- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по повести А. С. Пушкина Метель Обучение устному ответу на проблемный вопрос
План-конспект урока по повести А. С. Пушкина Метель Обучение устному ответу на проблемный вопрос
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Августович Л.А. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока литературы, 7 класс
Разработала и провела учитель русского языка и литературы
Артемовской общеобразовательной школы I-IIIступеней №18
Артемовского городского совета Донецкой области
Лариса Александровна Августович
Тема Обучение устному ответу на проблемный вопрос (по повести А.С. Пушкина «Метель»)
Цели:
Обучающие - обучать учащихся устному ответу на проблемный вопрос, строить связное высказывание
Развивающие - развивать мышление, умение анализировать художественное произведение, создавать ассоциативные образы; формировать компетентность, побуждающую к саморазвитию и самосовершенствованию
Воситательные- воспитывать такие личностные качества, как умение отстаивать собственную точку зрения, разрешать нестандартные проблемы
Тип урока: урок развития умений работы над текстом художественного произведения
Оборудование: учебник, иллюстративный материал ( в том числе и работы учащихся), карточки для работы мультимедийное сопровождение pptx, Г. Свиридов вальс «Метель»
Ход урока
Этапы урока
Содержание этапа
Приемы, методы и формы работы
ИКТ на уроке
I.
Организационный момент
Объявление темы и задач урока
Снежинки - бонусные баллы (3балла)
Слайд 1
II.
Мотивация
Чтение учителем собственного стихотворения
об А.С. Пушкине
О Пушкине, наверно, все известно:
Он был поэт, писатель, дуэлянт!
Века проходят, а нам с ним интересно-
Не умирает, а живет его талант!
Уж больше двухсот лет прошли, как он родился, Но старым ему стать не суждено!
Он, как обычно, на дуэль явился,
Да сам уйти не смог, а увезли его!
Ну, что ж, поэт не властен над Судьбою,
И не ему решать, как долго в мире жить…
Но, уходя, он тайну всем откроет,
Как надо этот грешный мир любить!
Мы ж, современники родившегося века, Стремимся заглянуть за небеса…
Возможно, дорастем до Человека,
Который видел в Лукоморье чудеса! ( Л.А. Августович)
Слайд 2
3
4
III.
Актуализация опорных знаний
а) Что такое проблема? - значение в словарях
б) вопросы по содержанию повести с последующей проверкой (монитор)
Словарная работа
Карточки «да-нетки»
Слайд5
Слайд6,7,8,9
IV/
Восприятие нового материала
Постановка проблемного вопроса: «Можно ли предположить,
что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека ?»
Проблемное обучение
Слайд10
Работа с учебником - чтение памятки «Как подготовить ответ на проблемный вопрос» - страница 102
Составление ассоциативного ряда на фоне слайда и музыки (Г.Свиридов)
Интерактивный метод
Слайд11
Физминутка- маленький танец снежинки (муз. Свиридова)
Проверка ассоциативных рядов (куст)
Какие связи и параллели возникают со словом метель?
Развитие творческого мышления
Слайд12
Экскурсия на выставке творческих работ учащихся - ученики-экскурсоводы делают краткий обзор рисунков учащихся по темам повести «Метель»
Групповая работа
Слайд 13
Какова же роль метели в жизни главных героев : Марьи Гавриловны, Владимира и Бурмина?
Заполнение схемы
- работа со слайдом
Слайд 14
Работа со слайдом «Преступление и наказание»
Решение проблемной ситуации
Слайд 15
Ролевое чтение заключительной сцены повести «Метель» - учебник стр. 99-100
Интерактивный метод
У каждого свой ответ на проблемный вопрос…
Но какую истину пытается открыть читателю гениальный Пушкин?
Работа по слайду
Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни.
И как эхо в 20 столетии слова Ольги Высоцкой Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей
Слово учителя . Аллюзии и реминисценции в поэзии XX века
Слайд 16
Наши герои оказались в самом начале новой жизни - это уже другая история
V.
Итог урока
Рефлексия- Мои открытия….
И Открытия учителя…Эти снежинки белые
Пусть станут для вас откровением,
Что были вы умными, смелыми, полными вдохновения! Белые, значит, чистые, солнечные и ясные…словно мечта, лучистые, радостные, прекрасные….
Оценивание- сколько снежинок сегодня собрали?
Слайд 17
VI.
Домашнее задание
1. Записать в виде сочинения -миниатюры свой ответ на проблемный вопрос урока
2. Прочитать стр 103-105 , вспомнить любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова
Слайд 18