- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по родному (русскому) языку (10 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калмыкова Е.И. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Дёмский муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № __ от _________
руководитель МО
_______/ Калмыкова Е.И..
Согласовано с заместителем директора по учебной работе
_____________/
Христофоровой Е.С.
«___»___________ 2015г.
«Утверждаю»
директор школы
_____________/Набиев С.Ш.
«___»__________2015г
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе
для 10 класса
на 2015 - 2016 учебный год
уровень базовый
Составитель: учитель русского языка и литературы
Калмыкова Елена Ивановна
с.Демский
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г
-
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
-
Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» (в ред.от 03.11.2006 №370-3 ).
-
Учебного плана МОБУ СОШ с. Демский на 2014-2015 учебный год.
-
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учеб.год.
6.Программы и методического руководства к учебнику «Русский язык» (Русский язык 10 - 11 классы)./ Под ред. Л.Г.Саяховой.-Уфа:Китап,2010.
Программа соответствует учебнику «Русский язык».Учебник для 10 класса ОУ РБ /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.- Санкт - Петербург : Просвещение ,2010.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю)
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по литературе и авторской программой учебного курса.
Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе - 70 часа, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ с. Демский.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты изучения предмета
«Родной (русский) язык»
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание
Система языка и ее функционирование. (63)
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».
Стилистика и синонимические средства языка.
Повторение (4).
Фонетика. Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке.
Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».
Пунктуация.
Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева.
Лексика и лексическая стилистика (7)
Слово - единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе.
Исконно русские и заимствованные слова.
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование. (2)
Словообразование и стилистика.
Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика.(42)
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.
Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.
Части речи и их происхождение.
Имя существительное. (10)
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе.
Род имен существительных.
Число имен существительных.
«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Имена существительные в речи и в художественном тексте.
Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное (3)
Трудности в употреблении имен прилагательных.
Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных .
Имя числительное. (3)
Имя числительное как часть речи.
Система исчисления в родном и русском языках.
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение. (3)
Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Глагол.(7)
Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях.
Употребление глаголов в связной речи.
Глаголы речи.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Морфологический разбор глагола.
Причастие.(4)
Правописание причастий.
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия. (4)
Деепричастие как часть речи.
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и башкирского эпоса «Урал-Батыр».)
Наречие. (3)
Правила написания наречий.
Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди - огни!»
Служебные части речи. (4)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Союз. Употребление союзов в речи.
Употребление частиц в художественной литературе.
Правописание частиц.
Междометие (1).
Употребление междометий в литературе.
Язык и культура.(5)
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России.
Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
Резервные уроки (2) .
Учебно - тематический план
Тема
Кол-во
часов
В том числе
КР
Р.р.
Система языка и его функционирование.
63
1.
Язык и его функции.
1
2.
Речь. Культура речи.
1
3.
Стилистика и синонимические средства.
1
4.
Повторение.
4
5.
Лексика и лексическая стилистика.
7
1
6.
Состав слова и словообразование.
2
7.
Грамматика и грамматическая стилистика.
42
8.
Имя существительное.
10
1
2
9.
Имя прилагательное.
3
1
10
Имя числительное.
3
11
Местоимение.
3
12
Глагол.
7
1
1
13
Причастие.
4
1
1
14
Деепричастие.
4
1
15
Наречие.
3
16
Служебные части речи.
4
17
Междометие.
1
18
Язык и культура.
5
3
19
Резервные уроки.
2
Итого
70
3
10
-
Ι
ΙΙ
ΙΙΙ
ΙV
К.р.
-
1
2
-
Р.р.
1
2
3
2
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10 класса.
В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
-
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
-
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
-
извлекать информацию из различных источников;
-
находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
-
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
-
производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.
Цель и стратегия обучения родному (русскому) языку - формирование языковой личности (как правило, в условиях Республики Башкортостан полилингвальной). Родной язык - основа формирования личности. Русский язык изучается в едином лингвистическом пространстве как государственный и язык межнационального общения во взаимосвязи с башкирским языком как государственным, родными и иностранными языками.
ЛИТЕРАТУРА
Реквизиты программы
Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. Методическое руководство для учителей русского языка (5-11 классы). - Уфа: Китап, 2011.
Литература для учителя
-
Муллагалеева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ под ред. профессора Саяховой Л.Г. - Уфа, 2012.
-
Дорожкина Т. Н. Родной (русский) язык в школах РБ. - Уфа, 2012.
-
Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. - М., 2012.
-
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 2009.
-
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов-на-Дону, 2010.
-
Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-11 классы. - М., 2009.
-
Львов М. Р. Основы теории речи. - М., 2010.
-
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2011.
-
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. - М., 2012.
-
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2011.
-
Любичева Е. В. Уроки развития речи. - С-П., 2012.
-
Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. - СП., 2010.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Учебник «Русский язык. 10 класс.» авторов Л.Г.Саяховой и Н.Ш.Галлямовой. - Уфа: Китап, 2010.
-
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 2009.
-
.Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М., 2009.
