Исследовательская работа на тему Объявление. Работа над ошибками

Данное исследование проводилось на основе анализа объявлений,    находящихся             во взрослой поликлинике (МУ «ГП-2»). Цель: разработать  рекомендации по        составлению объявлений для МУ «ГП-2»           (взрослая поликлиника Нового города). Задачи: 1.      Определить, к какому стилю речи относятся объявления, дать характеристику этого стиля речи. 2.      Классифицировать объявления в связи с различной смысловой нагрузкой. 3.      Разработать определённые речевые стандарты (клише) д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»






ОБЪЯВЛЕНИЕ. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.




Исследовательская работа на городскую конференцию юных исследователей

«Шаг в будущее, Юниор»




Автор: Тепляшин Роман Андреевич,

Россия, г. Усть-Илимска,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», 8 класс

Руководитель: Кононова Ольга Николаевна,

Учитель русского языка и литературы,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7».



Усть-Илимск, 2008 год

Содержание

I. Ведение. 3

II. Основная часть. Анализ объявлений.

1. Объявление как жанр официально-делового стиля речи. 4

  1. Классификация объявлений. 5-7

  2. Достоинства и недостатки объявлений. 8-11

III. Заключение. Рекомендации по написанию объявлений 12

Библиографический список использованной литературы. 13

Приложения.







Введение

Каждый взрослый человек, будь он рабочий, инженер или продавец магазина, в случае необходимости обращается в медицинское учреждение. В нашем городе это МУ «ГП-2» или, как говорят в народе, взрослая поликлиника. На этажах этого высотного здания находится множество различных кабинетов. Кто угодно может в них запутаться. Чтобы разобраться во всем многообразии и обратиться к нужному специалисту, человеку необходима помощь. Регистратура. Но, порой, не хочется или не представляется возможным отвлекать работника регистратуры по тем или иным вопросам, и тогда на помощь приходят такие ориентиры, как указатели и объявления. С указателями всё понятно: следуй направлению стрелочки и не ошибёшься, а вот с объявлениями… Какие только не встретишь! Справедливости ради надо отметить, что часть из них располагается в специально отведённых для этого местах - на Информационных досках. Большая же часть - на стенах и дверях кабинетов. Причём некоторые двери стали настоящей Доской для объявлений - на них располагается до пяти объявлений, и наклеены они одно на другое так, что даже номер кабинета определить невозможно (5 этаж, процедурный кабинет). А сколько ошибок в них порой встречается!

Однажды я, когда пришел в поликлинику вместе с родителями, стал свидетелем такого случая: одна женщина, подошла к объявлению и ручкой что-то исправила в нём. Увидев недоумение на наших лицах, она сказала: «Я - учительница, и не могу спокойно смотреть на ошибки, рука сама рвётся в бой - хочет их исправить!» и, уже усевшись на стул, тихонько добавила: «А ведь это государственное учреждение…» Я тоже, как и эта незнакомая женщина, как и большинство людей, чувствую себя неловко, когда вижу ошибки там, где всё должно быть чётко, грамотно и понятно.

Поэтому меня заинтересовала эта проблема, и я решил разработать рекомендации по составлению объявлений для МУ «ГП-2», что стало целью моей работы по теме: «Объявление. Работа над ошибками».

Для её достижения я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Определить, к какому стилю речи относятся объявления, дать характеристику этого стиля речи.

  2. Классифицировать объявления в связи с различной смысловой нагрузкой.

  3. Разработать определённые речевые стандарты (клише) для некоторых видов объявлений.

  4. Выявить типичные ошибки, встречающиеся в объявлениях МУ «ГП-2».




Объявление как жанр официально-делового стиля речи

Я узнал на уроках русского языка, что «Литературному русскому языку в его устной и письменной свойственны пять стилей: научный, публицистический (газетно-публицистический), официально-деловой, художественный, разговорный.

Слово стиль происходит от латинского «styles» - остроконечная палочка. В древности оно означало заострённую с одного конца и закруглённую с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим - в виде лопаточки стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение: «Чаще поворачивай!», т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.

Слово стиль стало означать уже качество написанного, т.е. умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого».1

При изучении научной литературы я также узнал, что объявление является жанром официально-делового стиля речи. «Для данного стиля характерны следующие признаки: а) цель: сообщение, информирование; б) использование в официальной обстановке; в) речевые жанры: законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги; г) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи; д) стилевые черты: точность формулировок; неличный характер деловой речи; стандартизированность; предписывающий характер деловых документов.

Общие признаки официально-делового стиля речи:

В л е к с и к е: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера.

