Обобщение по теме Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме: Имя числительное ( 10 класс с казахским языком обучения)

Грамматическая тема: Обобщающий урок по теме: Имя числительное.

Лексическая тема: « О столицах Казахстана».

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени числительном.

Задачи: 1.Систематизировать и углубить знания учащихся о морфологических признаках имени числительного,как части речи (определение падежа,числа,рода если есть), о синтаксической роли числительного в предложении.Умение выполнять сопоставительный анализ с другими частями речи.

2.Содействовать развитию орфографической зоркости, образного мышления и памяти у учащихся, привить учащимся способность в решительную минуту собраться, уметь высказать свои знания в ясной доступной форме .

3.Воспитывать чувства состязательного духа и прививать

уважение к истории своего народа и страны, любовь к Родине.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы обучения: состязание (соревнование) учебная игра,частично-поисковый творческий.

Форма организации деятельности учащихся: групповая,индивидуальная.

Оборудование урока: опорная таблица, слайд городов- Туркестан, Оренбург, Кызлорда, Алматы, Астана ,тест, плакат гора Познания,текст, словарь С.И.Ожегова. Межпредметные связи: история Казахстана,география,литература.и информатика

План работы:

1. Организационный момент.

2. Обыгрывание эпиграфа.

3. Побуждение-Знание. Эмоциональный позитивный настрой.

4.Опорная таблица.

5. Первая высота «Теоритическая»-Повторение-мать учения.

6. Вторая высота «Орфографическая» Игра «Редактор».

7.Мозговой штрум.

8. Третья высота « Практическая» Работа по тексту

«О столицах Казахстана».

9.Четвертая высота «Занимательная» Игра «Похож не похож».

10.Пятая высота Кто быстрее?

11.Шестая высота Подумай и ответь

12.Седьмая высота «Высота Познания». Тест.

13.Подведение итогов урока. Оценка деятельности учашихся.

14. Домашнее задание.Написать эссе по теме «Моя столица через10лет».

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Обыгрывание эпиграфа.

«Не стремись удивить мир красноречием,

стремись удивить знаниями».

а) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

б) Словарная работа: удивить,красноречие.

Удивить,-влю, ишь;- вленный (-ен,ена); сов.,кого (что).Привести в удивление, в недоумение. У.неожиданным ответом.// несов. удивлять,-яю,-яешься. //удивиться,-влюсь,-вишься; сов.,// несов. удивляться,-яюсь,

-яешься. удивление,-я,ср. стр 824.

Красноречие,-я,ср. 1.Дар хорошо и красиво говорить.Искусство красноречия. 2. То же, что риторика ( в 1 знач.). красноречивый.-ая,-ое;

-ив.//сущ. красноречивость,-и,ж. стр 304.

3. Побуждение-Знания.Эмоциональный позитивный настрой.

1. Мы сейчас с вами отправимся в страну знаний.Сначала я вам прочитаю обращение Д.С.Лихачева К дорогому другу.

Д.С.Лихачев. Слово в дорогу:

Дорогой друг!

Знаешь ли ты,что в стране ,лежащей на западе восточных стран и восточнее западных, находится гора созерцания? Каждый год на несколько месяцев мудрец, которого в этой стране зовут Ученым и Учителем,поднимается на гору и с вершины Башни познания смотрит, как устроена Земля, постигает тайны воды и законы воздуха.Здесь, на вершине,он постиг, что в этом мире все связано: отдаленное прошлое и настоящее, далекое и близкое, малое и большое.Сюда, на гору созерцания, на Башню познания,Ученый приводит только своих самых достойных учеников.Мы очень надеемся, что и ты когда-нибудь(а когда именно-это зависит только от тебя,наш юный друг) взойдешь на вершину вершин. А пока…попробуй одолеть эти семь вершин, эти семь высот познания. Помни: «Дорогу осилит идущий!».

Необходимо поэтапно достичь «Горы Знаний»,кто первый достигнет «Пика Знаний» тому вручается флаг Победы,( высший балл, высшая оценка).

Желаю вам успехов в преодолений высот познания.

2. Словарная работа: созерцание,познание,осилит.

Созерцание,-я, ср. 1.см. созерцать,-аю,аешь; несов., кого-что (книжн.).

