного содержания, необходимого для изучения нового материала;

  • актуализация мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение;

  • фиксация затруднений при выполнении учащимися пробного учебного действия

Объясняет целеполагания урока.

Уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.

Активизирует знания учащихся.

Организовывает работу в парах по составлению бортового журнала урока.

Создает проблемную ситуацию.

Организует обсуждение содержания выступлений учащихся

Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва

Определяют цели учебной деятельности.

Формулируют тему урока.

Учащиеся слушают учителя и составляют бортовой журнал "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?"

Подготовленный учащийся рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях. Все остальные учащиеся слушают и дополняют свои бортовые журналы "Что нового они узнали о М.Ю.Лермонтове?"

Слушают сообщение учащегося об исторических событиях, лежащих в основе стихотворения "Бородино".

Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве, по ходу просмотра выписывают основные этапы битвы. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • организация коммуникативного взаимодействия на основе анализа поэтического произведения

Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана". Организовывает обсуждение степени выразительности чтения и содержания стихотворения "Два великана".

Организует чтение стихотворения "Бородино" с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на развитии сюжета.(Аудиозапись.

Актерское чтение)

Организовывает работу по осмыслению содержания текста.

Слушают учителя. Слушают выразительное чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения ""Два великана". Озвучивают анализ степени выразительности чтения, участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме.

Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом стихотворения "Бородино". Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.

Обращают внимание на устаревшие слова, работают со справочниками и словарями, фиксируют затруднения в их понимании.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

4

Открытие нового знания Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста

Цель:

-развитие читательских умений.


Организовывает работу с устаревшей лексикой: просит любого учащегося соотнести картинку и название. Организует работу со словарями.

Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.

Организовывает прослушивание отрывка песни "Бородино" на слова Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки организовывает обсуждение рисунков по произведению Лермонтова "Бородино".

Осуществляется взаимопроверка подготовленными учащимися-языковедами, проводится лексическая работа.

Анализируют поэтическое произведение с целью определения:

  • темы, идеи стихотворения;

  • характера героев;

  • роли и значения лирического героя;

  • смысла поэтического произведения;

Участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино".

Слушают фрагмент песни, участвуют в обсуждении рисунков

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

5

Применение новых знаний

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

  • тренировка способности к самоконтролю и самооценке;

  • проверка своего умения применять полученные знания;

  • развитие умения самостоятельной проверки по эталону.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка


6

Рефлексия деятельности

Домашнее задание

Цель:

  • оценка результатов собственной деятельности

Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино" или "Мои впечатления от урока".

Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание.

Домашнее задание.

1. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения наизусть.

2. Дополнительное домашнее задание (на выбор учащихся):

-нарисовать иллюстрацию к стихотворению (на выбор учащихся)

-написать небольшую заметку «В жизни всегда есть место подвигу» (на выбор учащихся)


Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство









© 2010-2022