«Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы, учащимся приходится много писать, а потому учитель  должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.  Считаю, что одним из компонентов здоровьесберегающих технологий является рациональная организация урока. Во избежание усталости учащихся обязательно нужно чередование видов работ: устная и письменная работа с учебником, самостоятельная работа, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке.   Я хочу познакомить с ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Кузьмина С.В., учитель русского языка

и литературы высшей категории

Россия, Самарская область

Русский язык и литература - серьезные и сложные предметы, учащимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Считаю, что одним из компонентов здоровьесберегающих технологий является рациональная организация урока. Во избежание усталости учащихся обязательно нужно чередование видов работ: устная и письменная работа с учебником, самостоятельная работа, творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке.

Я хочу познакомить с приемами работ для сохранения здоровья детей на уроках русского языка и литературы, которые использую в своей практике.

На уроках русского языка практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске. Можно написать план урока, задания разной сложности. Зная весь план урока, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению. Ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.
Далеко не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учитывать и степень усердия ученика.

На уроках широко использую тексты для лингвистического анализа в качестве контрольных, самостоятельных работ, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, туризм.
С 5 по 9 кл. ученики ведут словари для трудных слов, для корней и словарь мудрых мыслей:

  • "Пешком ходить - долго жить",

  • "Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься",

  • "Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье" и т.д.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ (часть С) использую в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ.

Уроки литературы предоставляют широкие возможности сохранения здоровья школьников в период обучения в школе, позволяют заботиться не только о физическом, но и духовном, нравственном здоровье ученика. Литература - это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение художественных текстов сопровождается музыкальными произведениями композиторов - классиков, иллюстрациями великих художников.

На уроках литературы провожу мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»: «В здоровом теле здоровый дух»…

Использование театрализации - один из самых популярных методов работы учителей. Ведь урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют» все, даже самые «тихие» актеры. Учитель должен дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что литературные персонажи близки живым людям. Каждый ученик выбирает, кем ему быть: сценаристом, художником, композитором, актером или просто зрителем - критиком. Дети пробуют себя в разных ролях, и уже к седьмому классу знают, что у них лучше получается. Стараюсь, чтобы все дети побыли актерами. Кто-то раскрывает талант, который был незаметен.

Реализуя свой творческий потенциал и развивая собственные способности, учащиеся изменяются как личности. У многих деревенских детей занижена самооценка. Пробуя себя в роли, выбранной самими же учениками, они становятся увереннее.

Потребность в самореализации сильна, и мы обязаны ее удовлетворить, так именно формируются личности.

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему, это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока. В своей практической деятельности я использую, например, разного рода презентации, фильмы. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить не болея.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Приобщать к выполнению домашних заданий своих учеников: давать задания по трем уровням, то есть ребенок пусть сам выбирает себе объем и задание по силам.

В заключение хотелось бы сказать, что учитель не должен забывать и о себе, о своем здоровье. Мы должны пропагандировать здоровый образ жизни на своем примере.




© 2010-2022