Работа мастеров слова над совершенствованием своих произведений

1)     Цели факультативного занятия:  познакомиться с работой писателей над совершенствованием произведений; 2)      уяснить значение упорного и настойчивого труда над созданием  собственных сочинений; Задачи:  образовательные: формирование умения составлять и оформлять связный текст, используя приёмы совершенствования рукописи.  развивающие: развитие речи, логического мышления, творческого воображения, коммуникативных отношений.  воспитательные: воспитание культуры общения; привитие интереса к литературному творчеству.     Формирование у учащихся универсальных учебных  действий:  личностных: самоопределение, морально – этическая ориентация;  познавательных: работа с информацией, выполнение логических операций;  регулятивных: управление своей деятельностью, инициативность;  коммуникативных: речевая деятельность, навыки сотрудничества.  Тип занятия: факультативное.  Форма организации: работа в парах.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Факультативное занятие по литературе.

Тема: «Работа мастеров слова над совершенствованием своих произведений».

Цели:

  1. познакомиться с работой писателей над совершенствованием произведений;

  2. уяснить значение упорного и настойчивого труда над созданием собственных сочинений;

Задачи:

образовательные:
формирование умения составлять и оформлять связный текст, используя приёмы совершенствования рукописи.

развивающие:
развитие речи, логического мышления, творческого воображения, коммуникативных отношений.

воспитательные:
воспитание культуры общения;

привитие интереса к литературному творчеству.


Формирование у учащихся универсальных учебных действий:
личностных: самоопределение, морально - этическая ориентация;

познавательных: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивных: управление своей деятельностью, инициативность;
коммуникативных: речевая деятельность, навыки сотрудничества.


Тип занятия: факультативное.
Форма организации: работа в парах.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Слово учителя.

- Как вы думаете, сколько времени требуется писателю, поэту, чтобы создать произведение? Час? День? Год?

- Послушайте фонозапись песни «Священная война» (звучит первый куплет песни).

Какое событие в жизни нашей страны заставило поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача взяться за перо и практически мгновенно написать стихи?

(Великая Отечественная война)

Уже 24 июня 1941-го года стихи были напечатаны в газетах, сразу же положены композитором Александром Васильевичем Александровым на музыку, и 27 июня песня впервые была исполнена на Курском вокзале при отправке солдат на фронт.

Меньше пяти дней от момента создания до выхода в свет…

Но такая судьба скорее случайность, чем закономерность.

- Посмотрите на экран.

- Что вы видите? (страницы рукописей)

- Почему вы решили, что это рукописи?

- Какой у них вид? Можно ли нам прочитать, что написано на этих листах?

(Сложно, потому что многие слова зачёркнуты, это не чистовой вариант).

Вам известно выражение «муки творчества»? Что оно означает?

(Сложная и напряжённая работа творческой личности над созданием своего детища - произведения).

- Испытывали ли вы когда - либо такие муки?

- А для чего вам нужно знать, как рождается произведение? (Мы пишем сочинения, изложения).

- Что вы должны узнать на сегодняшнем занятии? Чему научиться?

( Узнать , чего добивается писатель, работая над рукописью.

Научиться приёмам совершенствования своих письменных творческих работ).

Давайте заглянем в творческие лаборатории писателей и поэтов. Посмотрим, над чем и как работают художники слова.

Наблюдения, которые вы сделаете, и те упражнения, которые вы выполните, конечно, не совершат чуда: вы не станете сразу писать безупречных сочинений, нет, но они дадут вам необходимые практические умения, помогут вам укрепиться в мысли о необходимости серьёзно работать над сочинением.

- Свои наблюдения оформим в таблице, которую так и озаглавим:

Работа мастеров слова над совершенствованием своих произведений.

Над чем работает автор?

Как добивается?

1. Точность речи.

Замена одного слова другим, более точно передающим мысли автора.

2. Сжатость.

