Урок по русскому языку для 6 класса «Устаревшие слова»

"Описание материала: Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Устаревшие слова». Технологическая карта включает в себя все необходимые элементы: этап урока, цель, формируемые универсальные учебные навыки. Урок рассчитан на то, чтобы его преподавали в обычном общеобразовательном учреждении, в которой преподают согласно требованиям ФГОС. Этот урок в занимательной и увлекательной форме поможет понять, как ученики усвоили пройденный материал, а также в интересной форме преподать новые...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа», с.Зикеево Жиздринского района Калужской области



Технологическая карта урока

ФИО учителя

Лукашева Любовь Александровна

Предмет

Русский язык

Дата

04.10.2013 г.

Класс

6

УМК

Русский язык . 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский.-М.:Просвещение, 2012.- 191 с.

Тема урока (место урока в изучаемой теме)

«Устаревшие слова»(7 урок)

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока (задачи):

Личностные результаты

Развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений

Предметные результаты

Дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), расширять свой пассивный словарный запас, опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи

Метапредметные результаты

Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица)

Этап урока

Время, мин.

Цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

1 мин

Включение обучающихся в учебную деятельность

Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих

Подготовка класса к уроку

Личностные:

включение в учебную деятельность; оценивание готовности к уроку

Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания

7 мин

Актуализация знаний, необходимых для последующего открытия нового знания

Кроссворд (приложение 1 для интерактивной доски 1)

Интеллектуальная разминка

Фронтальная

Включение обучающихся в групповую деятельность с целью повторения пройденного материала. Предлагает совместно разгадывать кроссворд. Обсуждение правильности выбора ответа

Выполнение задания, тренирующего способность к учебной деятельности и мыслительной операции.

Коммуникативные:

Установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество для решения учебной задачи

Постановка темы и цели урока

5 мин

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме, планирование деятельности, формулирование задач урока

Работу можно проводить с использованием предметов старины (школьный музей).

-Как вы уже догадались, мы продолжаем свое путешествие по миру лексики. Я заглянула в наш школьный музей. И там я обнаружила много интересных вещей, с которыми хочу вас познакомить (серп, прялка, ухват, лапти).

Вопросы:

-Какие предметы вам знакомы?

-Какие видите впервые?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об устаревших словах).

-Как вы понимаете слово «устаревшие»? (старые, древние).

-Значение какого слова вам незнакомо? (обратиться к словарю)

Определение темы урока. Запись числа и темы урока в тетрадь.

- Задайте вопросы по теме урока. (Что такое устаревшие слова? Почему слова устаревают? Где встречаются устаревшие слова? и др.)


Беседа, анализ источников

Фронтальная, индивидуальная

(работа со словарем)

Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели. Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня источников, в которых они могут быть найдены

Отвечают на поставленные вопросы, приводят свои варианты цели и задач урока, определяют тему урока.

Регулятивные:

Высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование вопроса (проблемы) урока.

Личностные:

Осознание ценности изучаемого материла и практической его важности

Метапредметные:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели

Познавательные :

Извлечение информацию из словарных статей толковых словарей.

Изучение нового материала

15 мин

Осмысление содержания, систематизация знаний

Знакомство с теоретическими сведениями.

Работа с учебником. (стр.74-75)

Чтение статьи, затем работа, дать определение историзмам и архаизмам.

Беседа после чтения.

-Что объединяет историзмы и архаизмы? (исчезли из активной лексики)

-Чем отличаются друг от друга?

(архаизмы имеют синонимы)

Создание кластера. (приложение 1)

Работа с учебником.

1.Картинки на стр.74(дать определение с помощью толкового словаря)

Работа с учебником, толковым словарем, составление кластера

Индивидуальная, групповая

Активизирует знания учащихся, задает проблемные вопросы, организует работу по созданию кластера, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы

Анализируют теоретические сведения, создают кластер

Регулятивные:

Поиск пути решения проблемы; осуществление познавательной и личностной рефлексии.


Познавательные:

Анализирование, сравнение, умение делать выводы;

владение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Физкультминутка

1 мин

Предупреждение и снятие умственного утомления

Вытяните выю, расправьте рамена,поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды,ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу.

Учитель показывает действия

Встают прямо, слушают внимательно учителя, повторяют за ним действия

Первичное закрепление нового материала

7 мин

Закрепление умений по распознаванию устаревших слов

Упр.136- развивается умение опознавать устаревшие слова, определять их вид, аргументировать свой выбор.

Выполняется устно с комментированием (в случае необходимости

учитель помогает объяснить значение слова).


Работа с рисунком (приложение 2), учащиеся приклеивают названия частей тела

Работа с наглядным материалом, работа с учебником

Индивидуальная, фронтальная

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Распознают устаревшие слова, определяют их вид, работают с рисунком

Познавательные:

Умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; владение приёмами отбора и систематизации материала.


Коммуникативные:

Свободно изложение своих мыслей в устной форме, владение разными видами монолога и диалога; оказание необходимой взаимопомощь и осуществление взаимного контроля.

Самопроверка

3 мин

Организация для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Задание на интерактивной доске (приложение для интерактивной доски 2). Распределить слова по группам.

Работа с интерактивной доской

Коллективная

Учитель подводит учащихся самостоятельно выполнить задание

Учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа. Осуществляют самопроверку

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Подведение итогов (рефлексия)

2 мин

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Предлагает ответить на вопросы:

-Какой из этапов урока вызвал затруднение?

-Что помогло решить проблему?

-Над чем еще надо поработать?

-Ответьте, используя незаконченное предложение.

-Для меня было важным и интересным….

-Поэтому вопросу я получил разъяснение….

-Мне было трудно….

-Моя оценка атмосферы на уроке….

Беседа

Фронтальная

Задает вопросы

Анализируют деятельность на уроке

Регулятивные:

Осознание качества и уровня усвоения темы урока

Личностные: самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Оценивание деятельности учащихся

2 мин

Закрепление и коррекция способов действия

Выставление оценок за урок

Учитель оценивает работу учащихся на уроке

Соотносят цель и результаты

Регулятивные:

Соотнесение цели и результатов своей деятельности; опираясь на критерии самооценки, определение степени успешности работы.


Домашнее задание

2 мин

Домашнее задание:

1.С.77, упр.136

2.Исследовательская работа с текстом(приложение 3)

Учитель дает дифференцированное задание на дом

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала


Приложение 1

УУрок по русскому языку для 6 класса «Устаревшие слова»Урок по русскому языку для 6 класса «Устаревшие слова»старевшие слова








Историзмы Архаизмы

( не существуют предметы, явления) (не существуют слова, но есть синонимы)

Боярин, гусар, оброк Уста (губы), чело (лоб)






Приложение 2


Урок по русскому языку для 6 класса «Устаревшие слова»

Приложение 3


Исследовательская работа с текстом
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки - лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.


Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом доме - за неё садились уже с 6 - 7 лет.
Назначение прялки - превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель - ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой - вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи.

© 2010-2022