Программа по русскому языку для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида Деловое письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 20 VIII вида»



Программа

курса по выбору

«Деловое письмо»





Составили:

Е.Г. Лазарева, учитель письма и развития речи;

Л.Г. Каменская, учитель письма и развития речи



г. Пермь, 2015

Содержание

Пояснительная записка

Учебный план

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование курса

Литература









Пояснительная записка

XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.

Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2001год.»

Курс "Деловое письмо" в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность подростка в целом.

Школа должна подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают важное место для их дальнейшей социализации, поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.

Программа коррекционной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научил применять свои знания на практике.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении учащиеся с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений по развитию письменной речи.

Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка учащихся к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся 8-9 классов коррекционной школы может быть предложен курс по выбору "Деловое письмо", рассчитанный на 17 учебных часа (1 час в неделю).

Цель данного курса по выбору - организация практического усвоения учащимися норм и правил составления деловых бумаг.

Задачи курса:

- формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;

- формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;

- формировать умения подражать образцу;

- формировать умения составлять документы самостоятельно;

- формировать умения составлять документы самостоятельно;

- способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;

- способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности;

- развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом.

Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:

ознакомление с правильной формой жанра делового письма;

определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;

нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);

редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;

самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;

речевое "наполнение" моделей по структурным элементам;

ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.

Коррекционные задачи курса:

Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.

Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие.

Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними.

Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ).

Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.

Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.

Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.

Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

Ожидаемый результат - овладение учащимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.

Учащиеся курса должны

знать:

- основные функции делового письма, его жанры;

- композиционные модели деловых бумаг;

- основные требования к языку деловых бумаг и документов.;

уметь:

- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.

Учебный план

Разделы

Количество часов

I

II

Стандартные бумаги.

Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля.

17

Содержание программы

Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.

Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).

Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.

Разделы

Темы

I

Стандартные бумаги.

Официально-деловой стиль речи.

Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Расписка. Объявление. Справка и удостоверение.

Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. Доверенность.

Заявление. Протокол. Выписка из протокола. Трудовая и сберегательные книжки. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.

II

Деловые бумаги

Письмо. Деловое письмо. Приглашение.

Поздравление. Реклама. Характеристика. Автобиография.

Автобиография как деловой документ.

Резюме. Анкета. Телеграмма.

Обобщающий урок по изученным темам. Ролевая игра «Поступаем на работу». Значение официально-делового стиля в речи.

Календарно-тематическое планирование курса

№ урока

Тема

Кол-во часов

раз-

дела

Сроки

Основные вопросы темы

1.

Официально-деловой стиль речи. Разновидности и жанры официально-делового стиля речи.

1

I

1. Основные функции и основные черты официально-делового стиля речи.

2. Жанровое разнообразие официально-делового стиля речи.

2.

Письмо

1

II

1. Личное письмо. Примерный план личного письма, его характерные черты.

3.

Деловое письмо

1

II

1. Деловые (служебные) письма. Композиционные части, основные принципиальные черты.

2. Основные правила оформления деловых писем.

3. Виды деловых писем:

сопроводительное

письмо-просьба

письмо-ответ

письмо-напоминание

письмо-извещение

письмо-приглашение.

4. Почтовые правила оформления адреса.

4.

Приглашение

1

II

1. Виды приглашений (личные и официальные).

2. Простые и усложнённые формы пригласительных билетов.

3. Официальное приглашение как жанр деловой бумаги.

5.

Поздравление

1

II

Составление текстов поздравительных открыток.

6.

Расписка

1

I

1. Расписка как вид деловой бумаги.

2. Структурные элементы и структурно-стилевые требования к составлению расписок.

7.

Объявление

1

I

1. Объявление официальное и рекламное.

8.

Реклама


Заявление


1


I


1. Типы и виды заявлений.

2. Структурная схема заявления

1

II

1. Основное понятие, цели и задачи рекламы.

2. Из истории рекламы, формы рекламы, современные средства рекламы.

3. Структурный план рекламы.

4. Реклама и рекламное объявление: сходство и отличие.

9.

Объяснительная записка. Служебная и докладная записки.

1

I

1.Объяснительная записка, её содержание, логическая схема, основные реквизиты. 2.Содержание служебной и докладной записок, их отличие от объяснительной записки.

10.

Доверенность

1

I

1.Структурный план доверенности.

11.

Характеристика. Автобиография.

1

1


1.Виды характеристик. Структурная схема составления характеристики.

Понятие, виды (литературная и официальная), их принципиальное отличие. 2.Структурная схема, содержание деловой автобиографии.

3.Составление своей автобиографии как официального документа.

12.

Резюме.

1

1


1. Резюме как жанр деловых бумаг.

2. Резюме и автобиография: сходство и отличие.

3. Резюме и характеристика: сходство и отличие.

4. Характер и вид информации, включаемой в резюме.

5. Примерный план резюме.

13.

Анкета.

1

1


1. Виды анкет.

2.Заполнение разных видов анкет.

14. 15.

Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.

2

II

1.Формы бланков.

2.Заполнение различных форм.



16.


Телеграмма


1


1


1.Порядок заполнения бланков. Составление диалога «На почте».

2.Текст, адрес. Работа с деформированным текстом.

17.

Обобщающее занятие.

Контрольная работа. Деловая игра.

1

1.Проверка и закрепление ЗУН.

2.Расширение социальной адаптации обучающихся через игру социально значимых умений.



© 2010-2022