Рабочая программа по литературе к учебнику С. А. Зинина 10 класс

Рабочая программа по литературе для 10 класса основной школы составлена на основании следующих документов: - федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), - Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010; - Рабочих программ по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (базовый уровень) / авт.-сост. Л.Р. Ефремова, Г.М. Постовалова. – Волгоград: Учитель,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №17»





«Рассмотрено» на заседании МО учителей русского языка и литературы


Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_________________________


«____»____________201__ г.



«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №17


_________________________

Приказ № ___ от

«___»__________201___ г.





Рабочая программа

по литературе

10-а класс (базовый уровень)

Учитель Ошкадерова Оксана Анатольевна









2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса основной школы составлена на основании следующих документов:

- федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),

- Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010;

- Рабочих программ по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (базовый уровень) / авт.-сост. Л.Р. Ефремова, Г.М. Постовалова. - Волгоград: Учитель, 2014.

- авторской рабочей программы учителей русского языка и литературы

МБОУ гимназии №76 г. Ростова-на-Дону Нерчинской Л.И.

МБОУ СОШ с УИОП № 80 г. Хабаровска Акимовой С.А.


Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения.


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.

3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.

4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.


На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.


Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.


Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.


И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Предмет «Литература» в 10 классе согласно учебному плану изучается в объеме 3 часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 102 часа.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- анализ и интерпретация произведений;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Требования к уровню достижений обучающихся

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.


Содержание учебного предмета

Введение

Прекрасное начало (К истории русской литературы XIX века).


Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».


М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)


Н.В. Гоголь

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Проверочная работа по теме «Из литературы первой половины XIX века».

Литература второй половины ХIХ века


Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.


А.Н. Островский

Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Классное сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза».


И.А. Гончаров

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И. Обломова».


И.С. Тургенев

Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие на родных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.


Н.Г. Чернышевский

Роман «Что делать? » (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».




Н.А. Некрасов

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы по строения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.


Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).




А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Проверочная работа по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Домашнее сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.


Н.С. Лесков

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».


М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Домашнее сочинение «Сказка в традициях М.Е. Салтыкова-Щедрина».


А.К. Толстой

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».


Л.Н. Толстой

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Тестирование по творчеству Л.Н. Толстого.

Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».


Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Домашнее сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


А.П. Чехов

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. 1 стихотворение (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. 1 стихотворение (по выбору).

А.Н. Островский. «Гроза» (монолог по выбору).

Н.А. Некрасов. 1 стихотворение (по выбору).

«Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору).

Ф.И. Тютчев. 2 стихотворения (по выбору).

А.А. Фет. 1 стихотворение (по выбору).

А.К. Толстой. 1 стихотворение (по выбору).


Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XIX, XX веков;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





Календарно-тематическое планирование


п/п

План

Факт

Тема

Основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Введение (1 ч)

1.



Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века).

Историко-литературный процесс

Познакомиться со структурой учебника.

Иметь представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века, о значении русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Составление тезисного плана

Конспект статьи учебника стр.9-13, ответить на вопросы стр. 13.

Из литературы первой половины XIX века (12 ч)

А.С. Пушкин (6 ч)

2.



А С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

Поэма как лиро-эпический жанр

Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр. 14-26 ответить на вопросы 1, 2 стр.50.

Инд. сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском», «Особенности пушкинского

лирического героя».

3-4.



Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия».

Философская лирика

Прочитать статью учебника стр. 26-35, ответить на вопрос 3 стр.50, анализ стихотворения.

5 -

6.



«Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.


Прочитать статью учебника стр. 36-39.

Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

Прочитать поэму «Медный всадник».

7.



Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.


Прочитать статью учебника стр. 39-50, ответить на вопросы 5, 6 стр.51.

Прочитать статью учебника стр.54-62.

Инд. сообщения о творчестве М.Ю. Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов (4 ч)

8.



М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта.

9.



Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»).


Анализ стихотворений;

Прочитать статью учебника стр.62-72.

10.



Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.

Духовная лирика

Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

Прочитать поэму «Демон».

11.



Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.

Романтическая поэма

Прочитать статью учебника стр.72-78, ответить на вопросы 6, 7 стр.78.

Прочитать повесть «Невский проспект».

Н.В.Гоголь (3 ч)

12.



Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект». Реальное и фантастическое. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).

Ирония

Гротеск

Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.81-90, ответить на вопросы 1, 2 стр. 100.

Инд. сообщение «Петербург в произведениях Пушкина и Гоголя».

13.



Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.


Прочитать повесть «Нос».

14.



Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Фантасмагория

Прочитать статью учебника стр.90-99, ответить на вопросы 3, 4, стр.100.

15.



Повторение и обобщение по теме «Из литературы первой половины XIX века».


Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства начала ХIХ века».

16.



Проверочная работа по теме «Из литературы первой половины XIX века».



Инд. задания: доклады и сообщения по теме «Литература и журналистика 50 80-х годов XIX века».

Литература второй половины ХIХ века (85 часов)

17.



Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов.



Прочитать статью учебника стр.119-134, ответить на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) стр. 134.

Прочитать комедию А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся».

Прочитать статью учебника стр.136-141. Инд. сообщение «Создание русского национального театра».

А.Н. Островский (9 ч)

18.



А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Написать сочинение-рассуждение

(миниатюра).

Прочитать статьи учебника стр.141-148, стр.148-151 (конспект), ответить на вопросы 3, 4 стр.166.

Прочитать драму «Гроза».

19.



Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме.


Написать сочинение-миниатюру «В городе Калинове».

Прочитать статью учебника стр.151-155, ответить на вопрос 5 стр.166 (письменно).

20.



Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.


Прочитать статью учебника стр.155-158. Составить цитатную характеристику Катерины и Кабанихи.

21.



Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Семейно-бытовая коллизия

Речевой жест

Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины.

Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

22.



Образ Катерины в свете критики. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).



Прочитать статью учебника стр.158-164.

23.



Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме.



Выучить наизусть монолог (по выбору). Письменный ответ на вопрос (по выбору): «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией?»

«В чем заключается символика названия драмы?».

24.



Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.



Прочитать статью учебника стр.164-166.

Подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики).

Темы сочинений:

1. «Почему произведения Островского называли «пьесами жизни»?».

2. «Образ Катерины и трагедия совести в драме "Гроза"».

25.



Р/р. Подготовка к классному сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза».



Составить план, написать сочинение на черновик.

26.



Р/р. Написание классного сочинения по драме А.Н. Островского «Гроза».



Прочитать роман И.А. Гончарова «Обломов».

Прочитать статью учебника стр.170-175, задать вопросы к статье.

Инд. сообщение о творчестве И.А. Гончарова.

И.А. Гончаров (6 ч)

27.



И.А. Гончаров. Личность и творчество.


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.175-179 (конспект).

28.



Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Образная типизация

Символика детали

Прочитать статью учебника стр.179-182, составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова» (письменно)

29.



Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.


Прочитать статью учебника стр.182-188, ответить на вопросы 2, 3 стр.196.

Сопоставительный анализ образов Обломова и Штольца.

30.



Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».


Прочитать статью учебника стр.189-195,ответить на вопрос 4 стр.196.

Сопоставительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

31.



Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.)


Ответить на вопрос 5 стр.197.

Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается своеобразие стиля Гончарова?».

32.



Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И. Обломова».

Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).


Прочитать статью учебника стр.199-208 (конспект).

Инд. сообщения о творчестве И.С. Тургенева.

Прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

И.С. Тургенев (10 ч)

33.



Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла. Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.209-222.

Инд. задание:

«Творческая история создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

34.



Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

Социально-психологический роман


Ответить на вопрос 2 стр.225, дать характеристику героев-«отцов» (письменно).

35.



Мир «отцов» в романе. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.


Ответить на вопрос 3 стр.225.

Составить цитатную характеристику Базарова.

36.



Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

Принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев

Ответить на вопрос 4 стр.225.

37.



Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.


Ответить на вопросы 4 стр.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова.

Подумать над вопросом: «Почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?».

38.



Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).



Прочитать статью учебника стр.222-225.

Составить развернутый план фрагментов статьи Д.И. Писарева «Базаров».

39.



Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр.



Подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики).

40.



Р/р. Подготовка к классному сочинению по творчеству И.С. Тургенева.




Составить план, написать сочинение на черновик.

41.



Р/р. Написание классного сочинения по творчеству И.С. Тургенева.



Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Инд. сообщение о личности Н.Г. Чернышевского.

Н.Г. Чернышевский (3 ч)

42.



Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?». Роман Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Ложная интрига

Литературная утопия

Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Прочитать статью электронного учебника стр.256-263 (конспект). Прочитать статью электронного учебника стр. 263-269. Подготовиться к дискуссии.

43.



Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.


Прочитать статью электронного учебника стр.269-280.

Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны».

44.



Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.


Прочитать статью учебника стр.228-233.

Инд. сообщение о жизни

и творчестве А.Н. Некрасов.

Н.А. Некрасов (7 ч)

45.



Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта.

Народность художественного творчества


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.228-233, составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова.

Инд. сообщение о творческих (и семейных) отношениях Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой».

46.



Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).


Проверочная работа

Анализ стихотворений

Прочитать статью учебника стр.233-251.

47.



Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)


Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Инд. сообщение «История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

48.



Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

Демократизация поэтического языка

Прочитать статью учебника стр.252-263, составить маршрут поисков счастливого героями поэмы

49.



Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).


Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков».

50.



Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.



Инд. задания: подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме».

Выучить наизусть отрывок из поэмы (на выбор).

51.



Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.).



Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Инд. сообщение «Кто такой Гриша Добросклонов?»

52.



«Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.



Прочитать статью учебника стр.264-272.

Выбрать тему сочинения по творчеству Некрасова, составить развернутый план сочинения.

