Конспект урока по теме: Односоставные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: « Односоставные предложения. Определенно-личные предложения».

Цели: дать понятие определенно-личных предложений; формирование умений:

  • различать односоставные и двусоставные предложения;

  • находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

  • использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация. Ход урока

1.Орг.момент

2. Определение целей и задач урока

Учитель. По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.

( Здравствуйте!)

Учитель. Охарактеризуйте это предложение. Сделайте его синтаксический разбор.

(односоставное, так как грамматическая основа состоит из одного сказуемого)

Учитель. Обратите внимание, ребята, предложение короткое, из одного главного члена состоящее, а как много мы сказали, произнеся его.

Учитель

- Мы с вами, ребята, продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?

(ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это слова, выражающие законченную мысль).

- Было бы не интересно рассказывать просто о предложениях, поэтому поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.

Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай).

- Давайте, ребята, посмотрим, в чём необычность этих предложений?

(Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения).

- Как вы думаете, о каких предложениях мы будем сегодня говорить, какова тема нашего сегодняшнего урока?(Односоставные предложения)

Учитель. Тема нашего урока «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения».

Что в названии темы вам знакомо, а чего вы не знаете?

Предположите, что мы должны будем повторить и узнать на этом уроке? Каковы его цели?

3.Повторение .

Комплексный анализ текста. (текст на экране)

4.Изучение нового материала

Знакомство с таблицей «Виды односоставных предложений»

(М.у раздаточный материал.)

Перед вами предложениями. Прочтите предложения. Какие это предложения по количеству главных членов?

Подлежащее отсутствует. Понятен ли смысл?

Какая форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом?
Почему предложения так названы?

Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно).

- В определенно-личных предложениях деятель мыслится определенно. Форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом. Необходимо доказать правильность этой гипотезы или ее опровергнуть. Для этого важно знать, чем может быть выражено сказуемое в о/л предложении.

- В наших карточках односоставные предложения. Наша задача - указать, чем выражено сказуемое в каждом предложении. Записать свой пример в таблицу на доску.

Групповая работа.

Ученики устанавливают, что сказуемые в этих предложениях выражаются глаголами 1лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (1 группа), 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (2 группа), глаголами повелительного наклонения (3 группа).

В результате групповой работы на доске получается следующая таблица:

Определенно - личные предложения

Примеры

Способы выражения сказуемого

1. Вижу горы и долины.

2. Живем в деревне.

3. Начну сначала.

4.Споем вместе.

Глаголы 1лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения

1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

2. Хочешь помочь мне?

3. Будем смеяться громко.

4. Узнаете много.

Глаголы 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения

1. Пройдитесь по городу на Неве!

2. Береги природу!

3. Не грустите!

4. Уходи, зима седая!

Глаголы повелительного наклонения

Учитель. Дайте определение односоставным определенно-личным предложениям.

Сверим с теорией.

М.у самостоятельное чтение, опрос по выбору.

5.Закрепление

  1. Употребление о/л предложений в разных стилях речи.

Приведем слова Ломоносова об этом типе предложений, которые послужат эпиграфом к следующему этапу урока:

"Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит".

-О чем говорится в высказывании?

В высказывании говорится о роли определенно-личных предложений.

Поговорим с учениками о стилистических особенностях этих предложений, чтобы они поняли: внимание в определенно-личных предложениях сосредоточено на действии и они часто употребляются в разных стилях речи. Важно отметить, что устную и письменную речь определенно-личные предложения делают живой, непринужденной, динамичной и экспрессивной.

Первая и вторая группа выполняют творческие задания.

Карточка 1

Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3 ) =10 , используя определенно-личные предложения.

Определите стиль.

Карточка 2

Составьте текст на тему « Как стать интересным для других?» с использованием определенно - личных предложений. Определите его стиль.

6. Итог урока

1.С какими предложениями познакомились?

Их отличительные характеристики?

Приведите примеры.

2.Оценки за урок

3.Домашнее задание: выписать из произведений художественной литературы определенно-личные предложения



© 2010-2022