- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе к учебнику С. А. Зинина 10 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику С. А. Зинина 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ошкадерова О.А. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №17»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей русского языка и литературы
Протокол № ___ от
«____»____________201__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_________________________
«____»____________201__ г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №17
_________________________
Приказ № ___ от
«___»__________201___ г.
Рабочая программа
по литературе
10-а класс (базовый уровень)
Учитель Ошкадерова Оксана Анатольевна
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса основной школы составлена на основании следующих документов:
- федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),
- Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010;
- Рабочих программ по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (базовый уровень) / авт.-сост. Л.Р. Ефремова, Г.М. Постовалова. - Волгоград: Учитель, 2014.
- авторской рабочей программы учителей русского языка и литературы
МБОУ гимназии №76 г. Ростова-на-Дону Нерчинской Л.И.
МБОУ СОШ с УИОП № 80 г. Хабаровска Акимовой С.А.
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.
4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.
5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.
6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Предмет «Литература» в 10 классе согласно учебному плану изучается в объеме 3 часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 102 часа.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
- анализ и интерпретация произведений;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню достижений обучающихся
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Содержание учебного предмета
Введение
Прекрасное начало (К истории русской литературы XIX века).
Из литературы первой половины XIX века
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Н.В. Гоголь
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Проверочная работа по теме «Из литературы первой половины XIX века».
Литература второй половины ХIХ века
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский
Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Классное сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза».
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И. Обломова».
И.С. Тургенев
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие на родных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы по строения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Проверочная работа по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Домашнее сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Домашнее сочинение «Сказка в традициях М.Е. Салтыкова-Щедрина».
А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Тестирование по творчеству Л.Н. Толстого.
Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Домашнее сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
А.П. Чехов
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. 1 стихотворение (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. 1 стихотворение (по выбору).
А.Н. Островский. «Гроза» (монолог по выбору).
Н.А. Некрасов. 1 стихотворение (по выбору).
«Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору).
Ф.И. Тютчев. 2 стихотворения (по выбору).
А.А. Фет. 1 стихотворение (по выбору).
А.К. Толстой. 1 стихотворение (по выбору).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XIX, XX веков;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
План
Факт
Тема
Основные понятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
Введение (1 ч)
1.
Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века).
Историко-литературный процесс
Познакомиться со структурой учебника.
Иметь представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века, о значении русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса.
Составление тезисного плана
Конспект статьи учебника стр.9-13, ответить на вопросы стр. 13.
Из литературы первой половины XIX века (12 ч)
А.С. Пушкин (6 ч)
2.
А С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.
Поэма как лиро-эпический жанр
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр. 14-26 ответить на вопросы 1, 2 стр.50.
Инд. сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском», «Особенности пушкинского
лирического героя».
3-4.
Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).
Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия».
Философская лирика
Прочитать статью учебника стр. 26-35, ответить на вопрос 3 стр.50, анализ стихотворения.
5 -
6.
«Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Прочитать статью учебника стр. 36-39.
Выучить наизусть стихотворение (по выбору).
Прочитать поэму «Медный всадник».
7.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Прочитать статью учебника стр. 39-50, ответить на вопросы 5, 6 стр.51.
Прочитать статью учебника стр.54-62.
Инд. сообщения о творчестве М.Ю. Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов (4 ч)
8.
М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта.
9.
Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»).
Анализ стихотворений;
Прочитать статью учебника стр.62-72.
10.
Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.
Духовная лирика
Выучить наизусть стихотворение (по выбору).
Прочитать поэму «Демон».
11.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.
Романтическая поэма
Прочитать статью учебника стр.72-78, ответить на вопросы 6, 7 стр.78.
Прочитать повесть «Невский проспект».
Н.В.Гоголь (3 ч)
12.
Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект». Реальное и фантастическое. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).
Ирония
Гротеск
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.81-90, ответить на вопросы 1, 2 стр. 100.
Инд. сообщение «Петербург в произведениях Пушкина и Гоголя».
13.
Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.
Прочитать повесть «Нос».
14.
Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Фантасмагория
Прочитать статью учебника стр.90-99, ответить на вопросы 3, 4, стр.100.
15.
Повторение и обобщение по теме «Из литературы первой половины XIX века».
Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства начала ХIХ века».
16.
Проверочная работа по теме «Из литературы первой половины XIX века».
Инд. задания: доклады и сообщения по теме «Литература и журналистика 50 80-х годов XIX века».
Литература второй половины ХIХ века (85 часов)
17.
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов.
Прочитать статью учебника стр.119-134, ответить на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) стр. 134.
Прочитать комедию А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся».
Прочитать статью учебника стр.136-141. Инд. сообщение «Создание русского национального театра».
А.Н. Островский (9 ч)
18.
А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Написать сочинение-рассуждение
(миниатюра).
Прочитать статьи учебника стр.141-148, стр.148-151 (конспект), ответить на вопросы 3, 4 стр.166.
Прочитать драму «Гроза».
19.
Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме.
Написать сочинение-миниатюру «В городе Калинове».
Прочитать статью учебника стр.151-155, ответить на вопрос 5 стр.166 (письменно).
20.
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.
Прочитать статью учебника стр.155-158. Составить цитатную характеристику Катерины и Кабанихи.
21.
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
Семейно-бытовая коллизия
Речевой жест
Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины.
Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
22.
Образ Катерины в свете критики. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Прочитать статью учебника стр.158-164.
23.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме.
Выучить наизусть монолог (по выбору). Письменный ответ на вопрос (по выбору): «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией?»
«В чем заключается символика названия драмы?».
24.
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.
Прочитать статью учебника стр.164-166.
Подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики).
Темы сочинений:
1. «Почему произведения Островского называли «пьесами жизни»?».
2. «Образ Катерины и трагедия совести в драме "Гроза"».
25.
Р/р. Подготовка к классному сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза».
Составить план, написать сочинение на черновик.
26.
Р/р. Написание классного сочинения по драме А.Н. Островского «Гроза».
Прочитать роман И.А. Гончарова «Обломов».
Прочитать статью учебника стр.170-175, задать вопросы к статье.
Инд. сообщение о творчестве И.А. Гончарова.
И.А. Гончаров (6 ч)
27.
И.А. Гончаров. Личность и творчество.
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.175-179 (конспект).
28.
Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.
Образная типизация
Символика детали
Прочитать статью учебника стр.179-182, составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова» (письменно)
29.
Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.
Прочитать статью учебника стр.182-188, ответить на вопросы 2, 3 стр.196.
Сопоставительный анализ образов Обломова и Штольца.
30.
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».
Прочитать статью учебника стр.189-195,ответить на вопрос 4 стр.196.
Сопоставительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
31.
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.)
Ответить на вопрос 5 стр.197.
Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается своеобразие стиля Гончарова?».
32.
Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И. Обломова».
Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Прочитать статью учебника стр.199-208 (конспект).
Инд. сообщения о творчестве И.С. Тургенева.
Прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
И.С. Тургенев (10 ч)
33.
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла. Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.209-222.
Инд. задание:
«Творческая история создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
34.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.
Социально-психологический роман
Ответить на вопрос 2 стр.225, дать характеристику героев-«отцов» (письменно).
35.
Мир «отцов» в романе. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.
Ответить на вопрос 3 стр.225.
Составить цитатную характеристику Базарова.
36.
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.
Принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев
Ответить на вопрос 4 стр.225.
37.
Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.
Ответить на вопросы 4 стр.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова.
Подумать над вопросом: «Почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?».
38.
Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Прочитать статью учебника стр.222-225.
Составить развернутый план фрагментов статьи Д.И. Писарева «Базаров».
39.
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр.
Подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики).
40.
Р/р. Подготовка к классному сочинению по творчеству И.С. Тургенева.
Составить план, написать сочинение на черновик.
41.
Р/р. Написание классного сочинения по творчеству И.С. Тургенева.
Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Инд. сообщение о личности Н.Г. Чернышевского.
Н.Г. Чернышевский (3 ч)
42.
Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?». Роман Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Ложная интрига
Литературная утопия
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью электронного учебника стр.256-263 (конспект). Прочитать статью электронного учебника стр. 263-269. Подготовиться к дискуссии.
43.
Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.
Прочитать статью электронного учебника стр.269-280.
Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны».
44.
Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Прочитать статью учебника стр.228-233.
Инд. сообщение о жизни
и творчестве А.Н. Некрасов.
Н.А. Некрасов (7 ч)
45.
Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта.
Народность художественного творчества
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.228-233, составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова.
Инд. сообщение о творческих (и семейных) отношениях Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой».
46.
Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).
Проверочная работа
Анализ стихотворений
Прочитать статью учебника стр.233-251.
47.
Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)
Выучить наизусть стихотворение (по выбору).
Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».
Инд. сообщение «История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
48.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы.
Демократизация поэтического языка
Прочитать статью учебника стр.252-263, составить маршрут поисков счастливого героями поэмы
49.
Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).
Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков».
50.
Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.
Инд. задания: подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме».
Выучить наизусть отрывок из поэмы (на выбор).
51.
Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.).
Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Инд. сообщение «Кто такой Гриша Добросклонов?»
52.
«Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Прочитать статью учебника стр.264-272.
Выбрать тему сочинения по творчеству Некрасова, составить развернутый план сочинения.
Темы сочинений:
1. «Исповедь героя как средство раскрытия характера в лирике Некрасова».
2. «Диалог Поэта и Музы в некрасовской лирике».
3. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
53.
Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.
Написать сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.
Инд. сообщение «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева».
Ф.И. Тютчев (4 ч)
54.
Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.
Интеллектуальная лирика
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.3-8, составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.
55.
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).
Лирический фрагмент
Прочитать статью учебника стр.9-20, подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева».
56.
Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта. («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева».
Прочитать статью учебника стр.20-35.
Выучить наизусть 2 стихотворения (по выбору).
57.
Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.
Анализ одного стихотворения (на выбор).
Прочитать статью учебника стр.32-34.
Инд. сообщение о жизни и творчестве А.А. Фета.
А.А. Фет (5 ч)
58.
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
Прочитать статью учебника стр.39-46, ответить на вопросы 1-З стр.56.
59.
Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта…», «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.). Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Мелодика стиха
Прочитать статью учебника стр.46-56, ответить на вопросы 4, 5 стр.56.
60.
Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.).
Лирический образ-переживание
Подготовиться к зачетной работе по творчеству
Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
Выучить наизусть стихотворение (по выбору).
61.
Проверочная работа по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики).
Тема сочинения: «Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева (Фета)» (по выбору).
62.
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Написать сочинение на выбранную тему.
Н.С. Лесков (2 ч)
63.
Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.59-65.
Подготовить биографию писателя, используя материалы урока и дополнительную литературу.
64.
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Литературный сказ
Жанр путешествия
Прочитать статью учебника стр.71-77, ответить на вопрос 3 стр.83.
Составить план-характеристику Ивана Флягина.
М.Е. Салтыков-Щедрин (6 ч)
65.
М.Е. Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика
Сатира
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.85-90.
Инд. сообщения: «Безмозглые градоначальники»,
«Градоначальники-деспоты»,
«Либеральные градоначальники».
66.
«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.
Гротеск
Прочитать статью учебника стр.90-101.
67.
Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.
Прочитать статью учебника стр.90-101, ответить на вопросы 3-5 стр.109.
68.
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина
Сатирическая литературная сказка
Авторская ирония.
Прочитать статью учебника стр.101-109, ответить на вопросы 8, 9 стр.109, придумать сюжет сказки на современную тему в традициях Салтыкова Щедрина.
69.
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Инд. сообщение о жизни и творчестве А.К. Толстого.
А.К. Толстой (2 ч)
70.
А.К. Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» и др.).
Лирика позднего романтизма
Историческая песня
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр. 112-130, ответить на вопросы 1-2.
Выучить наизусть стихотворение (по выбору).
71.
Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда природа вся трепещет и сияет...» и др.).
Читать роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
Л.Н. Толстой (15 ч)
71.