В м о р ф о л о г и и: употребление глаголов несовершенного вида, кратких прилагательных; большого количества отымённых глаголов и союзов, отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии.

В с и н т а к с и с е: осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание.

Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка».

Классификация объявлений

В научной литературе, касающейся официально-делового стиля, я встретился с жанром объявление, но, к сожалению, не нашёл разграничений между разными видами объявлений. Внимательно изучив объявления, находящиеся во взрослой поликлинике, сравнив их между собой, я пришёл к выводу, что объявления несут различную смысловую нагрузку, имеют разную структуру. Это натолкнуло меня на мысль, что необходимо их классифицировать. Я разделил объявления на следующие виды:

1. Объявление-извещение - это объявление, извещающее, что тот или иной кабинет не работает по различным причинам, например:

Уважаемые пациенты!

В связи с отсутствием рентгенов в Иркутском Диагностическом центре с 22. 05. 2007 г. временно прекращён забор крови для исследований на гормоны щитовидной железы (ТТГ, Т3, Т4, Т3 св., Т4 св. и т.д.) СТГ, картизол, половые гормоны, и онкомаркеры. Справки по тел. 5-62-94 с 4. 06. 2007 г. Приносим извинения за причинённые неудобства.

Администрация.

2. Объявление-режим работы - это объявление, сообщающее режим работы данного кабинета, например:

Приём: 8.30 - 18.30

часы работы: 8.00 - 19.00

технический перерыв: 11.00 - 11.30

13.45 - 14.00

16.00 - 16.30

генеральная уборка: среда 12.00 - 14.00

3. Объявление-реклама - объявление, рекламирующее лекарственные средства, медицинские услуги, например:

Внимание!

Приглашаем вас на «медицинскую школу» по ДЭНС - терапии, где вы сможете познакомиться с уникальным методом, имеющим государственное регистрационное удостоверение №ФС 2005004 от 04.03.2005г. Это уникальный российский аппарат, который обладает эффективным свойством, как при комплексной, так и при монотерапии.

Школа проводится по адресу: ГП №2 (актовый зал, 4-й этаж), 28, 29, 30 мая 2007 года в 18.00. Школу проводит Ким Борис Евгеньевич.

Справки по телефонам: 654-21, 3-56-63, 89501096014.

4. Объявление-просьба - объявление, содержащее просьбу, например:



Уважаемые пациенты!

В целях соблюдения лечебно-охранительного режима при проведении электричества в физиокабинетах убедительно просим вас выключать сотовые телефоны.

Администрация.

  1. Объявление-информация - это объявление, информирующее о том, какие нужно посетить кабинеты для прохождения медосмотра и другое, например:

Медицинское освидетельствование для получения лицензии на право приобретения оружия. Маршрут прохождения медосмотра:

102 кабинет - флюорография с 10.00 до 16.00

305 кабинет - психиатр с 14.00 до 15.00

503 кабинет - хирург с 14.00 до 16.00

709 кабинет - терапевт с 12.00 до 14.00

  1. Объявление-визитка - это объявление, знакомящее со специалистом, ведущем приём, например:

Врач-отоларинголог

высшей квалификационной категории

Ситникова Людмила Николаевна

Сертификат специалиста А 19272994


Вообще, в научной литературе указывается, что объявление строится по следующему плану:

1. «Заголовок - название жанра - объявление;

2. Текст строится линейно, представляет ответы на вопросы: что? где? когда?

3. Концовка-подпись».2

В связи с различной смысловой нагрузкой объявлений, структурой и предложенной мною классификацией я считаю, что некоторые объявления не могут быть построены по данному плану. Между тем, зная, что «многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала»3, я разработал для некоторых видов объявлений определённые речевые стандарты - клише, которые являются естественной принадлежностью официально-делового стиля речи (Приложение 1-4).

Но не для всех объявлений подойдут стандарты. Для рекламного объявления каких-либо шаблонов нет и быть не может. «Рекламные объявления составляются с целью привлечения потенциальных клиентов, партнеров и установления в дальнейшем контрагентских отношений. Рекламное объявление кроме описания рекламируемых товаров или услуг должно содержать адрес и телефон организации (на бланке или в тексте). Рекламные объявления не являются документами большой юридической значимости и пишутся в произвольной форме».4

Читая объявления, невозможно было не обратить внимание на то, что цветовое оформление их является различным. Некоторые исполнены в черно-белых тонах, некоторые же в цветных. На мой взгляд, так и должно быть, несмотря на всю строгость официально-делового стиля речи. Какие же цвета лучше всего использовать для написания объявлений?

