- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку для 6 класса «Устаревшие слова»
Урок по русскому языку для 6 класса «Устаревшие слова»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукашева Л.А. |
Дата | 15.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа», с.Зикеево Жиздринского района Калужской области
Технологическая карта урока
ФИО учителя
Лукашева Любовь Александровна
Предмет
Русский язык
Дата
04.10.2013 г.
Класс
6
УМК
Русский язык . 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский.-М.:Просвещение, 2012.- 191 с.
Тема урока (место урока в изучаемой теме)
«Устаревшие слова»(7 урок)
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цели урока (задачи):
Личностные результаты
Развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений
Предметные результаты
Дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), расширять свой пассивный словарный запас, опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи
Метапредметные результаты
Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица)
Этап урока
Время, мин.
Цель этапа
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Организационный
1 мин
Включение обучающихся в учебную деятельность
Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих
Подготовка класса к уроку
Личностные:
включение в учебную деятельность; оценивание готовности к уроку
Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания
7 мин
Актуализация знаний, необходимых для последующего открытия нового знания
Кроссворд (приложение 1 для интерактивной доски 1)
Интеллектуальная разминка
Фронтальная
Включение обучающихся в групповую деятельность с целью повторения пройденного материала. Предлагает совместно разгадывать кроссворд. Обсуждение правильности выбора ответа
Выполнение задания, тренирующего способность к учебной деятельности и мыслительной операции.
Коммуникативные:
Установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество для решения учебной задачи
Постановка темы и цели урока
5 мин
Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме, планирование деятельности, формулирование задач урока
Работу можно проводить с использованием предметов старины (школьный музей).
-Как вы уже догадались, мы продолжаем свое путешествие по миру лексики. Я заглянула в наш школьный музей. И там я обнаружила много интересных вещей, с которыми хочу вас познакомить (серп, прялка, ухват, лапти).
Вопросы:
-Какие предметы вам знакомы?
-Какие видите впервые?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об устаревших словах).
-Как вы понимаете слово «устаревшие»? (старые, древние).
-Значение какого слова вам незнакомо? (обратиться к словарю)
Определение темы урока. Запись числа и темы урока в тетрадь.
- Задайте вопросы по теме урока. (Что такое устаревшие слова? Почему слова устаревают? Где встречаются устаревшие слова? и др.)
Беседа, анализ источников
Фронтальная, индивидуальная
(работа со словарем)
Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели. Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня источников, в которых они могут быть найдены
Отвечают на поставленные вопросы, приводят свои варианты цели и задач урока, определяют тему урока.
Регулятивные:
Высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование вопроса (проблемы) урока.
Личностные:
Осознание ценности изучаемого материла и практической его важности
Метапредметные:
Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели
Познавательные :
Извлечение информацию из словарных статей толковых словарей.
Изучение нового материала
15 мин
Осмысление содержания, систематизация знаний
Знакомство с теоретическими сведениями.
Работа с учебником. (стр.74-75)
Чтение статьи, затем работа, дать определение историзмам и архаизмам.
Беседа после чтения.
-Что объединяет историзмы и архаизмы? (исчезли из активной лексики)
-Чем отличаются друг от друга?
(архаизмы имеют синонимы)
Создание кластера. (приложение 1)
Работа с учебником.
1.Картинки на стр.74(дать определение с помощью толкового словаря)
Работа с учебником, толковым словарем, составление кластера
Индивидуальная, групповая
Активизирует знания учащихся, задает проблемные вопросы, организует работу по созданию кластера, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы
Анализируют теоретические сведения, создают кластер
Регулятивные:
Поиск пути решения проблемы; осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные:
Анализирование, сравнение, умение делать выводы;
владение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
Физкультминутка
1 мин
Предупреждение и снятие умственного утомления
Вытяните выю, расправьте рамена,поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды,ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу.
Учитель показывает действия
Встают прямо, слушают внимательно учителя, повторяют за ним действия
Первичное закрепление нового материала
7 мин
Закрепление умений по распознаванию устаревших слов
Упр.136- развивается умение опознавать устаревшие слова, определять их вид, аргументировать свой выбор.
Выполняется устно с комментированием (в случае необходимости
учитель помогает объяснить значение слова).
Работа с рисунком (приложение 2), учащиеся приклеивают названия частей тела
Работа с наглядным материалом, работа с учебником
Индивидуальная, фронтальная
Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления
Распознают устаревшие слова, определяют их вид, работают с рисунком
Познавательные:
Умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; владение приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные:
Свободно изложение своих мыслей в устной форме, владение разными видами монолога и диалога; оказание необходимой взаимопомощь и осуществление взаимного контроля.
Самопроверка
3 мин
Организация для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Задание на интерактивной доске (приложение для интерактивной доски 2). Распределить слова по группам.
Работа с интерактивной доской
Коллективная
Учитель подводит учащихся самостоятельно выполнить задание
Учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа. Осуществляют самопроверку
Регулятивные:
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Подведение итогов (рефлексия)
2 мин
Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.
Предлагает ответить на вопросы:
-Какой из этапов урока вызвал затруднение?
-Что помогло решить проблему?
-Над чем еще надо поработать?
-Ответьте, используя незаконченное предложение.
-Для меня было важным и интересным….
-Поэтому вопросу я получил разъяснение….
-Мне было трудно….
-Моя оценка атмосферы на уроке….
Беседа
Фронтальная
Задает вопросы
Анализируют деятельность на уроке
Регулятивные:
Осознание качества и уровня усвоения темы урока
Личностные: самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Оценивание деятельности учащихся
2 мин
Закрепление и коррекция способов действия
Выставление оценок за урок
Учитель оценивает работу учащихся на уроке
Соотносят цель и результаты
Регулятивные:
Соотнесение цели и результатов своей деятельности; опираясь на критерии самооценки, определение степени успешности работы.
Домашнее задание
2 мин
Домашнее задание:
1.С.77, упр.136
2.Исследовательская работа с текстом(приложение 3)
Учитель дает дифференцированное задание на дом
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала
Приложение 1
Устаревшие слова
Историзмы Архаизмы
( не существуют предметы, явления) (не существуют слова, но есть синонимы)
Боярин, гусар, оброк Уста (губы), чело (лоб)
Приложение 2
Приложение 3
Исследовательская работа с текстом
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки - лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом доме - за неё садились уже с 6 - 7 лет.
Назначение прялки - превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель - ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой - вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи.