Рабочая программа объединения дополнительного образования «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса общеобразовательной школы

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.   Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, г...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Руководитель РМО


__________Балашова Н.В.

Протокол №1


от «20» августа 2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ Спасской СОШ


__________Колденкова О.В.

«__»________________2014г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Спасской СОШ


_____________ Ефремкин В.К.


«__»__________________2014г.



Рабочая программа


объединения дополнительного образования «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»

для 9 А класса общеобразовательной школы

1час в неделю (34ч)

на 2014-2015 учебный год

Разработана учителем русского языка и литературы

1-й квалификационной категории

Куланхиной Еленой Анатольевной


Г Спасск - 2014

Программа курса подготовки к ОГЭ по русскому языку в новой форме для 9А класса

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Модуль 1

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе - это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел;

- умение вычленять главное в информации;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание . Это задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2014-15.

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ.

Часть 1

3

Задание 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4

Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Задание 1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9

Задание 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Часть 3

10

Задание 15.1. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

11

Задание 15.1. Тезис сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

12

Задание 15.1. Заключение в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

13

Задание 15.2. Тезис сочинения - рассуждения. Понимание смысла фрагмента текста Аргументы .

14

Задание 15.3. Тезис сочинения - рассуждения. Толкование значения слова Аргументы .

15

Написание сочинения 15.3. Практическое занятие.


Модуль 2

Учимся выполнять тестовые задания

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.


Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Часть 2

1

Задание 2. Понимание текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

2

Задание 3. Анализ средств выразительности..

Работа с тестом, заполнение бланков

3

Задание 4. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Работа с тестом, заполнение бланков

4

Задание 5. Правописание суффиксов. Н - НН в различных частях речи .Личные окончания глаголов и суффиксов причастий.

Работа с тестом, заполнение бланков

5-8

Пробное тестирование

Работа с тестом, заполнение бланков

9

Задание 6. Лексика и фразеология. Синонимы.

Работа с тестом, заполнение бланков

10

Задание 7. Словосочетание

Работа с тестом, заполнение бланков

11

Задание 8. Грамматическая основа предложения .

Работа с тестом, заполнение бланков

12

Задание 9. Простое осложненное предложение .

Работа с тестом, заполнение бланков

13

Задание 10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

14

Задание 11. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

15

Пробное тестирование.

Работа с тестом, заполнение бланков

16

Задание 12. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

17

Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

18

Задание 14.Сложное предложение с разными видами связи между частями.

Работа с тестом, заполнение бланков

19

Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.

Работа с тестом, заполнение бланков

Литература:

  1. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов/ под ред.И.П.Цыбулько - М. : «Национальное образование», 2015

  2. Иванова С.Ю. ГИА: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (в новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий 9 класс. - М.: Экзамен, 2014

  3. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). - М.: Эксмо, 2014

  4. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. - Санкт-Петербург: Сага, 2010

  5. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. - М.: Экзамен, 2014

  6. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. - М.: Экзамен, 2014

  7. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. - М.: Астрель, 2014

  8. ФИПИ fipi.ru/


© 2010-2022