Исключение несущественной информации, лишних слов, ненужных повторений.

3. Простота и богатство речи.

Устранение вычурности, «красивостей» слога; использование изобразительно-выразительных средств языка.

4. Благозвучие.

Соответствие требованиям приятного для слуха звучания.

2. Наблюдения над примерами совершенствования писателями своих произведений.

1) Работая над «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях», Пушкин пишет:

В ручку яблочко взяла
К алым губкам поднесла,
Кожу только прокусила
И ломотик проглотила
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся - сердился…

В окончательном варианте рукописи читаем:

В руки яблочко взяла.
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился…

- Как вы думаете, почему поэт заменил слово «ломотик» синонимом кусочек, а слово «сердился» - «озлился» ?

(Поэт внимателен к слову. Ломоть - отрезанный ножом, ровный, а слово кусочек образовалось от слова кусать.

Слово «озлился» лучше передаёт чувство враждебности, чем слово «сердился».

Замена существительного «кожу» на наречие «потихоньку», т.е. замена дополнения на обстоятельство, позволяет поэту дать дополнительную характеристику героине: царевна скромная, тихая, спокойная).

В. Г. Белинский говорил: « У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но всё на своём месте».

- Согласны ли вы с мнением великого критика?

- В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин применяет взятое им из старых русских песен выражение «огрУзить». Говоря о превращении жадной старухи в богачку, он так её описывает:

…Старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрУзили шею…

Характерно, что наборщики в типографии, встречаясь с непривычным выражением , пытались заменить его более привычным и набирали:

«Жемчуга окружили шею», -

считая странное слово «огрУзить» простой опиской автора. Но Пушкин собственноручно исправлял корректуру, вновь восстанавливал полюбившееся ему выражение, отстаивая именно то оттенок смысла, который оно несло в себе. А оттенок этот именно в том, что жемчужины были крупные, они отягощали шею, а не просто окружали её; кроме того, в словечке этом косвенно характеризуется внешность раздобревшей старухи: она также как бы и сама «огрУзла» от неожиданно исполнившихся желаний.

- Над чем работает А. С. Пушкин? (Над точностью речи)

- Как этого добивается?

Запишите результаты своих наблюдений в таблицу.

2) Антону Павловичу Чехову принадлежит высказывание «Краткость - сестра таланта».

Его ранние произведения, действительно, очень короткие. Это было вызвано необходимостью: платили Чехову только за 100 строк. Потому и писать старался коротко…

У А. С. Пушкина такой необходимости не было, но…

Прочитайте черновую и окончательную редакцию эпизода из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Определите, почему А. С. Пушкин внёс такие значительные изменения в текст эпизода.

Черновой вариант

Окончательная редакция

«Настя сняла мерку с Лизиной ноги и сбегала в поле к Трофиму-пастуху.

- Дедушка, - сказала она ему, - можешь ли ты сплести мне пару лаптей по этой мерке?

- Изволь, - отвечал старик, сплету тебе так, что любо-дорого… да кому ж, матушка, понадобились детские лапти?

- Не твоё дело, - отвечала Настя, - не замешкай только работою.

Пастух обещал принести их к завтрашнему утру, и Настя побежала прочь, распевая свою любимую песню:

«Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь».

«…Она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по этой мерке».

- Прочитайте черновой вариант рукописи. Окончательный вариант А. С. Пушкин сократил до 20 слов.

Предлагаю вам эксперимент: попробуйте себя в роли автора. Удастся ли вам эта работа?

Чтение вариантов. Сопоставление с авторским текстом.

Запись результатов наблюдений в таблицу.

3) Наблюдения над редакторской работой по устранению ошибок в рукописях начинающих авторов.

- М. Горький был требовательным редактором и внимательнейшим читателем. После его редакторской правки от первоначального текста оставалось очень немного.

Попробуйте себя в роли редактора.

