Кружок по русскому языкуРусское слово

Занятия по программе данного кружка имеют большое познавательное и воспитательное значение. Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.             Кружок также имеет большое практическое значение. Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия по программе данного кружка имеют большое познавательное и воспитательное значение. Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу - творцу языка.

Кружок также имеет большое практическое значение. Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас детей..

Кружок способствует формированию у ребят интереса к работе исследователей языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой - наукой огромной социальной значимости.

Занятия данного кружка посвящены наиболее интересному для ребят разделу науки о языке - лексике. В нём рассматривается слово как единица языка, которое, обозначая реалии окружающего мира, в предложении и тексте участвует в оформлении мысли, в обмене ими между говорящими или пишущими.

Ребят, пожелавших углубленно изучать лексику, интересуют в первую очередь не языковые факты (они тоже привлекают детей), а комплекс научно-лингвистических проблем: что такое слово, системные связи слов, причины изменений в семантике слов, пути пополнения словарного состава языка, связь лексики с жизнью общества и др., методика лексикологических исследований. С учётом указанных потребностей ребят и была составлена программа занятий кружка «Русское слово».

Направленность-гуманитарная .Данный курс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Уровень освоения: общекультурный.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести ребят в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность - это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ребенок получил широкую практику работы с различными текстами.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу ребят на занятии.

ЦЕЛИ:

  1. Расширить знания ребят по лексикологии;

  2. Пополнить словарный запас детей;

  3. Научить пользоваться толковыми словарями различных типов;

  4. Заложить основу для более глубокого изучения лексикологии;

  5. Развивать интерес к изучению русского языка, прививать любовь к родному слову, развивать эстетический вкус.

  6. Воспитание учащихся средствами данного предмета;


  1. Развитие логического мышления.

Задачи:

-повышать уровень языкового развития детей;

-воспитать культуру общения;

-воспитать интерес к родному языку;

-воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

-способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса детей;

-вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу.

Принципы работы кружка:

-принцип добровольного участия в занятиях;

-принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность ребят в подготовке и проведении мероприятий;

-принцип занимательности;

-принцип научности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся.

Методы.

В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, наглядные- иллюстрации, демонстрации, как обычные, так и компьютерные, практические- выполнение практических, творческих , исследовательских работ. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации.

Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее. Формы занятий используются следующие: выставка, диспут, конкурс, круглый стол, презентация и другие.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Условия реализации программы.

Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы, 13-14 лет.

Сроки реализации программы. Срок реализации данной программы 1 год- 72 часа.

Режим занятий. Один раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты:

К концу изучения курса данного кружка ребята должны получить и уметь использовать на практике следующие знания и умения:

1. Знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте;

2. Уметь пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и омонимов, уметь определять по указанным словарям основные сведения об определённом слове;

3. Уметь использовать полученные знания в практике речевого общения.

4.Развить литературные способности через индивидуальный подход к творчески одаренным детям;

5. Развитие интереса к литературе и родному языку через изучение лучших образцов художественной литературы;

6. Создание условий для самореализации через выступления на литературных вечерах, конкурсах разных уровней, публикаций творческих работ, создание презентаций, проектов.

Этапы реализации программы курса:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация (план прилагается);

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • .

Анализ эффективности программы курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.

Подведение итогов реализации. Данный курс завершается следующими формами занятий: выставка, зачетная работа.

Содержание программы.

Лексикология и фразеология.

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

количество

часов

сроки

1

Словарное богатство русского языка

I



МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА



2

Слово как единица языка

I


3,4

Однозначные и многозначные слова

II


5,6

Типы переноса значения

II


7,8

Связь между значениями слова

II


9

Многозначные слова - явление историческое

I


10

Использование многозначных слов в художественных произведениях

I


11

Тестирование по разделу

I



ОМОНИМЫ



12,13

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны)

II


14,15

Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе

II


16

Словари омонимов

I


17

Тестирование по разделу

I



СИНОНИМЫ



18

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов

I


19

Словари синонимов

I


20,21

Идеографические синонимы

II


22,23

Стилистические синонимы

II


24,25

Контекстуальные синонимы

II


26

Использование синонимов в речи

I


27

Тестирование по разделу

I



АНТОНИМЫ



28

Разнокорневые и однокоренные антонимы

I


29

Многозначные слова и их антонимы

I


30

Синонимичные пары антонимов

I


31

Контекстуальные антонимы

I


32

Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов

I


33

Итоговое тестирование по курсу кружка

I


34

Анализ итогового тестирования. Заключительное занятие

I


п/п

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

количество

часов

сроки


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ

СЛОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА



35

Исконно русские слова в русском языке

I


36

Иноязычные слова в русском языке

I


37

Старославянизмы в русском языке

I


38

Интернациональная лексика в русском языке

I


39

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектные слова

I


40

Диалектные слова (окончание). Использование диалектных слов в художественных произведениях

I


41

Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях

I


42

Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях

I


43

Неологизмы (языковые и авторские)

I


44

Эмоционально-окрашенные слова; их использование в разных стилях речи

I


45

Стилистически окрашенные слова

I


46

Тестирование по разделу

I



ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА



47,48

Фразеологизм как единица русского языка. Фразеология как раздел науки о русском языке

II


49,50

Отличие фразеологизмов от слов и от свободных сочетаний слов

II


51,52

Грамматическое строение фразеологизмов. Фразеологические словари и справочники

II


53,54

Группы фразеологизмов по степени спаянности

II


55,56

Многозначность и омонимия фразеологизмов

II


57,58

Синонимия и антонимия фразеологизмов

II


59,60

Образность фразеологизмов и их использование в разных стилях речи

II


61,62,63

Авторское изменение фразеологизмов

3


64,65,66

Источники фразеологизмов

3


67,68,69

Устаревшие и новые фразеологизмы

3


70,71,

Итоговое тестирование по курсу кружка

2


72

Анализ итогового тестирования. Заключительное занятие

I









ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Арсирий. Занимательная грамматика. - М., 1961. - Ч. II.

  2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1978.

  3. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. - М., 1977

  4. Богданова Г.А., Равенский Ю.И. Материалы для олимпиад по русскому языку // Рус. яз. в школе. - 1979. - № 6.

  5. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М., 1984.

  6. Будагов Р..А. Закон многозначности слова // Русская речь. - 1972. - № 3.

  7. Введенская Л.А. и др. Программа факультативного курса «Лексика и фразеология русского языка» // Рус. яз. в школе. - 1969. - № 6.

  8. Введенская Л.А. и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

  9. Виды внеклассной работы по русскому языку / Сост. М..М. Морозова. - М., 1968.

  10. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). - М., 1976.

  11. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. - М., 1972.

  12. Кирпикова Л.В., Шенкевец Н.Л. Лингвистический кружок в школе // Рус. яз. в школе. - 1982. - № 1.

Дидактические материалы: наглядные пособия, схемы, фотографии, картины, дидактические материалы, аудиозаписи, фонотека и т.д.

Материально-техническое обеспечение: электронные образовательные ресурсы.







© 2010-2022