Рабочая программа учебного предмета Русский язык 9класс

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2008 г., (Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2008 г., (Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М: «Просвещение», 2008 г.) Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость расширить авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Б.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г. рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что не соответствует учебному плану МОУ, где на изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 102 часа в год, 3 часа в неделю. По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих разделов:

«Сложносочиненные предложения» до 6 часов, «Сложноподчиненные предложения» до 44 часов, «Бессоюзные сложные предложения» до 10 часов, «Сложные предложения с различными видами связи» до 11 часов. Значительно увеличено количество часов на разделы «Повторение пройденного в 5-8 классах» до 10 часов, «Систематизация изученного в 9 классе» до 12 часов.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи.

С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА - задание С2) увеличено количество часов на развитие речи.















Содержание тем учебного курса



Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (10 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (5 ч.)

Сложносочиненные предложения (6 ч.)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (44 ч.)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (10 ч.)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (11ч.)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3ч.)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи 12ч.)











Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока


Кол-во часов

Тип урока


Вводимые на уроке понятия

Практическая часть

Примечание



Международное значение русского языка

1

Урок усвоения новых знаний


Повторение изученного в 5-8 классах. (10ч)


Комплексное повторение(анализ текста, орфограмма в корне, знаки препинания при прямой речи, цитировании, приложении, состав слова, фонетика).

1

Повторительно-обобщающий



Комплексное повторение (знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах, тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, орфограмма в корне, правописание приставок, производных предлогов).

Комплексное повторение (знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах, тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, орфограмма в корне, правописание приставок, производных


1



1

Повторительно-обобщающий




Комплексное повторение ( словосочетание, предложение, способы выражения главных членов предложения, виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений).



1

Повторительно-обобщающий




Повторим орфографию! (правописание омонимичных частей речи).

1

Повторительно-обобщающий



Синтаксис словосочетания и простого предложения

1

Повторительно-обобщающий



Контрольная работа по теме «Повторение»

1

Урок контроля



Р.Р.Разноаспектный анализ текста.

2

Развитие речи


Сложное предложение. 5ч.


Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

1

Повторительно-обобщающий








РР. Способы сжатия текста. Тезисы. Конспект.

1

Урок усвоения новых знаний





Р.Р.Сжатое изложение

2

Развитие речи




Анализ изложения. Критерии оценивания

1


Союзные сложные предложения

Сложносочинённые предложения (6 ч)


Сложносочинённые предложения.

Основные группы ССП по значению и союзам

1

Урок усвоения новых знаний


Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП

2

Урок усвоения новых знаний



Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

1

Урок усвоения новых знаний


Р.р.Сочинение- рассуждение

1

Развитие речи


Тест по теме «Сложносочинённые предложения»

1


Сложноподчинённые предложения. (44ч )

Сложноподчинённые предложения.

Строение CПП

1

Урок усвоения новых знаний



Место придаточного предложения по отношению к главному

1

Урок усвоения новых знаний


Средства связи частей СПП, союзы и союзные слова

1

Урок усвоения новых знаний



Контрольная работа в форме ГИА

Анализ контрольной работы

1



1

Урок контроля


Р/Р Подготовка к сжатому изложению

1



Развитие речи



Написание сжатого изложения


1

Развитие речи


Анализ сжатого изложения

1


Основные группы CПП по их значению.

CПП с придаточными определительными.

1

Урок усвоения новых знаний

Придаточные определительные


CПП с придаточными определительными и местоименно-определительными.

1

Урок усвоения новых знаний

Придаточные определительные и местоименно-определительные


CПП с придаточными изъяснительными

1

Урок усвоения новых знаний

Придаточные изъяснительные



CПП с придаточными изъяснительными


2

Закрепление изученного



Контрольный диктант по теме « Сложноподчиненные предложения»

