Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных»

Цели: 1. Предметные  - научиться исследовать текст с т. зр. заданной темы. 2. Личностные – формировать устойчивую мотивацию к творческой деятельности. 3. Коммуникативные – формирование интереса к чтению. 4. Регулятивные – преодоление затруднений в ходе работы.   5. Познавательные –объяснять языковые явления, выявленные в ходе написания.  Оборудование: 1.     Худ. Текст 2.     Памятка со значением суффиксов   Тип урока – урок – исследование.  -Что значит слово исследователь? (человек, занимающийс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».

Цели: 1. Предметные - научиться исследовать текст с т. зр. заданной темы.

2. личностные - формировать устойчивую мотивацию к творческой деятельности.

3. коммуникативные - формирование интереса к чтению.

4. регулятивные - преодоление затруднений в ходе работы.

5. познавательные -объяснять языковые явления, выявленные в ходе написания.

Структура урока:

  1. Орг. момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка учебной задачи

  4. Усвоение новых знаний

  5. Физ. минутка

  6. Закрепление изученного материала

  7. Рефлексия (итоги урока)

  8. Д/з

  9. Выставление оценок

Оборудование:

  1. Худ. Текст

  2. Памятка со значением суффиксов

Тип урока - урок - исследование

1.Орг. момент, мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать такими словами:

Если дождь стучит по крыше,

Если в жизни все не так.

Улыбнитесь, развеселитесь

Ведь улыбка - это клад!

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок. С хорошим настроением откроем тетради, запишем число, классная работа.

Сегодня нам предстоит очень интересная работа, мы будем в роли исследователей.

  1. Актуализация знаний.

-Что значит слово исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями).

-Каково значение слова исследование?

В словаре С.И. Ожегова дано 2 значения:

  1. Подвергнуть научному изучению

  2. Осмотреть для выяснения, изучения (Именно этим мы и займемся).

- Обратите внимание, с помощью каких морфем образовалось это слово (приставки и суффикса)

- На предыдущих уроках мы изучили тему способы словообразования. Материалом нашего исследования будет отрывок из рассказа Вячеслава Карпенко «Вожаки».

Вячеслав Михайлович Карпенко наш современник. Родился в 1938 году в г.Харькове. Работал в геологических экспедициях, учился в мореходном училище, затем заочно окончил ЛГУ. Занимался литературной и искусствоведческой критикой (театр, живопись, кино).

Прочитаем отрывок из рассказа.

-О чем этот отрывок? Докажите, что это текст.

-Какова тема текста?

-К какому типу текста относится данный отрывок?

- К какому стилю?

- Какие части речи чаще всего встречались в тексте? (сущ. и прил.)

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, как данный текст связан со словообразованием? (много слов с разными способами словообразования).

- Попробуем сформулировать тему урока, если мы уже знаем, что в тексте встречаются преимущественно сущ. и прил. (Словообразование сущ. и прил.)

Запишем тему урока Словообразование имен существительных и прилагательных.

Перед собой мы поставим следующие цели:

  1. Научиться находить слова в незнакомом тексте, образованные разными способами

  2. Узнать, какую роль играют суф. или приставки в словах, что они обозначают?

  3. Обогатить словарный запас новыми словами.

  4. Научиться выполнять правильно словообразовательный разбор.

  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

- Найдите в 1 - 3 абзацах 1вариант - сущ, 2 вариант - прилагат.

- Назовите способы образования слов

- Из 1-3 абзацев 1 ряд выписывает слова на приставочный способ (нескладеныш, неровным); 2 ряд - суф. способ (волчонка, горный, олененка, волчица, головастый, материнских); 3 ряд - сложение (водопадом, розово - каменной, черно - рыжей, нескладеныш - щенок, черно- рыжей).

- Скажите, на какой способ словообразования оказалось больше всего слов (суф.)

- Сделаем вывод, с какой целью автор употребляет много слов с суф. уменьшительно - ласкательными? (придают тексту большую выразительность; автор передает идею текста, автор выражает свое отношение к происходящему).

- Как относится? (с любовью, восхищается их непосредственностью).

- Найдите в тексте прилагательные с другими суф.

- ин - материнских (принадлежность, чей)

- ск - райская (принадлежность)

- н - горной, отвесной (относятся к чему либо)

-аст -головастой (имеющий какое - либо свойство)

- ист - волнистой (имеющий какое либо свойство)

- ян - багряной ()признак, материал)

- Вспомним, что такое словообразовательная модель? (схема, образец построения слова).

- О чем могут рассказать следующие словообразовательные модели. Приведите примеры из текста.

кореньО корень ОМ (сущ. м.р. 2 скл.ед.ч. ТВ.п. - водопадом)

корень ИЦА (сущ. ж.р.1 скл. Ед.ч.им.п - волчица)

корентО - кореньЕЙ (прил.сложение, ж.р.ед.ч. тв.п. - черно - рыжей)

прист корень ОМ (сущ. м.р.2 скл.ед.ч.тв.п - полетом)

корень СКАЯ (прил.ж.р.ед.ч им.п - райская)

  1. Физминутка

  2. Закрепление изученного материала

Вам даны слова и схемы слов. Вы должны найти соответствие слова и схемы.

Олененок

Плоскогорье

Ветром

Раскосые

Силенки

Разноцветьем

- Как вы думаете, для чего нужен словообразовательный разбор? (правильно выполнять морфемный разбор, ведь правильный разбор - верное написание).

Сделаем словообразовательный разбор нескольких слов

Радостно(кр прил) - радостный (суф) - радость (суф ост) - рад (суф)

Трещина - трещать - треск (суф)

Водопад - вода+падать (сложение)

8.Рефлексия

- Чему вы научились на уроке?

Ответы учеников:

- Мы исследовали текст и узнали, что в нем много слов с различными суф., которые придают тексту особую выразительность.

- Исследуя текст, поняли, что данный текст интересен не только содержанием, но и своим языком.

- Научились составлять словообразовательную цепочку.

- Тема понятнее тогда, когда понятнее текст.

- Для правильного написания слова необходимо знать и уметь выделять части слова.

- Как вы считаете, мы достигли целей, которые перед собой поставили?

У вас на столах лежит оценочный лист. Пожалуйста, оцените сегодняшний урок, себя на уроке и закончите данные фразы.

Если вы достигли поставленной цели, когда будете уходить, в вазу поставьте красный цветок (заранее лежат на столах у детей) , если что-то осталось непонятным, не все цели достигнуты - поставьте желтый цветок. Спасибо за активную работу.

9.Д/з

Рассказ прочитать полностью. Стр.153 - проверяем себя - письм.

10.Выставление оценок

Спасибо за урок! Урок закончен, до свидания!





© 2010-2022