Урок русского языка на тему Морфологический разбор имени существительного (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс - русский язык

Тема урока: Морфологический разбор имени существительного

Цель урока: ознакомить учащихся с порядком устного и письменного разбора имён существительных с учётом расширившихся знаний по теме; прививать навык его выполнения;

Оборудование: схема «Ромашка» (на доске), карточки с распечатанными текстами.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент



  1. Опрос по домашнему заданию

1.Упр.280 (учащиеся читают составленные предложения

с существительными общего рода.)

Словарная работа:

АРХЕОЛОГ- специалист по археологии.

АРХЕОЛОГИЯ - наука, изучающая быт и культуру древних народов.

БАЛЕТМЕЙСТЕР - автор и постановщик балетов, танцев.

2. Упр.281 (2 предложения) - (самопроверка: предложения проецируются на интерактивной доске).

1.Чуть слышИтся ручей, бЕгущий в сень дубравы, чуть дышИт ветерок, уснувший на лИстах. 2. РедеЕт облАков лЕтучая гряда; звезда пЕчальная, вЕчерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие рАвнины.

Смена тетрадей

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Повторение сведений об имени существительном

  • Что такое имя существительное?

  • Какие постоянные признаки имеют имена существительные?

  • Как может изменяться имя существительное?

  • Какие особенности существительных, связанных с их числом, вы знаете?

  1. Игра «Ромашка»

  • Прочитайте только существительные 1-го склонения.

  • Прочитайте существительные 2-го склонения.

  • Прочитайте существительные 3-го склонения.

  • Найдите существительное общего рода.

  • Найдите существительное разносклоняемое.

  • Найдите слова - антонимы.

РУСЬ

МАТЬ

СУЩ.

ЗНА-

МЯ

ВОЙ-НА

РОДИ-на



  1. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

- Любой предмет в начале знакомства мы изучаем внешне: например, апельсин нюхаем, рассматриваем, ощупываем. Потом рассматриваем, что находится внутри: чистим его, режем на дольки, пробуем и составляем о нём полное впечатление. Чтобы поделиться своими впечатлениями с кем-нибудь об этом фрукте, мы начинаем знакомить с предметом так, как знакомились с ним сами.

Перенесём метод на грамматику. Мы узнали внешние признаки имени существительного (вопрос, значение), рассмотрели, из чего состоит, на какие виды делится, как изменяется. Задача сегодняшнего урока - отработать выполнение морфологического разбора имени существительного, т.е. проанализировать часть речи, рассмотреть её со всех сторон, разложить понятия по группам, а затем систематизировать - сложить вместе, воедино все сведения об этой части речи.

Сегодня мы будем производить морфологический разбор имени существительного.

  1. Постановка целей и задач урока

  2. Работа над темой урока



  1. Знакомство с теоретическими сведениями (стр. 147-148, п.50)



  1. Работа с текстом (в парах). Текст на карточках.

Слово учителя.

- В мае 2015 года мы праздновали 70-летнюю годовщину Победы нашего народа над фашистскими захватчиками. 70 лет прошло … Целая жизнь. Но мы должны помнить эти события, помнить, какой ценой завоёвана независимость нашего государства, наша с вами жизнь. Перед вами тексты, с которыми нам предстоит поработать.

________________________________

Для нашей Родины3 всегда будет св..тым день 9 мая, и всегда люди мысленно будут возвр..щат(?)ся к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь3, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг - поздр..вляя друг друга с праз..ником, всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Праз..нуя Победу, мы всегда будем всп..минать, какие качества нашего народа3 помогли одолеть врага. Т..рпенье. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти пр..веренные огнём войны качества всегда нам с..путствуют. И всегда победа будет за нами.

(Маршал Г.К.Жуков)

Задание к тексту:

  • Прочитайте текст.

  • Докажите, что это текст.

  • Озаглавьте. Определите главную мысль текста.

  • Определите тип речи , стиль.

  • Вставьте пропущенные буквы, объясните условия их выбора.

  • Выполните морфологический разбор существительных, обозначенных в тексте ( Каждая группа выполняет задание в течение 10 мин., затем от каждой группы один представитель делает письменный разбор на доске. 1-я группа - для Родины; 2 -я группа - путь; 3 -я группа - народа)



  1. Рефлексия

Беседа

  • Какой материал вам показался на уроке наиболее интересным?

  • Полезным?

  • Важным?

  1. Домашнее задание

  1. Выполнить упражнение №282 (письменно разобрать сущ.: в течении; освобождению).

  2. Знать порядок морфологического разбора.

















© 2010-2022