Я побеседовал со школьным психологом Н. А. Крупенниковой, которая мне рассказала о том, что каждый цвет несёт определённую смысловую нагрузку, даже имеет значение местоположение букв того или иного цвета. Наиболее приемлемым считается фиолетовый цвет, т.к. он повышает интеллектуальную активность мозга и между тем не является раздражающим. Человек, приходящий в больницу, обратит внимание на текст, написанный в объявлении фиолетовым цветом, запомнит нужную для себя информацию. Также я узнал, что благоприятен темно-зеленый цвет, он успокаивает, «охлаждает» мозг человека, не вызывает чувства раздражительности, особенно это происходит тогда, когда информация, написанная темно-зеленым цветом, расположена внизу или сбоку объявления. Красный же цвет на объявлениях недопустим, т.к. это цвет крови, опасности, агрессии. Я считаю, что цветовая гамма объявления является не менее важным моментом, чем та информация, которую оно несёт, т.к. все те люди, которые приходят в поликлинику, находятся в разном душевном состоянии: кто-то раздражен многочисленными очередями, кто-то испытывает тяжкую боль и страдания, кто-то хочет просто участия. И, на мой взгляд, такие люди, подходя к дверям того или иного кабинета, должны успокоиться, почувствовать, что им обязательно окажут помощь, что к ним не будут равнодушны. Это можно достигнуть за счет определенной цветовой гаммы объявлений. Конечно, объявление как жанр официально-делового стиля речи должно быть стилистически строгим, официальным, но я считаю, что в медицинском учреждении допустима его цветность.

Достоинства и недостатки объявлений

Работая над темой, я изучил 523 объявления, находящихся во взрослой поликлинике и обнаружил, что не всегда объявления составлены по законам официально-делового стиля речи, в ряде случаев присутствуют нарушения. Чаще всего это наблюдается в следующем:

- большое количество объявлений на дверях (до пяти объявлений);

- различное оформление объявлений (цветовая гамма от черно-белой до цветной; размер шрифта и другое);

- нет строгого разграничения между объявлениями, сообщающими о режиме работы кабинета, и враче, ведущем приём, и т.п.;

- излишнее указание выходного дня, совпадающего с режимом работы поликлиники (суббота, воскресенье);

- частые опечатки;

- нарушение точности формулировки: Лицам, устраивающимся на работу, от 18 до 35 лет, необходимо сделать прививку от кори. (Что здесь имеется ввиду: лица, которые от 18 до 35 лет устраиваются на работу или лица, которым от 18 до 35 лет, и они устраиваются на работу?)

- неоправданное сокращение слова: повторные б-ные

Помимо этого в объявлениях я обнаружил следующие ошибки:

Орфографические:

  1. Раздельное написание (или после первого корня - точка) сложных слов: медработники, статталон, страхполис, профосмотр, медосмотр, медполис.

  2. Ошибочное написание окончания причастия:

Уважаемые работники, проходящих медосмотр… надо:

Уважаемые работники, проходящие медосмотр…

  1. Ошибочное написание удвоенной согласной в корне слова: бахилы.

  2. Ошибочное написание слов с чередующейся гласной в корне: забираете (не рвите домой цветы, вы забераете из поликлиники все болезни).

  3. Употребление прописной буквы в словах вы, вас.

  4. Неоправданное написание прописной буквы в середине предложения:

Платный прием населения…Ведется до или после основного приема, надо:

Платный прием населения…ведется…

Пунктуационные:

  1. Отсутствие запятой при причастном обороте, например: Врач-невропатолог Ахова Зинаида Семёновна ведёт платный приём пациентов не имеющих страхового полиса. (кабинет 505), надо: Врач-невропатолог Ахова Зинаида Семёновна ведёт платный приём пациентов, не имеющих страхового полиса.

  2. Постановка тире вместо двоеточия или вообще отсутствие какого-либо знака препинания: «Особый случай…предложения, распадающегося на части: первая (так называемый именительный темы или именительный представления) называет общую проблему, место действия, лицо и т.д., а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части»5, например:

Часы приема: 8-00 - 18-30. (каб. №718, 717, 610, 614, 616)

  1. Неоправданная постановка двоеточия в простом предложении:

Вас обслуживает: медсестра Бельмер Нина Анатольевна, надо:

Вас обслуживает медсестра Бельмер Нина Анатольевна.

  1. Отсутствие тире в неполном предложении с отсутствующим сказуемым:

Артопантомограмма 125 руб., надо: Артопантомограмма - 125 руб. (718 каб.)

