Рабочая программа по литературе 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение»,2010 год, 12-е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).

Выбор системы обучения и УМК Коровиной В.Я. (М., Просвещение, 2011 г. ) по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей. Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Содержание программного материала построено концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом классе затронута одна из ведущих проблем литературного образования.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса литературы 5 класса:

-развивать интерес к чтению, любовь к литературе;

-совершенствовать навыки выразительного чтения;

-сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

-расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературы продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся задумываются над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературы, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Формы организации образовательного процесса

Особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, от их типа и формы зависит структура и методика урока. При составлении данной рабочей программы учитывались типы и виды уроков в зависимости от содержания:

- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

- Уроки внеклассного чтения.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МОУ СОШ №3 г.Серпухова. Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе. Базисный учебный план школы отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе, рассчитан на 35 учебных недели, 2 урока в неделю. Авторская программа рассчитана на 68 часов при 34 учебных неделях, поэтому 2ч. были добавлены в резервные уроки. Больше никаких изменений в авторскую программу не внесено.

В соответствии с авторской программой на уроки внеклассного чтения отведено 9 уроков, на уроки развития речи - 9 уроков, на контрольные работы - 4 урока.

Учитывая вышесказанное, таблица «учебно-тематический план» выглядит следующим образом:

Раздел II. Учебно-тематический план.

п/п

Содержание раздела

Кол-во часов

В том числе:

Развитие речи/ Внеклассное чтение

Контрольные работы

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

2

Устное народное творчество

6

1/

3

Из древнерусской литературы.

1

4

Из литературы XVIII века.

1

5

Из литературы XIX века.

29

4/4

2

6

Из литературы XX века.

21

3/2

1

7

Из зарубежной литературы.

8

1/3

8

Итоговый урок

1

1

9

Резервные уроки

2

ИТОГО

70

9/9

4

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение. Книга в жизни человека.(1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.(6ч.)

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы.(1ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

Из литературы XVIII века.(1ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века.(30ч.)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.(22ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы.(6ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Раздел IV. Критерии оценивания.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании устных ответов, а также сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  • умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения в V классе -100-110 слов в минуту:

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, ха­рактер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст про­изведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержа­ния произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и не­достаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинения

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Объем сочинений в V классе- 1,5-2 страницы.

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

Оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

Речевое оформление сочинений оценивается по следующим критериям:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку).

В соответствии с этим:

Отметка "5" ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если:

1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетво­рительно.

4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Порядок проверки письменных работ учителем

Тетради учащихся по литературе, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются не реже 2 раз в месяц.

Раздел V.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия: фольклор, УНТ, басня, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, сравнение, гипербола, эпитет, фантастика и юмор, баллада (развитие представлений); сказка, виды сказок (закрепление представления); сказ и сказка (общее и различное), аллегория, понятие об эзоповом языке, литературная сказка, метафора, звукопись, аллитерация, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

Учащиеся должны уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

отличать стихотворения от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

выявлять основную нравственную проблематику произведения;

определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;

ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка загадка, басня, рассказ);

подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.

создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.










РАЗДЕЛ VI. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименования разделов и тем

Плановые сроки

прохождения


Скорректирован.

сроки прохождения



Раздел 1. Введение. (1 ч.)



Тема 1.Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

1 неделя

01.09-05.09

Раздел 2. Устное народное творчество (6 часов)


    Тема 1. УНТ. Малые жанры фольклора. Детский фольклор

    1 неделя

    01.09-05.09


      Тема 2. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

      2 неделя

      08.09-12.09


        Тема 3. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке

          Тема 4. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

          3 неделя



          15.09-19.09


            Тема 5. Сказки о животных и бытовые сказки. Народное представление о справедливости, добре и зле

              Тема 6. РР. Мои любимые русские народные сказки. Подготовка к домашнему сочинению.

              4 неделя



              22.09-26.09

              Раздел 3. Древнерусская литература (1 час)


                Тема 1. Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей.

                Раздел 4. Литература XVIII века (1час)



                  Тема 1. М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

                  5 неделя



                  29.09-03.10

                  Раздел 5. Литература XIX века (29 часов)


                    Тема 1. Вн. чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

                      Тема 2. И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок». Понятие об аллегории и морали.

                      6 неделя



                      06.10-10.10


                        Тема 3. И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

                          Тема 4. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

                          7 неделя



                          13.10-17.10


                            Тема 5. В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои

                              Тема 6. В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

                              8 неделя





                              20.10-24.10


                                Тема 7. А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няня» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.


                                  Тема 8. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

                                  9 неделя



                                  20.10-24.10


                                    Тема 9. КР №1 по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина»

                                    II четверть


                                      Тема 10. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки.

                                      10 неделя



                                      10.11-14.11


                                        Тема 11. РР. Сходство и различие литературной и народной сказки Подготовка к домашнему сочинению.

                                          Тема 12. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

                                          11 неделя



                                          17.11-21.11


                                            Тема 13. В.М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

                                              Тема 14. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

                                              12 неделя

                                              24.11-28.11


                                                Тема 15. Изобразительно-вырзительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

                                                  Тема 16. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

                                                  13 неделя



                                                  01.12-05.12


                                                    Тема17. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

                                                      Тема 18. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

                                                      14 неделя



                                                      08.12-12.12


                                                        Тема 19. Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

                                                          Тема 2 0. И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

                                                          15 неделя



                                                          15.12-19.12


                                                            Тема 21. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Осуждение крепостничества.