Рассматривать, пассивно наблюдать. С. природу.//сущ. созерцание,-я,ср.

2. В философии: процесс непосредственного воспрития действительности, начальная, чувственная ступень познания .стр.742 Познание,-я, ср. 1.см. познать,-аю,-аешь; сов (книжн).1. кого- что .Постигнуть, приобресити знание о ком-чем-н., узнать вполне.П.природу.//несов.

познавать,-наю,-наешь.//сущ. познание,-я, ср.(к 1 знач).//прил. познавательный,-ая,-ое (к 1 знач.).П. процесс.

2.Приобретение знания, достижение закономерностей объективного мира.

П. Законов природы. Диалектический метод познания.Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания,отношение знания к действительности).

3. мн.Совокупность знаний в какой-н области. У него большие познания в литературе.стр.546-547.

Осилить,-лю, лишь;-ленный; сов., кого-что. То же, что одолеть ( в1 и 2 знач.). Одному троих не о. О. математику. // несов. осиливать,-аю, -аешь.стр.460.

4. Опорная таблица

Числительное (Количество предметов, число и порядок при счете)

5.Первая высота «Теоритическая». Повторение- мать учения.

Вопросы.

1.Какая часть речи называется именем числительным?

2.На какие разряды делятся числительные?

3.Чем отличаются простые числительные от составных?

4.Какие числительные склоняются как существительные 3- го склонения?

5.Как склоняются количественные числительные от 50 до 80, от 500 до 900 и 200,300,400?

6.Как склоняются составные числительные?

7.Как склоняются порядковые числительные?

8.Какие числительные имеют только две падежные формы.

9.Каковы особенности склонения составных количественных и составных порядковых числительных?

10.В каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких -в конце?

11.Как отличить числительные от других частей речи, похожих на него?

12.Каким членом предложения может быть имя числительное?

6.Вторая высота «Орфографическая». Игра «Редактор».\ Поставьте в нужном падеже слова в скобках, цифры напишите словами ,определите способ синтаксической связи существительных с числительными.

1. Радиостанция за (12) часов установила связь с представителями (112) населенных пунктов и (224) корреспондентами.2.В 2200 (метры) над уровнем моря расположен город Хорог.4.(7) мотоциклист… скрылись за поворотом. 5.В группе недосчитались (11) человек. 6.Нас оставалось только (3) из (18) ребят.

Презентация наработок.

7. Мозговой штрум:

Демонстрируется слайды городов: Туркестан, Кызлорда, Оренбург, Алматы, Астана.

О чем напоминают вам эти города из истории нашей Родины?

8.Третья высота «Практическая». Работа над текстом

« О столицах Казахстана»

Индивидуально-поисковая работа 3 учащихся у доски.

Прочитайте текст,выпишите из текста предложения с именами числительными и заменяя их словами, сделайте их полный морфологический разбор.

О столицах Казахстана.

Что мы понимаем под словом «столица»? Слово столица происходит от русского слово «престол» (трон, на котором сидит правитель страны). Отсюда происходят «стольный» город, столица.

Итак, столица-это главный, в котором обосновалось руководство страны: президент, парламент, министры и другие руководители.

Мы знаем,что с 1998 года 10 июня столицей Казахстана является город Астана. Многие из нас знают, что до этого столицей был наш славный город Алматы. А всегда ли Алматы был столицей? Какие города в Казахстане имели статус столицы?

Конец ХVII века -начало XVIII века была основана первая столица Казахского ханства-город Туркестан (Южный Казахстан).

С 1918 года Казахстан входил в состав среднеазиатских республик (Узбекистана,Киргизстана, Таджикстана, Туркменстана), которая называлась Туркестанская Автономная Советская Социалистическая республика. Столицей был город Ташкент.

С 1920 по 1922 годы столицей Казахстана был город Оренбург, в 1924 году столица была перенесена в город Кызылорду. И только с 1929 года город Алматы стал называться столицей нашей республики.

9.Четвертая высота «Занимательная».

Игра «Похож не похож»

Выделите слова, которые обозначают количество, но не является числительными.

1.Мне теперь седьмой десяток пошел.

