Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное-хлеб языка»

Урок обобщения и систематизации изученного по теме «Имя существительное». Обучающиеся, помимо програмного материала, знакомятся с такими понятиями как «устойчивые словосочетания», повторяют разносклоняемые имена существительные. В рамках урока-повторения учителем использован элемент лингвистической игры, работа по развитию речи. Регулярная работа по развитию речи обогащает словарный запас обучающихся, а также способствует формированию эстетического восприятия лирического произведения, например, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Корнеева Н.Ю., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурманской обл.

"Имя существительное - хлеб языка"

Тема: Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»

Цель: обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное».

Ход урока

«Имя существительное - хлеб языка»

(Э.Успенский)


Учитель: сегодня мы должны повторить все, что знаем об имени существительном, и постараемся доказать справедливость утверждения Э. Успенского, что «имя существи­тельное - хлеб языка».

Повторение.

  1. Какой раздел науки о языке изучает имя существительное? (имя существительное изучает морфология, так как морфология это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)

  2. Дайте определение имени существительному. (имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

  3. Какими морфологическими признаками обладает имя существительное? (постоянными и непостоянными).

  4. Назовите постоянные признаки (собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

  5. Какие имена существительные не относятся ни мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду? (некоторые существительные с окончанием -а, (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например, такой задира Андрюша, такая задира Таня. Это существительные общего рода. Имена прилагательные с ними согласуются либо в мужском, либо в женском роде)

  6. Скажите, пожалуйста, а есть ли в русском языке имена существительные, не относящиеся ни к одному из трех склонений? (Да, есть. Называются они несклоняемые имена существительные. Имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, например, я слушаю радио, передают по радио).

  7. На доске записаны словосочетания:

До поры до времени, тянуть время, детское время, называть вещи своими именами, заронить семена добра.

Учитель: как называются такие словосочетания? (устойчивые словосочетания)

На какие слова, входящие в состав каждого из этих словосочетаний, мы должны обратить внимание и почему? (времени, именами, семена, время - эти слова входят в особую группу по склонению и называются они разносклоняемыми именами существительными).

На доску проецируются словосочетания:

С течением времени, висит жалюзи, в пламени костра, высокогорное плато, взять интервью, вождь племени.

Учитель: а сейчас мы заполним таблицу (у доски работает обучающийся)

Несклоняемые Разносклоняемые

жалюзи времени

интервью пламени

плато племени

На какую значимую часть слова мы должны обратить внимание и почему? (У существительных на -мя в родит., дат., творит, и предл. падежах в ед. ч. и во всех падежах во мн.ч. к корню прибавляется суффикс -ен- (-ен-). )

Обозначьте орфограмму графически.

  1. Назовите теперь непостоянные признаки имен существительных. (число, падеж)

Обратите внимание на следующие слова:

Любовь, здоровье, очки, каникулы, ножницы, бусы, развитие, мудрость.

По какому признаку мы можем разбить эти слова на две группы? (Существительные любовь, здоровье, развитие, мудрость имеют форму только ед.ч., а очки, каникулы, ножницы, бусы - мн.ч.)

  1. Словарно - орфографическая работа:

Идем по улиц…, приближаемся к станции…, встретимся на остановк…, в постел….

Диктант на какую орфографическую тему мы с вами написали? (Правописание гласных и - е в падежных окончаниях существительных в единственном числе)

В каких словах пишется окончание -и? (1) у сущ. 3 склонения - к лошади, , 2)у сущ. на -мя в племени, у сущ. на -ие, -ия, -ий - о станции, о планетарии, 4)у сущ. 1 скл. в форме род.п. - у речки)

В остальных случаях пишется окончание -е.

10. Разъясните значение данных ниже слов с помощью синонимов с приставкой -не и запишите их. К записанным словам подберите однокоренные слова с противоположным значением - антонимы.

Горе - несчастье - счастье, ложь - неправда - правда, враг - недруг - друг, беспорядок - непорядок - порядок.

Почему вы написали не слитно? (существительное может быть заменено синонимом без не).

В каких случаях не с именами существительными пишется отдельно? (Если не является отрицанием - Это был не тигр. Отрицание усиливается при наличии противопоставления с союзом а. Это был не тигр, а другой крупный зверь.)

11. На доске записаны слова:

Налад…ик, водопровод…ик, лет…ик, регулировщик, бунтов…ик.

В какой значимой части слова пропущена буква? Какую орфограмму вы вспомнили, выполняя это задание? (Буквы ч и щ в суффиксе -чик- и -щик-.

В суффиксе существительных чик(щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.)

12. Найди и исправь ошибку.

Звоночик, пузыречик, орешык, ларчик, огонечик, кусочик, ключик.

Ребята, какую орфограмму я забыла и сделала столько ошибок? (гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ек и -ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать гласную -е; если гласный не выпадает, то пишем букву и.)

13. Вставьте слова на месте пропусков по образцу.

Рыжая белка - рыженький бельчонок, серый волк - серенький ……………, шустрый заяц - шустренький …………………….., большой кусок - лакомый …………………., мягкая подушка - маленькая …………………….

14. Роль имени существительного в предложении.

На столе стоял блестящий самовар3. (Разобрать по членам предложения.)

Сырой туман висел над рекой. (резерв)

Чем является в имя существительное в предложении?

И закончить урок я хочу словами замечательного русского писателя, К. Г. Паустовского, который утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, не­ясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского, прежде всего, относятся к именам су­ществительным, так как в русском языке на каждые 100 слов при­ходится 40 имен существительных.

Обучающимся предлагается прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета.

Учитель сообщает школьникам, что это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существитель­ных. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени,

Трели соловья. Тени без конца.

Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений

Сонного ручья. Милого лица.

  • Из 22 слов стихотворения - 14 существительных, 6 прила­гательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудес­ная картина ночи, ночного пейзажа.

Что представляет данное сочетание предложений? (текст)

К какому стилю мы можем отнести данный текст? (к художественному?)

А к какому типу речи можно отнести данный текст? (описание)

Вывод: Сегодня на уроке мы с вами обобщили весь тот материал, с которым познакомились при изучении темы «Имя существительное» и доказали, что «имя существительное - хлеб языка».



© 2010-2022