1

Урок контроля


CПП с придаточными обстоятельственными

2

Урок усвоения новых знаний

Придаточные обстоятельственные


Р.р.Сочинение-рассуждение

1

Развитие речи


CПП образа действия и степени

2

Урок усвоения новых знаний

СПП образа действия и степени


CПП с придаточными места

1

Урок усвоения новых знаний

CПП с придаточными места


CПП с придаточными времени

1

Урок усвоения новых знаний

CПП с придаточными времени


Контрольная работа в форме ГИА


2

Урок контроля



Анализ контрольной работы

1


CПП с придаточными условия



CПП с придаточными причины

1



1

Урок усвоения новых знаний



Урок усвоения новых знаний

CПП с придаточными условия


CПП с придаточными причины


CПП с придаточными цели


1

Урок усвоения новых знаний

CПП с придаточными цели



Подготовка к сжатому изложению

1

Развитие речи



Написание сжатого изложения

1




Тест. Задания А,В

1

Урок контроля



Р.Р.Сочинение на лингвистическую тему

1

Развитие речи


CПП с придаточными сравнительными

1

Урок усвоения новых знаний

CПП с придаточными сравнительными


CПП с придаточными уступительными

1

Урок усвоения новых знаний

CПП с придаточными уступительными


CПП с придаточными следствия и присоединительными

1

Урок усвоения новых знаний

CПП с придаточными следствия и присоединительными



Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения»

1

Повторительно-обобщающий






Контрольная работа «Виды придаточных предложений».

1




CПП с несколькими придаточными

1

Урок усвоения новых знаний




CПП с несколькими придаточными


2

Урок усвоения новых знаний



Знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными

2

Закрепление изученного



Итоговая работа по теме «Сложноподчинённые предложения»

Контрольный тест

1

Урок контроля




Р/Р

Деловые бумаги. Автобиография


1

Развитие речи



Повторим орфографию

1

Повторительно-обобщающий

Бессоюзные сложные предложения 10 ч)



Бессоюзное сложное предложение

1

Урок усвоения новых знаний

Бессоюзное сложное предложение










Запятая и точка с запятой в БСП

1

Урок усвоения новых знаний




Двоеточие в БСП

2

Урок усвоения новых знаний




Р/Р

Сочинение на лингвистическую тему

1

Развитие речи



Тире в БСП

1




Урок повторения и закрепления по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

Повторительно-обобщающий




Итоговая работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

Урок контроля




Р.р. Реферат

1

Развитие речи




Р/Р Сжатое изложение.

1


Сложные предложения с разными видами связи (11ч)



Сложные предложения с различными видами связи.

2

Урок усвоения новых знаний





Сложные предложения с различными видами связи. Задания ГИА


Контрольная работа в форме ГИА

1







2



Закрепление изученного


Урок контроля

Анализ контрольной работы



1




Сложные предложения с различными видами связи. Задания ГИА

2

Урок усвоения новых знаний




Авторские знаки препинания.

1





Повторение по теме «Сложное предложение».

1

Повторительно-обобщающий





Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

1


Общие сведения о языке (4ч)



Понятие о языке. Работа со словарями.

1

Урок усвоения новых знаний




Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление

1

Урок усвоения новых знаний




Практическое занятие: Русский литературный язык и его стили

1

практикум




Практическое занятие: Применение официально-делового стиля речи на практике.

1

практикум


Повторение (10ч)



Синтаксис словосочетания. Задания ГИА

1




Повторительно-обобщающий



Синтаксис простого предложения.

Задания ГИА



1


Повторительно-обобщающий


Пунктуация простого предложения.

Задания ГИА


1

Повторительно-обобщающий



Повторение Пунктуация сложного предложения.

Задания ГИА

.




2




Повторительно-обобщающий











Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

















Перечень учебно-методического обеспечения

1.Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2008 г.,

2.Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М: «Просвещение», 20011г.)

3.Дейкина А.Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс/А.Д. Дейкина.- М. Дрофа, 2011

4.Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс/ Т. М. Пахнова.- М. Экзамен, 2011.

5. Тростенцева Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л.А. Тростенцева.- М.: Просвещение, 2011.

6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т.А. Костяева.- М.: Просвещение, 2011.

7. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя/Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2010.

8. Тропкина Л. А. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс - Волгоград: Учитель, 2010.

9.. Львова С.И. ГИА. Русский язык:сборник заданий:9 класс/ С.И. Львова.- М. Эксмо, 2009.

10.. Сенина Н.А. Русский язык: 9 клас.Итоговая аттестация - 2012 год:

11. ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс:/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова.- М.: АСТ:Астрель, 2013..




Список литературы

Для обучающихся.

1. Тростенцева А.А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростецева.-М. Просвещение, 2010

2. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом:9 кл. - Саратов: Лицей, 2010

3. Лидман - Орлова Г.К. Учимся писать изложения/ Г.К. Лидман- Орлова.- М.: Дрофа, 2011

Для учителя.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.







© 2010-2022