                                                              Тема 22. РР. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?»

                                                              16 неделя



                                                              22.12-26.12



                                                                Тема 23. КР. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

                                                                III четверть


                                                                  Тема 24. А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

                                                                  17 неделя



                                                                  12.01-16.01


                                                                    Тема 25. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

                                                                      Тема 26. РР. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»:

                                                                      18.неделя

                                                                      19.01-23.01


                                                                        Тема 27. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Составление киносценария по рассказу «Хирургия».

                                                                          Тема 28. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

                                                                          19.неделя

                                                                          26.01-30.01


                                                                            Тема 29. Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.

                                                                            Раздел 6. Русская литература XX века (21 час)



                                                                              Тема 1. Вн. чт. И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

                                                                              20.неделя

                                                                              02.02-06.02


                                                                                Тема 2. В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

                                                                                  Тема 3. Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев.

                                                                                  21.неделя

                                                                                  09.02-13.02


                                                                                    Тема 4. РР. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе

                                                                                      Тема 5. С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» Своеобразие языка стихотворений.

                                                                                      22.неделя

                                                                                      16.02-20.02


                                                                                        Тема 6. П.П. Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

                                                                                          Тема 7. Образ Хозяйки медной горы в сказе П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

                                                                                          23.неделя

                                                                                          23.02-27.02


                                                                                            Тема 8. К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

                                                                                              Тема 9. Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

                                                                                              24.неделя

                                                                                              02.03-06.03


                                                                                                Тема 10. Вн. чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского.

                                                                                                  Тема 11. С.Я Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.

                                                                                                  25.неделя

                                                                                                  09.03-13.03


                                                                                                    Тема 12. РР. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

                                                                                                      Тема 13. А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Душевный мир главного героя рассказа.

                                                                                                      26.неделя

                                                                                                      16.03-20.03


                                                                                                        Тема 14. КР. Контрольная работа «Русская литература XX века».

                                                                                                        IV четверть


                                                                                                          Тема 15. В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

                                                                                                          27 неделя

                                                                                                          01.04-03.04


                                                                                                            Тема 16. «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.


                                                                                                              Тема 17. РР. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века

                                                                                                              28 неделя

                                                                                                              13.04-17.04


                                                                                                                Тема 18. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.

                                                                                                                  Тема 19. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

                                                                                                                  29 неделя

                                                                                                                  20.04-24.04


                                                                                                                    Тема 20. Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».


                                                                                                                      Тема 21. К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы ВОВ.

                                                                                                                      30 неделя

                                                                                                                      27.04-01.05

                                                                                                                      Раздел 7. Из зарубежной литературы (9 часов)


                                                                                                                        Тема 1. Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

                                                                                                                        30 неделя

                                                                                                                        27.04-01.05


                                                                                                                          Тема 2. Вн. чт. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

                                                                                                                          31 неделя

                                                                                                                          04.05-08.05


                                                                                                                            Тема 3. Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

                                                                                                                              Тема 4. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

                                                                                                                              32 неделя

                                                                                                                              11.05-15.05


                                                                                                                                Тема 5. РР. Наши любимые сказки Х.Г. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена

                                                                                                                                  Тема 6. Вн. чт. Ж. Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

                                                                                                                                  33 неделя

                                                                                                                                  18.05-22.05


                                                                                                                                    Тема 7. Вн. чт. М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

                                                                                                                                      Тема 8. Вн. чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

                                                                                                                                      34 неделя

                                                                                                                                      25.05-29.05


                                                                                                                                        Тема 9. Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

                                                                                                                                          Резервный урок.

                                                                                                                                          35 неделя



                                                                                                                                            Резервный урок.



                                                                                                                                            Раздел VII. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

                                                                                                                                            Для учащихся:

                                                                                                                                            1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2011.

                                                                                                                                            2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.

                                                                                                                                            3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2010.

                                                                                                                                            4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

                                                                                                                                            5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. - М.: Дрофа, 2011

                                                                                                                                            Для учителя:

                                                                                                                                            1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2012.

                                                                                                                                            2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2010.

                                                                                                                                            3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010.

                                                                                                                                            4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2012.

                                                                                                                                            5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 6-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2013.

                                                                                                                                            6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2009.

                                                                                                                                            7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2010.

                                                                                                                                            8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2013.

                                                                                                                                            9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2014.

                                                                                                                                            10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2009.

                                                                                                                                            Произведения для заучивания наизусть.

                                                                                                                                            Пословицы и поговорки.

                                                                                                                                            В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

                                                                                                                                            И.А. Крылов. Басни.

                                                                                                                                            А.С. Пушкин. «У лукоморья...»

                                                                                                                                            Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

                                                                                                                                            Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

                                                                                                                                            А.А. Фет. «Весенний дождь».

                                                                                                                                            М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

                                                                                                                                            По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

                                                                                                                                            По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.


                                                                                                                                            «Согласовано» «Согласовано»

                                                                                                                                            Руководитель ШМО Зам. директора по УВР

                                                                                                                                            ______ /Калесник Е.Ю./ _______/Назарова Г.Ю./

                                                                                                                                            Протокол № ___ от «____»__________2013 г.

                                                                                                                                            «____»____________2013 г.

                                                                                                                                            21


                                                                                                                                            © 2010-2022