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.133-146. Составить схему-конспект для развернутого рассказа жизни и творческого пути Л.Н. Толстого.
Инд. сообщение об истории создания романа «Война и мир».
72.
История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий.
Роман-эпопея
Прочитать статью учебника стр.146-154.
73.
Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».
«Диалектика души»
Прочитать статью учебника стр.155-156. Написать мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм».
74.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
Прочитать статью учебника стр.156-160.
Сделать тематический отбор материалов об Андрее Болконском и Пьере Безухове.
75.
Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
Историко-философская концепция
Прочитать статью учебника стр.160-164.
Сделать тематический отбор материалов о Наташе Ростовой.
76.
Наташа Ростова и женские образы в романе.
Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал».
77.
Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.
Прочитать главы, посвященные Бородинскому сражению (гл. 30-39, ч. 2, т. III), письменно озаглавить их, опираясь на основное событие каждой.
78.
Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.
Прочитать статью учебника стр.177-183.
79.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.
Прочитать статью учебника стр.172-176, произвести анализ письменно.
80.
Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.
Написать мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»
81.
Философия вещей в романе.
Подготовиться к семинару.
82.
Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Прочитать статью учебника стр.183-185, подготовиться к тестированию.
83.
Тестирование по творчеству Л.Н. Толстого.
Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками).
Темы сочинений:
1. «Взгляды Л.Н. Толстого на смысл жизни».
2. «Толстой и его отношение к героям романа «Война и мир».
3. «Толстовские представления о полководце».
4. «Женский вопрос в романе».
84.
Р/р. Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Составить план, написать сочинение на черновик.
85.
Р/р. Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал...».
86.
Защита творческих проектов «Ах, этот бал...».
Прочитать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ф.М. Достоевский (8 ч)
87.
Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.
Знать опорные понятия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать статью учебника стр.203-216. Инд. сообщение об истории создания романа «Преступление и наказание».
88.
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.
Идеологический роман
Прочитать статью учебника стр.217-241.
89.
Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.
Составить цитатную характеристику Раскольникова (обратить внимание на истоки его философии, ее сущность).
90.
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.
Герой-идея»
Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова».
91.
Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.
Сделать подбор материалов о Соне Мармеладовой.
92.
Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».
Ответить на вопрос: «Кто такая Соня Мармеладова - святая или грешница?»
93.
Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками).
Тема сочинения: «Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание».
94.
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Написать сочинение.
Прочитать статью учебника стр.246-255.
Инд. сообщение «Чехов в Крыму».
А.П. Чехов (8 ч)
95.
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.
Знать опорные понятия.
Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»
96 -
97.
Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.
Прочитать статью учебника стр.255-262.
Прочитать рассказ «Ионыч».
98.
Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
«Бессюжетное» действие
Прочитать статью учебника стр.262-269.
Прочитать комедию «Вишневый сад».
99.
Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе.
Лирическая комедия
Прочитать статью учебника стр.269-279.
Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова.
100.
Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Символическая деталь
Написать мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев?»
101.
Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову».
102.
Обобщение материала историко-литературного курса.
Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Программа летнего чтения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
-
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. -
6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
-
Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч./ С.А. Зинин, В.И. Сахаров - М.: «Русское слово», 2014 г.
-
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2015.
-
Крутецкая В.А Русская литература в таблицах и схемах. 9 - 11 классы. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
-
Ушакова О.Д Готовые сочинения по литературе. 9 - 11 классы. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2015.
-
Маслова О.В. Методические рекомендации по преподаванию русского языка и литературы в образовательных организациях г. Севастополя в 2014 - 2015 учебном году, 2014
Образовательные электронные ресурсы
-
writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов
-
videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет
-
alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.
-
lit.1september.ru/index.php Газета «Литература»
-
ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
-
ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы
-
asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп
-
proshkolu.ru/ Сайт для учителей
-
repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
-
nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
-
uchportal.ru/ Учительский портал
-
lit-classic.ru/ Русская классическая литература
-
royallib.ru/ Электронная библиотека RoyalLib.ru
Технические средства обучения:
-
Телевизор
-
Компьютер
37