2.Благодаря моим трудам сотня торгашей и десяток пройдох положат в карман миллионы.

3.В классе остались одни старшеклассники.

4.Дети готовились писать сочинение по картине « Опять двойка».

5. Оба они должны быть благодарны учителю.

Презентация наработок.

10.Пятая высота Кто быстрее?

Придумайте ситуацию, выводом для которой могла бы послужить пословица.

1. Лиса семерых волков проведет.2.Кто не умеет беречь гроша, тот не сбережет и миллиона.3.Семь раз отмерь, один раз отрежь.4. Способный в десять лет становится главой,а бестолочь и в сорок -молодой.

11.Шестая высота Подумай и ответь

Устно обьясните выбор разряда.

1. В нашем дворе (2) ворот. 2.На столе лежат (10) книг.3.В группе недосчитались (11) человек.4.Нас оставалось только (3) из (18) человек.

12.Седьмая высота «Высота Познания»

Тест

Имя числительное

1. Укажите числителыюе, обозначающее целое число:
А) Одна вторая

Б) Две седьмых

В)Тридцать четыре

2. Определите ряд имен числительных, в середине которых пишется ь.
А) Восем..надцат, шест..десят, восем.сот

Б) Пят.сот, трид..цат, сем..десят

В) Восем..десят, восем.сот, девят…сот

3. Определите количественные числительные:
А) Третий звонок, пятнадцатый ряд

Б) Тринадцатый этаж, четвертый класс

В) Пятьдесят квартир, двенадцать экземпляров

4. Укажите имя числительное:
А) Семимильный

В) Седьмой В)Семерка

5. Укажите числительное, в котором не пишется мягкий знак. в середине.
А) Восем…сот..

В)Шест..десят…..

В)Сем..надцат…

6.Выберите строку, в которой числительные в именительном падеже
пишутся без мягкого знака на конце слова:

А)5,14,15,1. Б)30,20,13,1.

В) 70, 80, 700,900.

7.Укажите ряд составных количественых числительных.
А) двадцать пять, девятнадцать, шесть

Б)сто двадцать, сорок пятый, девятнадцатый

В) восемьдесят тристо пять, девяносто три

8.Словосочетание числительное+существительное в предложении является:
Вдруг они увидели, что плывут к ним тридцать кораблей.

А)Дополненим Б)Определеним Д)Подлежащим

9. Укажите предложение, в котором есть собирательное числительное.

А) Девятиклассники успепшо сдали экзамены.

В) Для достижения цели надо устроить усилия.

Д) Двумя ложками кашу не едят.

10.Укажите ряд числительных, которые пишутся с удвоенной согласной.

А) Один..адцать, мил..ион, мил..ард

Б)мил..ион, двен..адцать, трил..ион

В) Трид…цать,трил..ион.,мил..ион

11 Букву е нужно вставить в слове.
А) С об..ими лаборантами

Б) С об..ими преподавателями

В) С об..ими абитуренткам

12. Укажите ряд сложных числительных.
А) Один, семь, девять

Б) Одиннадцать, пятьдесят, триста

В) Двадцать пять, сто сорок, восемнадцать

13.Найдите те имена существительные, которые сочетаются с
собирательными числительными двое, трое, четверо, пятеро, шестеро,семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

А) Сирота, шестиклассник, пятиклассница

Б) Волчата, спортсмен, сутки

В) Друг, мальчишки, женщины

14.Как склоняется числительное один в сочетании с существительными
мужского рода?

А) Один, одного, одному, один, одним, об одном

Б) Один, одного, одному, один, одному, о одним

В) Один С, одного, одному, один, одного, одном

15.Указать разряды количественных числительных: сто десять, двое, оба, две
десятых, семнадцать.

А) составное порядковое собирателыюе, целое, дробное, целое

В) сложное количественное, собирательное, собирателыюе, дробное, количественное

С) составное количественное: собирателыюе, собирательное, дробное, количественное

100-90%-5. 15-13 вопросов-5.

85-75%-4. 12-10 вопросов-4.

70-60%-3. 9-7 вопросов-3.

13. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

14. Домашнее задание .

Написать эссе по теме «Моя столица через 10 лет»


© 2010-2022