- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Преемственность в обучении русскому языку и литературе
Преемственность в обучении русскому языку и литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лаптиёва Л.Н. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Преемственность в обучении русскому языку и литературе при переходе с уровня начального на уровень основного общего образования.
Лаптиёва Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ №10
им. П.А.Пономарева
Проблема преемственности обучения на начальном и основном уровнях общего образования, несмотря на многочисленные исследования путей ее решения, до сих пор остается актуальной. Понятие «преемственность» рассматривается следующим образом: «Преемственность - это учет знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала. Необходимость в учете преемственности в учебном процессе возникает на стыке концентров курса, ступеней его изучения, а также между учебными годами». Е.В.Архипова считает актуальной ориентированность современных программ на общее развитие ребенка и определенный уровень сложности материала для начальной школы, который затем, в средней школе, не должен быть «потерян». Л.Д. Санина определила компоненты преемственности в контексте гармоничного сочетания ценностного, личностного и деятельностного подходов к реализации концепции непрерывного образования.
Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература - предметы, познавательная ценность которых велика. Русский язык и литература - одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики - принципа преемственности, необходимо.
Задача учителя-филолога - воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь.
Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между IV и V-VI классами должно выражаться:
- в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;
- в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.
Для успешного обеспечения адаптационного периода учащимся 5 классов по предмету «русский язык и литература» учитель должен знать:
- специфику содержания и методическую концепцию учебных предметов начальной школы «русский язык» и «литературное чтение» той обучающей системы, в которой работали учащиеся (в нашей школе это УМК «Школа России»);
- способы, средства, методику и формы организации учебной деятельности в 4 (выпускном) классе данной образовательной модели;
- систему оценивания и учебных заданий (как классных, так и домашних), в русле которой работал учитель начальной школы.
Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах, особенности которых должен учитывать учитель-предметник в своей образовательной области.
Основные концептуальные положения курса «русский язык» в образовательной системе «Школа России» (Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы):
- осуществление коммуникативного подхода к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения;
- системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля;
- органическое сочетание изучения языка с работой над культурой устной и письменной речи;
- обучение созданию текста в различных жанрах.
Проблемы преемственности современной школы можно решить путем создания непрерывного курса русского языка, разработанного в едином концептуальном ключе и способного обеспечить органичную связь всех звеньев от начала и до конца изучения предмета. Это, безусловно, должно быть задачей разработчиков УМК, т.к., например, мы не можем обеспечить преемственность авторов учебника русского языка в 4-5-10 классах.
В настоящее время, когда школа вступила в процесс модернизации, когда в практику внедряются новые технологии, программы, методики, разные учебные пособия, вопрос преемственности становится наиболее важным. Наличие комплекта учебников - важная составляющая преемственности, но не решающая. Любой учитель-профессионал может перестроить содержание в соответствии с подготовкой детей. Материал учебника 5 класса, как правило, обеспечивает взаимосвязь усвоенных и новых знаний в процессе изучения нового. Одна из задач преподавания русского языка состоит в реализации идей преемственности обучения по характеру ведущей деятельности, которая определяется психологическими особенностями данного возраста учащихся.
Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы) построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.
Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.
Очень важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.
Литература
-
Архипова, Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. - 1998. - № 3
-
Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990.
-
Санина, Л.Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт / Л.Д. Санина // Начальная школа: плюс - минус. - 2001. - № 9