- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных»
Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Березина Е.Б. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».
Цели: 1. Предметные - научиться исследовать текст с т. зр. заданной темы.
2. личностные - формировать устойчивую мотивацию к творческой деятельности.
3. коммуникативные - формирование интереса к чтению.
4. регулятивные - преодоление затруднений в ходе работы.
5. познавательные -объяснять языковые явления, выявленные в ходе написания.
Структура урока:
-
Орг. момент
-
Актуализация знаний
-
Постановка учебной задачи
-
Усвоение новых знаний
-
Физ. минутка
-
Закрепление изученного материала
-
Рефлексия (итоги урока)
-
Д/з
-
Выставление оценок
Оборудование:
-
Худ. Текст
-
Памятка со значением суффиксов
Тип урока - урок - исследование
1.Орг. момент, мотивация к учебной деятельности
Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать такими словами:
Если дождь стучит по крыше,
Если в жизни все не так.
Улыбнитесь, развеселитесь
Ведь улыбка - это клад!
Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок. С хорошим настроением откроем тетради, запишем число, классная работа.
Сегодня нам предстоит очень интересная работа, мы будем в роли исследователей.
-
Актуализация знаний.
-Что значит слово исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями).
-Каково значение слова исследование?
В словаре С.И. Ожегова дано 2 значения:
-
Подвергнуть научному изучению
-
Осмотреть для выяснения, изучения (Именно этим мы и займемся).
- Обратите внимание, с помощью каких морфем образовалось это слово (приставки и суффикса)
- На предыдущих уроках мы изучили тему способы словообразования. Материалом нашего исследования будет отрывок из рассказа Вячеслава Карпенко «Вожаки».
Вячеслав Михайлович Карпенко наш современник. Родился в 1938 году в г.Харькове. Работал в геологических экспедициях, учился в мореходном училище, затем заочно окончил ЛГУ. Занимался литературной и искусствоведческой критикой (театр, живопись, кино).
Прочитаем отрывок из рассказа.
-О чем этот отрывок? Докажите, что это текст.
-Какова тема текста?
-К какому типу текста относится данный отрывок?
- К какому стилю?
- Какие части речи чаще всего встречались в тексте? (сущ. и прил.)
3. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, как данный текст связан со словообразованием? (много слов с разными способами словообразования).
- Попробуем сформулировать тему урока, если мы уже знаем, что в тексте встречаются преимущественно сущ. и прил. (Словообразование сущ. и прил.)
Запишем тему урока Словообразование имен существительных и прилагательных.
Перед собой мы поставим следующие цели:
-
Научиться находить слова в незнакомом тексте, образованные разными способами
-
Узнать, какую роль играют суф. или приставки в словах, что они обозначают?
-
Обогатить словарный запас новыми словами.
-
Научиться выполнять правильно словообразовательный разбор.
-
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Найдите в 1 - 3 абзацах 1вариант - сущ, 2 вариант - прилагат.
- Назовите способы образования слов
- Из 1-3 абзацев 1 ряд выписывает слова на приставочный способ (нескладеныш, неровным); 2 ряд - суф. способ (волчонка, горный, олененка, волчица, головастый, материнских); 3 ряд - сложение (водопадом, розово - каменной, черно - рыжей, нескладеныш - щенок, черно- рыжей).
- Скажите, на какой способ словообразования оказалось больше всего слов (суф.)
- Сделаем вывод, с какой целью автор употребляет много слов с суф. уменьшительно - ласкательными? (придают тексту большую выразительность; автор передает идею текста, автор выражает свое отношение к происходящему).
- Как относится? (с любовью, восхищается их непосредственностью).
- Найдите в тексте прилагательные с другими суф.
- ин - материнских (принадлежность, чей)
- ск - райская (принадлежность)
- н - горной, отвесной (относятся к чему либо)
-аст -головастой (имеющий какое - либо свойство)
- ист - волнистой (имеющий какое либо свойство)
- ян - багряной ()признак, материал)
- Вспомним, что такое словообразовательная модель? (схема, образец построения слова).
- О чем могут рассказать следующие словообразовательные модели. Приведите примеры из текста.
кореньО корень ОМ (сущ. м.р. 2 скл.ед.ч. ТВ.п. - водопадом)
корень ИЦА (сущ. ж.р.1 скл. Ед.ч.им.п - волчица)
корентО - кореньЕЙ (прил.сложение, ж.р.ед.ч. тв.п. - черно - рыжей)
прист корень ОМ (сущ. м.р.2 скл.ед.ч.тв.п - полетом)
корень СКАЯ (прил.ж.р.ед.ч им.п - райская)
-
Физминутка
-
Закрепление изученного материала
Вам даны слова и схемы слов. Вы должны найти соответствие слова и схемы.
Олененок
Плоскогорье
Ветром
Раскосые
Силенки
Разноцветьем
- Как вы думаете, для чего нужен словообразовательный разбор? (правильно выполнять морфемный разбор, ведь правильный разбор - верное написание).
Сделаем словообразовательный разбор нескольких слов
Радостно(кр прил) - радостный (суф) - радость (суф ост) - рад (суф)
Трещина - трещать - треск (суф)
Водопад - вода+падать (сложение)
8.Рефлексия
- Чему вы научились на уроке?
Ответы учеников:
- Мы исследовали текст и узнали, что в нем много слов с различными суф., которые придают тексту особую выразительность.
- Исследуя текст, поняли, что данный текст интересен не только содержанием, но и своим языком.
- Научились составлять словообразовательную цепочку.
- Тема понятнее тогда, когда понятнее текст.
- Для правильного написания слова необходимо знать и уметь выделять части слова.
- Как вы считаете, мы достигли целей, которые перед собой поставили?
У вас на столах лежит оценочный лист. Пожалуйста, оцените сегодняшний урок, себя на уроке и закончите данные фразы.
Если вы достигли поставленной цели, когда будете уходить, в вазу поставьте красный цветок (заранее лежат на столах у детей) , если что-то осталось непонятным, не все цели достигнуты - поставьте желтый цветок. Спасибо за активную работу.
9.Д/з
Рассказ прочитать полностью. Стр.153 - проверяем себя - письм.
10.Выставление оценок
Спасибо за урок! Урок закончен, до свидания!