  1. Отсутствие запятой или восклицательного знака после обращения, осложненного причастным оборотом:

Уважаемые работники, проходящие медосмотр при себе имейте…, надо:

Уважаемые работники, проходящие медосмотр,… или Уважаемые работники, проходящие медосмотр! ... (Информационная доска 1 эт.)

  1. Отсутствие прописной буквы, точки в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка, например:

Уважаемые пациенты!

С 1.01.2005 г. для оформления льготных рецептов необходимо иметь на руках:

  1. паспорт

  2. страховой полис

  3. страховое свидетельство пенсионного страхования

  4. справку из Пенсионного фонда о наличии льгот

  5. пенсионное удостоверение, надо:

Уважаемые пациенты!

С 1.01.2005 г. для оформления льготных рецептов необходимо иметь на руках:

  1. Паспорт.

  2. Страховой полис.

  3. Страховое свидетельство пенсионного страхования.

  4. Справку из Пенсионного фонда о наличии льгот.

  5. Пенсионное удостоверение.

Речевые:

  1. Сначала следует указание режима работы и времени, а далее - времени, а затем режим работы:

Обеденный перерыв - 11.30 - 12.00

15.30 - 16.00

Среда - планерка - 14.00 - 15.00, надо:

Обеденный перерыв: 11.30 - 12.00

15.30 - 16.00

Планерка: среда 14.00 - 15.00

  1. Неточность, двоякое понимание информации:

Лицам, устраивающимся на работу, от 18 до 35 лет, необходимо сделать прививку от кори….

Здесь не совсем ясно, к кому обращено данное объявление: к тем лицам, которым от 18 до 35 лет или к тем, которые от 18 до 35 лет устраиваются на работу. (Информационная доска 1 эт.)

Но помимо этого я обнаружил и следующие достоинства:

  1. На 3-ем этаже, на дверях кабинетов, где осуществляется забор крови на анализы, объявления оформлены чётко, в единой цветовой гамме.

  2. Большинство объявлений характеризуется точностью формулировок, не допускающей иного толкования, что проявляется прежде всего в употреблении специальной лексики (операция, пациенты, амбулаторная карта и другие)

  3. Предписывающий характер объявлений, который проявляется в использовании неопределенной формы глагола: … при себе иметь паспорт, военный билет, страховой полис, амбулаторную карту, статталон.

Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова: … при себе нужно иметь.

  1. Предложения отличаются лаконичностью, чаще всего используются простые или осложненные простые предложения: Медицинские работники обслуживаются вне очереди.

  2. Употребление существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии: (массажист Вепрева Светлана Владимировна, врач-отоларинголог Ситникова Людмила Николаевна).

  3. Употребление отымённых глаголов и союзов (в связи с отсутствием рентгенов)

  4. Употребление (редко) специальной формы этикета: Уважаемые пациенты!






























Заключение

Итак, проделав исследование по теме: «Объявление. Работа над ошибками» на материале объявлений МУ «ГП-2», используя методы наблюдения, сравнения, обобщения, анализа и другие, я пришёл к следующему выводу: объявления, находящиеся в поликлинике и являющиеся жанром официально-делового стиля речи, имеют большую практическую ценность, но не всегда соответствуют структуре данного стиля, в них допускаются ошибки. В связи с этим я разработал рекомендации, которые, думаю, не будут оставлены без внимания Администрацией данного государственного учреждения.

Рекомендации по написанию объявлений.

  1. Объявление должно быть составлено грамотно, лаконично, без ошибок, с учётом законов официально-делового стиля речи.

  2. Объявление должно иметь четкую структуру.

  3. Для написания некоторых видов объявлений использовать речевые стандарты (клише).

  4. Употреблять в объявлениях специальную форму этикета: Уважаемые пациенты!

  5. Использовать в некоторых видах объявлений цветовую гамму (фиолетовый, тёмно-зелёный цвета) и более крупный шрифт.















Библиографический список использованной литературы

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.- М.: Просвещение, 2003.

Мазнева О. Н. Практикум по стилистике русского языка. - М.: 2006.

Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. - М.: 2006.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке - М.: Рольф, 2001.

Стебенева Н. И., Королева Н. П. Путь к успеху. Ж. Школьный психолог, 2003.

Стенюков М. В. Образцы, шаблоны документов по делопроизводству. - М.: 2006.







1 Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.- М: Просвещение, 2003

2 Мазнева О. Н. Практикум по стилистике русского языка. - М: 2006

3 Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. - М: 2006

4 Стенюков М. В. Образцы, шаблоны документов по делопроизводству. - М: 2006

5 Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: РОЛЬФ, 2001


© 2010-2022