- Что бы вы изменили в предложенных отрывках из произведений начинающих писателей?

Выдержки из рассказов

Замечания Горького

Вьются дороги, разбегаются в разные стороны, как пугливые звери.

Серебряным рублём катится луна.



Работали молча, без слов.

Неудачное сравнение. Чем дорога похожа на волка или на медведя, даже когда они бегут?

Маловата (нарушение лексической сочетаемости).

Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что, если человек молчит, он - не говорит?

- Нередко начинающие авторы, стремясь к большей выразительности языка своих произведений, перенасыщают текст «поэтическими красивостями» - шаблонными, штампованными или, наоборот, надуманными метафорами, сравнениями, эпитетами.

С подобными «красивостями» в языке молодых писателей также боролся М. Горький. Найдите в приведённых ниже отрывках «красивости», которые вызвали соответствующие замечания Горького.

Выдержки из рассказов

Пометки Горького

Переплетались дни и ночи. Цветущим маем улыбались украинские дали. Хороводы звенели на улицах; билась молодость в вечеровых зорях, пенилась кровь в жилах.

По-прежнему глухо шелестел лес, и предрассветный ветер шаловливым мальчонкой бегал по его мохнатым вершинам.

Близилось утро. Розовые ленточки тянулись на небосклоне.

Не надо писать «красиво». Это - не к месту. И вообще, когда так красиво, то читать смешно.

Не надо так «красиво». Проще надо. Тема - серьёзна, дешёвенькая красота не к лицу ей.

Вот такие бумажные цветочки и портят серьёзное дело.

- Над чем призывал работать М. Горький? Оформите свои мысли в таблице.

4) Вспомните, что такое аллитерация? Ассонанс? Для чего они используются поэтами? (Используются для звуковой и интонационной выразительности).

Но «грешить» чрезмерным употреблением этих изобразительно-выразительных средств нельзя: «Избегайте таких слогов, как «щущих», «щая», «щей», «вшей», а также вообще шипящих и свистящих везде, где они не звукоподражательны. «Трепещущая тишина» не изображает тишины, потому что слоги «щу», «ща» слишком определённо звучат. (М. Горький.)

- О чём предупреждает М. Горький? О словах какой части речи говорит? (О причастиях)

- Как избежать неблагозвучия? Чем можно заменить?

4. Итак, над чем работает автор, создавая рукопись произведения? Чего добивается? Как?

5. Закрепление. Практическая работа.

Все знания и умения, которые вы получили, примените, редактируя сочинение-миниатюру вашего сверстника.

- Что нужно сделать в первую очередь? (внимательно прочитать).

Прочитайте.

- При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного: найдите в ученическом сочинении-описании неудачные сравнения, шаблонные выражения. По возможности исправьте их, внеся необходимые изменения.

- В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т. д.

- Перепишите рукопись, выправив все недочёты.

(1)Пёстрым букетом цветов, перемешанных с зеленью, раскинулся город. (2) Вдали, из чащи крыш и деревьев, поднимаются фабричные трубы, высокие и прямые, как стебли нарциссов. (3) Тёмные клубы дыма, вылетая из них, стелются серой лентой по нежно-голубому небу, вдоль горизонта, над красной крышей розового дома, выглядывающего из земли, над высокими каменными зданиями центральных улиц, возвышающимися справа. (4) К этим зданиям теснятся серые, белые, зелёные дома с дворами, наполненными потемневшими сараями и зеленью. (5) На некоторых деревьях листья уже облетели, и они стоят голые и печальные; другие же ещё сохранили листву и, слегка покачивая ветвями, наслаждаются последними солнечными днями осени.

5. Сверка выправленного текста.

6. Рефлексия.

- Чему было посвящено сегодняшнее занятие?

- Что вы узнали о писательском труде?

- Достигли мы целей, поставленных в начале урока?

- Где сможете применить полученные знания?

Спасибо за работу!

© 2010-2022