- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Отчет о применении информационных технологий
Отчет о применении информационных технологий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алферова Е.В. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отчет о применении информационных технологий
На дворе XXI век . Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Развитие способностей ученика в школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.
Богатейшие возможности для реализации обозначенных целей и задач предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями и позволяют:
1.Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик);
2.Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
3Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
4.Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
5.Мобилизовать внимание обучаемого;
6.Быть точным и объективным в оценке знаний;
7.Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
8.Выходить в мировое информационное сообщество;
9.Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.
Я работаю учителем более двадцати пяти лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными, современными. Считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, сделать так, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.
Поиск эффективных методик привел меня к информационно- коммуникационным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения русского языка и литературы. Современные ИКТ открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
На своих уроках использую компьютерные обучающие программы, мультимедийные продукты и средства сети Интернет, методические пособия, дополненные электронными приложениями, создаю собственные презентации. Они применяются мною как для фронтальной работы класса с использованием интерактивной доски, так и для индивидуальной работы за компьютером. Структура дисков позволяет мне работать с ними фрагментарно, в соответствии с типом урока и видом деятельности: проверка домашнего задания, закрепление и обобщение нового материала, итоговое повторение.
На уроках русского языка использую готовые мультимедийные пособия, тренажеры, занимательные игровые и учебные программы:
-
Тренажёр «Фраза»
-
Тренажёр Интерактивный итоговый тест(составлен по конструктору тестов А.Баженова 11 класс)
-
Интерактивный тренажёр (автор Матюшина А.В)
-
Интерактивный тренажёр (автор Ольховская И.В)
-
Мультимедиа пособия для средней школы «Виртуальные школа Кирилла и Мефодия -« Уроки Кирилла и Мефодия» Издательство: NMG letitbit.net
-
Электронный тренажёр по русскому языку.(разделы Лингвистика, автор Ячменева А.А. 7 класс.
-
Электронный тренажёр для старшеклассников.( Полный курс русского языка. (Медиа. Хауз)
-
Презентации из интернета, собственные презентации по темам с 5 -11 класс.
-
Тестовый контроль с 5-11 классы
-
« Решу ЕГЭ и ГИА» -образовательный портал.
-
« Решу ЕГЭ» Сайт Дмитрия Гущина.
На уроках литературы использую тренажёры, презентации из интернета, собственные презентации ,наглядные пособия, CD- диски, DVD-диски, фонограммы в исполнении артистов:
-
Басни И. А. Крылова в исполнении В. Гафта
-
Фонохрестоматия по литературе с 5-9 класс
-
Лучшие сказки в исполнении лучших артистов ( 2 диска сказок народных и авторских)
-
DVD-диски с произведениями зарубежных авторов. DVD-диски с произведениями русских авторов.
-
Тренажёр для проверки техники чтения 5 класс.
-
Компьютерный тренажёр» Сведения по теории и истории литературе»
-
Схемы, таблицы по литературе.
-
Компьютерный тренажёр «Авторы произведений. Биографии писателей» (для подготовки ЕГЭ)
-
Компьютерный тренажёр « План анализа стихотворения»
-
Компьютерный тренажёр « Портреты писателей»
Применение информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения, подходить к заданию с учетом индивидуальных особенностей школьника, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.
С помощью различных видов компьютерных тренажеров можно пополнить словарный запас школьника, восполнить речевые пробелы в развитии звуковой стороны речи, формирование звуковой речи, развитие орфографической зоркости. На экране можно быстро преобразовать деформированный текст, превратить разрозненные слова в предложения, а предложения в текст. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык контроля и самоконтроля.
Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем, таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.
Необычайно интересна работа с использованием программ PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся; повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Использование ресурсов сети Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, приобретаются навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Однако в сети содержится не только много полезной информации, но и не совсем достоверной. Поэтому необходимо доверять официальным и хорошо проверенным сайтам, поисковым систем.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
-
как способ создания проблемной ситуации,
-
как способ объяснения нового материала,
-
как форма закрепления изученного,
-
как форма проверки домашнего задания,
-
как способ проверки знаний в процессе урока.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо. Именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Директор МБОУ СОШ № 14 С.А.Барсукова