План-конспект урока по повести А. С. Пушкина Метель Обучение устному ответу на проблемный вопрос

Тема Обучение устному ответу на проблемный вопрос  (по повести  А.С. Пушкина «Метель») Цели: Обучающие - обучать учащихся устному ответу на проблемный вопрос, строить связное высказывание Развивающие - развивать мышление, умение  анализировать  художественное произведение, создавать ассоциативные  образы;  формировать компетентность, побуждающую к саморазвитию и самосовершенствованию Воспитательные- воспитывать такие личностные качества, как  умение отстаивать собственную точку зрения, разрешать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературы, 7 класс

Разработала и провела учитель русского языка и литературы

Артемовской общеобразовательной школы I-IIIступеней №18

Артемовского городского совета Донецкой области

Лариса Александровна Августович

Тема Обучение устному ответу на проблемный вопрос (по повести А.С. Пушкина «Метель»)

Цели:

Обучающие - обучать учащихся устному ответу на проблемный вопрос, строить связное высказывание

Развивающие - развивать мышление, умение анализировать художественное произведение, создавать ассоциативные образы; формировать компетентность, побуждающую к саморазвитию и самосовершенствованию

Воситательные- воспитывать такие личностные качества, как умение отстаивать собственную точку зрения, разрешать нестандартные проблемы

Тип урока: урок развития умений работы над текстом художественного произведения

Оборудование: учебник, иллюстративный материал ( в том числе и работы учащихся), карточки для работы мультимедийное сопровождение pptx, Г. Свиридов вальс «Метель»

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапа

Приемы, методы и формы работы

ИКТ на уроке

I.

Организационный момент

Объявление темы и задач урока

Снежинки - бонусные баллы (3балла)

Слайд 1

II.

Мотивация

Чтение учителем собственного стихотворения

об А.С. Пушкине

О Пушкине, наверно, все известно:

Он был поэт, писатель, дуэлянт!

Века проходят, а нам с ним интересно-

Не умирает, а живет его талант!

Уж больше двухсот лет прошли, как он родился, Но старым ему стать не суждено!

Он, как обычно, на дуэль явился,

Да сам уйти не смог, а увезли его!

Ну, что ж, поэт не властен над Судьбою,

И не ему решать, как долго в мире жить…

Но, уходя, он тайну всем откроет,

Как надо этот грешный мир любить!

Мы ж, современники родившегося века, Стремимся заглянуть за небеса…

Возможно, дорастем до Человека,

Который видел в Лукоморье чудеса! ( Л.А. Августович)

Слайд 2

3

4

III.

Актуализация опорных знаний

а) Что такое проблема? - значение в словарях

б) вопросы по содержанию повести с последующей проверкой (монитор)

Словарная работа

Карточки «да-нетки»

Слайд5

Слайд6,7,8,9

IV/

Восприятие нового материала

Постановка проблемного вопроса: «Можно ли предположить,

что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека ?»

Проблемное обучение

Слайд10


    Работа с учебником - чтение памятки «Как подготовить ответ на проблемный вопрос» - страница 102


      Составление ассоциативного ряда на фоне слайда и музыки (Г.Свиридов)

      Интерактивный метод

      Слайд11


        Физминутка- маленький танец снежинки (муз. Свиридова)


          Проверка ассоциативных рядов (куст)

          Какие связи и параллели возникают со словом метель?

          Развитие творческого мышления

          Слайд12


            Экскурсия на выставке творческих работ учащихся - ученики-экскурсоводы делают краткий обзор рисунков учащихся по темам повести «Метель»

            Групповая работа

            Слайд 13


              Какова же роль метели в жизни главных героев : Марьи Гавриловны, Владимира и Бурмина?

              Заполнение схемы

              - работа со слайдом

              Слайд 14


                Работа со слайдом «Преступление и наказание»

                Решение проблемной ситуации

                Слайд 15


                  Ролевое чтение заключительной сцены повести «Метель» - учебник стр. 99-100

                  Интерактивный метод


                    У каждого свой ответ на проблемный вопрос…

                    Но какую истину пытается открыть читателю гениальный Пушкин?

                    Работа по слайду

                    Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни.

                    И как эхо в 20 столетии слова Ольги Высоцкой Любовь - она бывает разной.
                    Бывает отблеском на льду.
                    Бывает болью неотвязной,
                    Бывает яблоней в цвету.
                    Бывает вихрем и полетом.
                    Бывает цепью и тюрьмой...
                    Мы ей покоем, и работой,
                    И жизнью жертвуем самой!
                    Но есть еще любовь такая,
                    Что незаметно подойдет
                    И, поднимая, помогая,
                    Тебя сквозь годы поведет
                    И будет до последних дней
                    Душой и совестью твоей

                    Слово учителя . Аллюзии и реминисценции в поэзии XX века





                    Слайд 16


                      Наши герои оказались в самом начале новой жизни - это уже другая история

                      V.

                      Итог урока

                      Рефлексия- Мои открытия….

                      И Открытия учителя…Эти снежинки белые

                      Пусть станут для вас откровением,

                      Что были вы умными, смелыми, полными вдохновения! Белые, значит, чистые, солнечные и ясные…словно мечта, лучистые, радостные, прекрасные….

                      Оценивание- сколько снежинок сегодня собрали?

                      Слайд 17

                      VI.

                      Домашнее задание

                      1. Записать в виде сочинения -миниатюры свой ответ на проблемный вопрос урока

                      2. Прочитать стр 103-105 , вспомнить любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова

                      Слайд 18



                      © 2010-2022