Урок по теме Правописание Н и НН в суффиксах имени прилагательного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

I. Организационный момент - 1 мин.

II. Проверка домашнего задания - 10 мин.

Неопытная девчонка, неисправимое препятствие, далеко не единственное несчастье, очень необычный рассказ, неприятельский взгляд, неширокая, но глубокая речонка, совсем не умен, небольшой, а удобный стульчик, вовсе не опасное предложение, нелепый поступок, непрерывная передача, неуклюжие выражения, недавнее приобретение, небольшая территория, не легкое, а трудное объяснение, независимый характер.

III. Подготовка к восприятию нового материала -3 мин.

Синтаксическая пятиминутка. (Один учащийся выполняет работу у доски.)

- Запишем предложение:

Воздух тих, прозрачен и свеж, потому что в окно заглянуло грустное осеннее солнце.

  • Произведите синтаксический разбор предложения.

  • Какой троп использован в нём? (эпитет "грустное солнце")

  • Какой частью речи он выражен? (прилагательным)

  • Назовите второе прилагательное (осеннее).

  • Назовите способ образования этого слова (суффиксальный).

Почему в нём пишется НН?

IV. Сообщение темы и целей урока - 1 мин (слайд № 1).

- В русском языке существует большая группа прилагательных, в которых необходимо писать то одну, то две НН. Чтобы научиться разграничивать такие прилагательные и правильно их записывать, мы с вами совершим путешествие в Город Грамотеев (слайд № 2).

- Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием станций. На каждой станции вам

предстоит выполнить задание. Ваш сосед по парте будет фиксировать количество допущенных вами ошибок и указывать их в маршрутном листе. Чем меньше ошибок, тем больше у вас шансов добраться в Город Грамотеев.

- Итак, наше путешествие начинается! В добрый путь!

V. Изучение нового материала - 4 мин.

- Первая станция - "Теоретическая" (слайд №3).

1. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу.

Кожа - кожаный 1) Телефон - телефонный

Серебро - серебряный Старина - старинный

2) Лебедь - лебединый 2) Государство - государственный

Зверь - звериный Станция - станционный

-Каким способом и от слов какой части речи образованы прилагательные на левой стороне таблицы? Назовите ещё прилагательные с суффиксами -АН ---ЯН-. На что они указывают? (На материал.)

- Прочитайте прилагательные с суффиксом -ИН. Назовите ещё прилагательные с суффиксом -ИН. На что они указывают? (На отношение к животному.)

- Сделайте вывод о том, какие прилагательные пишутся с одной Н.

- Рассмотрите прилагательные на правой стороне таблицы. Как и от слов какой части речи они образованы?

Сделайте вывод о написании прилагательных с НН.

2. Работа с правилом. Знакомство с обозначением условия выбора изученной орфограммы.

- Проверьте себя (слайд №4).

3. Работа с опорным конспектом.



  1. Основа на -Н- + 1. Суффикс -ИН- .

суффикс -Н-.

Исключения: свиной, юный.

2. Суффиксы -ОНН- и -ЕНН-. 2. Суффиксы -АН-,ЯН-.

Исключение: ветреный, Исключения:

но безветренный.

оловянный,

деревянный,

стеклянный.

VI. Упражнения____________

- Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с Н или НН.

1. В пословице "Острый язык - дарование, а длинный - наказание" имеется прилагательное с НН - длинный.

2. В пословице "Старинная пословица не на ветер молвится" есть прилагательное с Н.

3. В пословице "Дома и глиняная чаша мила" имеется прилагательное с НН.

VI. Закрепление изученного - 16 мин.

1. Дифференцированные задания - 3 мин.

Вам предлагается выбрать задание 1 или 2 уровня (по степени сложности) и выполнить его в тетради (слайд № 6).

Задания 1 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.

а) утре..ий, мыши..ый, кури..ый;

б) кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;

в) жестя..ой, це..ый, дли..ый

Задания 2 уровня

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор -Н- и -НН-.

а) береста, чугун, глина, клюква;

Б) лимон, кость, кухня, телефон;

В) журавль, петух, дерево, серебро.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы (слайд № 7). В маршрутном листе укажите только количество ошибок.

2. Игра "Четвёртый лишний" (слайд № 8) - 2 мин.

- вставьте пропущенные буквы и найдите "четвёртое лишнее".

«Четвёртый лишний»

Устно вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее».

а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс -ЕНН.

а) песенный, безветренный, бритвенный;

б) болезненный, клюквенный, фирменный;

в) именной, производственный, тыквенный.

Осложнённое списывание.

Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пуст..ковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй.

Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.

Подлинным их творцом является народ. В них ск..залась исти..ая народная мудрость

VII. Итоги урока - 3 мин.

Задания 1 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.

а) утре..ий, мыши..ый, кури..ый;

б) кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;

в) жестя..ой, це..ый, дли..ый

Задания 2 уровня

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор -Н- и -НН-.

а) чугун, глина, клюква;

Б) лимон, кухня, телефон;

В) журавль,дерево, серебро.



Задания 1 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.

а) утре..ий, мыши..ый, кури..ый;

б) кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;

в) жестя..ой, це..ый, дли..ый

Задания 2 уровня

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор -Н- и -НН-.

а) чугун, глина, клюква;

Б) лимон, кухня, телефон;

В) журавль,дерево, серебро.

Урок 2

I. Организационный момент - 1 мин.

II. Проверка домашнего задания - 10 мин.

Устный опрос - 4 чел

Запись предложения:

Наш старый деревянный дом полон таинственных звуков. Когда на величественный громады гор спускается тревожный ветреный вечер.

Запись словосочетаний: конный плуг, подлинное произведение искусства, земляной пол, песчаная отмель, серебряный приз, соломенная подстилка, травяной покров, кочанная капуста, платье длинно, орлиный крик, старинные здания, картина необыкновенна.

Осложнённое списывание.

Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пуст..ковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй.

Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.

Подлинным их творцом является народ. В них ск..залась исти..ая народная мудрость

III. Работа в контрольной тетради:

Обыкновенное несчастье, телевизионная передача, шерстяной шарик, искусственный цветок, тополиный пух, естественная небрежность, старинные предания, картинная галерея, расположиться на песчаном берегу, жизненная необходимость, серебряный ножик, промышленный заказчик, гусиное перышко, стеклянный столик, даль туманна, ветреный рассвет, ледяной дождик, кухонные принадлежности, огненного пламени.

© 2010-2022