-
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М., 2011.
-
Колесов В. В. История русского языка в рассказах. - М., 2011.
-
6. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2012.
-
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005
-
Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 1984.
-
Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 10-11 классы / В. И. Капинос и др. - М., 2012.
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
sork.ru - Словарь сокращений русского языка
megakm.ru - Толковый словарь русского языка Ожегова
slovari.ru - Русские словари (Институт им. Виноградова)
gramota.ru - Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
-
repetitor.1c.ru - Тесты по пунктуации в режиме онлайн
-
gramotey.ericos.ru - Электронный тренажер «Грамотей»
-
klyaksa.country.ru - Грамматический конкурс «Золотая клякса»
-
golovolomka.hobby.ru - Головоломки со словами
для учителя
Справочно-информационные ресурсы:
-
ruscenter.ru - РОФ «Центр развития русского языка»
-
1september.ru - Электронные версии газеты «Русский язык»
-
slovesnikk.ru - Сайт о русской словесности
-
ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
-
edu.ru - образовательный портал
-
center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
Материально-техническое оснащение
1. Мультимедийная доска.
2. Таблицы по русскому языку.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Дидактический раздаточный материал.
5. Словари всех типов по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата проведения
Тема урока
Кол. ч.
Примечания
По плану
Фактическая
Язык и речь
(3)
1
4.09.
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
1
2
7.09.
Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».
1
3
11.09.
Стилистика и синонимические средства языка.
1
4
14.09.
Фонетика. Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке.
1
5
18.09.
Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».
1
6
21.09.
Пунктуация.
1
7
25.09.
Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева.
1
Лексика и лексическая стилистика.
(7)
8
28.09.
Слово - единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
1
9
2.10.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
1
10
5.10.
Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе.
1
11
9.10.
Исконно русские и заимствованные слова.
1
12
12.10.
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).
1
13
16.10.
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
1
14
19.10.
Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы.
1
Состав слова и словообразование.
(2)
15
23.10.
Словообразование и стилистика.
1
16
26.10.
Этимология. Этимологические словари.
1
Грамматика и грамматическая стилистика.
(42)
17
30.10.
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.
1
18
6.11.
Морфология и стили речи.
1
19
9.11.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.
1
20
13.11.
Части речи и их происхождение.
1
Имя существительное.
(10)
21
16.11.
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
1
22
20.11.
Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе.
1
23
23.11.
Род имен существительных.
1
24
27.11.
Число имен существительных.
1
25-26
30.11.
4.12.
Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.
2
27
7.12.
11.12.
Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.
1
28
14.12.
Имена существительные в речи и в художественном тексте.
1
29
18.12.
Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится.
1
30
21.12.
Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».
1
31
25.12.
Контрольная работа по теме «Имя существительное». Тестирование.
1
Имя прилагательное
(3)
32
28.12.
Трудности в употреблении имен прилагательных.
1
33
15.01.
Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.
1
34
18.01.
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных
1
Имя числительное.
(3)
35
22.01.
Имя числительное как часть речи.
Система исчисления в родном и русском языках.
1
36
25.01.
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
1
37
29.01.
Обобщающий урок по теме «Числительное».
1
Местоимение.
(3)
38
1.02.
Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений.
1
39
5.02.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
1
40
8.02.
Обобщающий урок по теме «Местоимение».
1
Глагол.
(7)
41
12.02.
Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях.
1
42
15.02.
Употребление глаголов в связной речи.
1
43
19.02.
Глаголы речи.
44
22.02.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».
1
45
26.02.
Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
1
46.
29.02.
Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.
1
47.
4.03.
Контрольная работа по теме «Глагол».
1
Причастие.
(4)
48
7.03.
Правописание причастий.
1
49
11.03.
Употребление причастий в речи и в художественной литературе..
1
50
14.03.
Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)
1
51
18.03.
Творческий диктант. (Упр.170)
1
Деепричастия.
(4)
52
21.03.
Деепричастие как часть речи.
1
53
8.04.
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
1
54
11.04.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и башкирского эпоса «Урал-Батыр».)
1
55
15.04.
Р.р. Сочинение о коне с использованием материала из русской и родной литератур.
1
Наречие.
(3)
56
18.04.
Правила написания наречий.
1
57.
22.04.
Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди - огни!»
1
58
25.04.
Обобщающий урок по теме «Наречие».
1
Служебные части речи.
(4)
59
29.04.
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
1
60
2.05.
Союз. Употребление союзов в речи.
1
61
6.05.
Употребление частиц в художественной литературе.
1
62
9.05.
Правописание частиц.
1
63
13.05.
Междометие. Употребление междометий в литературе.
1
Язык и культура.
(5)
64
16.05.
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
1
65
20.05.
Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России.
1
66
23.05.
Р.р. Слово как концепт культуры. Концепт «Родина».
1
67
27.05.
Р.р. Сочинение «Мой родной край »
1
68
30.05.
Р.р. Концепт «Добро».
1
69
Резервный урок.
1
70
Резервный урок.
1
1