Конспект урока Морфология 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Долгополова М.В.

Урок № 55.

Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи.

Цель урока: ввести учащихся в мир морфологии с целью углубления их знаний в этом направлении; акцентировать внимание на необходимости усвоения и повторения языкового материала; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник С.И. Львовой и В.В. Львова; текст Ф. Кривина для чтения с остановками.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Эх, Грамматика, романтика души…

До чего ж твои просторы хороши!

Ф. Кривин.

Ход урока.

  1. Опрос по домашнему заданию.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Работа с эпиграфом.

  • Как вы думаете, почему Феликс Кривин назвал грамматику романтикой души?

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

Беседа.

  • Что изучает грамматика?

  • Какие 2 раздела языка она объединяет?

  1. Работа над темой урока.

  1. Чтение с остановками.

Страна Грамматика.

Я познакомился с ней много лет назад, совершая свое первое путешествие по морям и континентам Знаний. Это, пожалуй, единственное путешествие, в которое отправляются все, даже самые закоренелые домоседы. Не все, правда, уходят далеко, многие ограничиваются ближайшими портами, но никто не остается на берегу.

  • Как вы думаете, почему все отправляются в это путешествие?

Отправился я в плаванье вместе с веселой ватагой моих ровесников, которые теперь давно уже стали взрослыми людьми, бывалыми мореходами, открывшими немало прекрасных стран. Математика, Ботаника, Физика, История… Что из того, что эти страны были открыты задолго до нас? Мы впервые открыли их для себя, а значит, тоже были их открывателями.
После утомительного странствования по Алфавитным островам и долгой стоянки в порту Чистописания мы прибыли в большую страну, которой правила принцесса Грамматика.

  • Как вы думаете. Что автор изучал на Алфавитных островах?

Хорошо помню свой первый визит во дворец. Они вышли мне навстречу: принцесса и пара графов Параграфов, находящихся при ней неотлучно. Принцесса осведомилась о моих успехах, а затем спросила, с какими из ее Параграфов я успел познакомиться. Услышав, что я не знаю ни одного, она хлопнула в ладоши, и в ту же минуту огромный зал дворца стали заполнять Параграфы. Их было много, наверное несколько сот, и прибыли они из разных провинций: из Морфологии, Фонетики, Синтаксиса…
- Знакомьтесь, - сказала Грамматика, представляй меня Параграфам, и удалилась в свои покои.
Стал я знакомиться с Параграфами. Боже, до чего это был скучный, унылый народ! Каждый из них знал только свое правило и больше ничего знать не хотел.

  • Как вы думаете, изменил ли своё мнение автор впоследствии? Что для этого нужно было сделать?

- Я вам должен сказать, - говорил мне один Параграф, - что переносить нужно только по слогам.

  • Какие ещё правила из этого параграфа вы знаете?

- Я бы не рекомендовал вам ставить мягкий знак после приставки, - степенно вступал в разговор другой Параграф.

  • Что нужно ставить после приставки?

- И вот еще, - развивал свою мысль третий Параграф, - вводные слова выделяйте, пожалуйста, запятыми.

  • Какие вводные слова вы знаете?

Этому знакомству, казалось, не будет конца. Я уже совсем не слушал, что говорили мне Параграфы, и когда Грамматика, вторично приняв меня, опять спросила о них, - ничего не смог ей ответить.

  • Почему так произошло? Что нужно делать, чтобы знания не «выветривались» из головы?

Принцесса хлопнула в ладоши, и в дверях появилась высокая строгая Единица.
- Проводите его к Параграфам, - приказала ей Грамматика.
И опять начались бесконечные нудные разговоры. Каждый день Единица приводила меня к Параграфам, потом Единицу сменила Двойка, за ней Тройка… Постепенно я все лучше узнавал Параграфы и даже стал привыкать к ним. Мне уже не казались скучными их правила, а примеры, которые они приводили, были просто интересны. И когда я узнал, в каких случаях ставится запятая перед союзом как, Грамматика вызвала меня и сказала:
- Теперь ты знаешь все мои Параграфы, и я не стану больше тебя задерживать. Пятерка проводит тебя…

  • Как вы думаете, закончилось ли на этом знакомство автора с Грамматикой?

Меня давным -давно проводили, но я словно не покидал эту удивительную страну. И я бросаюсь навстречу каждому существительному и глаголу, каждому предлогу и местоимению и спешу расспросить их обо всём.

- Глагол, дружище, ну как ты там? Всё ещё обозначаешь действия и отвечаешь на вопрос, что делает предмет?

- И что делаетСЯ с предметом, - добавляет Глагол. - А что делать? Пока живёшь, хочется обозначать действие…

  1. Ознакомление с материалом учебника на стр.85-86.

  • Что изучает морфология?

  • Чем лексическое значение отличается от грамматического значения?

  1. Выполнение тренировочных упражнений.

  • Определите часть речи по грамматическим признакам.

А) Имеет род, склонение; изменяется по числам, падежам.

Б) Спрягается, имеет окончание -ЕШЬ, - ИШЬ во втором лице ед.числа.

V. Рефлексия. Беседа.

  • Что удивило вас на сегодняшнем уроке? Что запомнилось?

Домашнее задание: Пересказ текстов на стр. 84 - 85; упр.189 (2,3); устное высказывание (упр. 187)



© 2010-2022