МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

МАТЕРИАЛ ДЛЯ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  НА  УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА  ПО  ТЕМЕ  «ЛЕКСИКА».                       Часто дети не задумываются над тем, что говорят, как говорят. Речь засорена разными неправильными словами. Прослушав данные отрывки, учащиеся задумаются над тем, а как они говорят. Думаю, это поможет нам, учителям, в работе над формированием правильной устной и письменной речи наших детей. Сам предложенный материал представляет интерес и с точки зрения содержания, и с точки зрения формирования инт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА».

Часто дети не задумываются над тем, что говорят, как говорят. Речь засорена разными неправильными словами. Прослушав данные отрывки, учащиеся задумаются над тем, а как они говорят. Думаю, это поможет нам, учителям, в работе над формированием правильной устной и письменной речи наших детей. Сам предложенный материал представляет интерес и с точки зрения содержания, и с точки зрения формирования интереса учащихся к языку, к слову, к его лексическому значению, к форме слова.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» - призывал в одной из статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Что значит «беречь» язык? От кого и от чего «беречь»? Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

Да. На своём историческом пути каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему языку.

Под аркой одного из домов одно время висел такой плакат-объявление: «ГРАЖДАНЕ! ПРОСЬБА СДАВАТЬ УТИЛЬ ДВОРНИКУ, КОТОРЫЙ НАКОПИЛСЯ!»

Не знаю видели ли вы когда-нибудь, как накопляется дворник. Мне этого наблюдать не приходилось. Конечно, каждый грамотный человек, прочтя эти строки улыбался. Мысленно исправив эту синтаксическую ошибку, он всё-таки понимал, что хотел сказать автор. Хорошо, что перед нами была одна безграмотная фраза. А если бы так была написана целая страница? Каких бы трудов стоило её прочесть и понять?!

Первая опасность, грозящая языку, - искажение в результате невежестваЭ невладения языком.

Недоразумение может возникнуть и в связи с перестановкой букв, как это произошло с КИТОМ и КОТОМ в стихотворении Б. Заходера « Кит и Кот»

Вот, что

Сказка говорит:

Жили-были

КОТ

И

КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал.

КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня, воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит

КИТ:

Ночью бродит,

Днём храпит.

КОТ

Плывёт по океану,

КИТ из блюдца пьёт сметану.

Ловит

КИТ

Мышей на суше.

КОТ

На море бьёт баклуши!

КИТ

Царапался, кусался…

Добрый КОТ

Ни с кем не дрался…

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовёшь его:

- Кис-кис!

Он охотно спрыгнет вниз…

Разбирались целый год,

Где тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов

Решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то против всяких правил

В сказке буквы переставил.

Переправил «КИТ» на «КОТ»,

«КОТ» на «КИТ», наоборот!»…

Не только можно неправильно произнести что-либо, а бывает, один и тот же текст можно прочитать по-разному.

ТЕКСТ читает:

Как только возникла письменность, возник и вопрос: А как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий - другое, то ничего хорошего не получалось.

Об этом забавно рассказал Киплинг в одной из своих сказок.

Эта сказка называется «Как было написано первое письмо». История, о которой так весело рассказал английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг, произошла в племени первобытных людей в далёкие дописьменные времена. В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка - которую - нужно - хорошо - отшлёпать - за - то - что - она - такая - шалунья». А попросту её звали Таффа. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.

Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.

В это время по берегу шёл незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы легче было найти дорогу ему, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.

Таффи думала, что на этих картинках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила очень много). «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя»,- решил Незнакомец.

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал тему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (Она тоже приняла врагов за бобров). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно ещё его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О, Девочка - которую - нужно- хорошенько - отшлёпать - за - то - что - ты - такая - шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

Это всё произошло из-за отсутствия в древние времена письменности. А в наше время подобное возможно из-за отсутствия грамотности. Сколько хлопот с орфографией, сколько её учить! А ведь что обидно: придумали её взрослые, а учить приходится детям! А что будет, если обойтись без неё? Просто так: написал, как слышишь, - и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают.

СКАЗКА О КРИСТОФЕРЕ РОБИНЕ

Кристоферу Робину надо было потрудиться, чтобы овладеть орфографией.

СТ. ДЖАНИ РОДАРИ ( перевод С.Маршака)

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской -

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак!

Сейчас любой школьник, наверное, без труда отличит прилагательное от существительного. Но среди нас есть много лентяев, которые из-за своей лени и непонимания важности изучения грамматики становятся похожими на Митрофана, героя комедии Д.Фонвизина «Недоросль».

СЦЕНКА ИЗ КОМЕДИИ ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

Как видите, прав был наш великий классик литературы И.С.Тургенев. Нам надо беречь, защищать свой язык!

© 2010-2022