Темы сочинений:

1. «Исповедь героя как средство раскрытия характера в лирике Некрасова».

2. «Диалог Поэта и Музы в некрасовской лирике».

3. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

53.



Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.



Написать сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.

Инд. сообщение «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева».

Ф.И. Тютчев (4 ч)

54.



Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

Интеллектуальная лирика

Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.3-8, составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.

55.



Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).

Лирический фрагмент

Прочитать статью учебника стр.9-20, подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева».

56.



Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта. («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева».


Прочитать статью учебника стр.20-35.

Выучить наизусть 2 стихотворения (по выбору).

57.



Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.


Анализ одного стихотворения (на выбор).

Прочитать статью учебника стр.32-34.

Инд. сообщение о жизни и творчестве А.А. Фета.

А.А. Фет (5 ч)

58.



А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Прочитать статью учебника стр.39-46, ответить на вопросы 1-З стр.56.

59.



Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта…», «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.). Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Мелодика стиха

Прочитать статью учебника стр.46-56, ответить на вопросы 4, 5 стр.56.

60.



Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.).

Лирический образ-переживание

Подготовиться к зачетной работе по творчеству

Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

61.



Проверочная работа по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.


Подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики).

Тема сочинения: «Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева (Фета)» (по выбору).

62.



Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.


Написать сочинение на выбранную тему.

Н.С. Лесков (2 ч)

63.



Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.59-65.

Подготовить биографию писателя, используя материалы урока и дополнительную литературу.

64.



Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Литературный сказ

Жанр путешествия

Прочитать статью учебника стр.71-77, ответить на вопрос 3 стр.83.

Составить план-характеристику Ивана Флягина.

М.Е. Салтыков-Щедрин (6 ч)

65.



М.Е. Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика

Сатира

Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.85-90.

Инд. сообщения: «Безмозглые градоначальники»,

«Градоначальники-деспоты»,

«Либеральные градоначальники».

66.



«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

Гротеск


Прочитать статью учебника стр.90-101.

67.



Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.


Прочитать статью учебника стр.90-101, ответить на вопросы 3-5 стр.109.

68.



«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сатирическая литературная сказка

Авторская ирония.

Прочитать статью учебника стр.101-109, ответить на вопросы 8, 9 стр.109, придумать сюжет сказки на современную тему в традициях Салтыкова Щедрина.

69.



Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е. Салтыкова-Щедрина».



Инд. сообщение о жизни и творчестве А.К. Толстого.

А.К. Толстой (2 ч)

70.



А.К. Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» и др.).

Лирика позднего романтизма

Историческая песня

Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр. 112-130, ответить на вопросы 1-2.

Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

71.



Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда природа вся трепещет и сияет...» и др.).


Читать роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

Л.Н. Толстой (15 ч)

71.



Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.133-146. Составить схему-конспект для развернутого рассказа жизни и творческого пути Л.Н. Толстого.

Инд. сообщение об истории создания романа «Война и мир».

72.



История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий.

Роман-эпопея

Прочитать статью учебника стр.146-154.

73.



Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

«Диалектика души»

Прочитать статью учебника стр.155-156. Написать мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм».

74.



«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.


Прочитать статью учебника стр.156-160.

Сделать тематический отбор материалов об Андрее Болконском и Пьере Безухове.

75.



Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Историко-философская концепция


Прочитать статью учебника стр.160-164.

Сделать тематический отбор материалов о Наташе Ростовой.

76.



Наташа Ростова и женские образы в романе.



Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал».

77.



Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.



Прочитать главы, посвященные Бородинскому сражению (гл. 30-39, ч. 2, т. III), письменно озаглавить их, опираясь на основное событие каждой.

78.



Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.



Прочитать статью учебника стр.177-183.

79.



«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.



Прочитать статью учебника стр.172-176, произвести анализ письменно.

80.



Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.



Написать мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»

81.



Философия вещей в романе.



Подготовиться к семинару.

82.



Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.



Прочитать статью учебника стр.183-185, подготовиться к тестированию.

83.



Тестирование по творчеству Л.Н. Толстого.



Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками).

Темы сочинений:

1. «Взгляды Л.Н. Толстого на смысл жизни».

2. «Толстой и его отношение к героям романа «Война и мир».

3. «Толстовские представления о полководце».

4. «Женский вопрос в романе».

84.



Р/р. Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».



Составить план, написать сочинение на черновик.

85.



Р/р. Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».



Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал...».

86.



Защита творческих проектов «Ах, этот бал...».



Прочитать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ф.М. Достоевский (8 ч)

87.



Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.


Знать опорные понятия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать статью учебника стр.203-216. Инд. сообщение об истории создания романа «Преступление и наказание».

88.



Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Идеологический роман

Прочитать статью учебника стр.217-241.

89.



Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.


Составить цитатную характеристику Раскольникова (обратить внимание на истоки его философии, ее сущность).

90.



Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Герой-идея»

Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова».

91.



Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.


Сделать подбор материалов о Соне Мармеладовой.

92.



Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».


Ответить на вопрос: «Кто такая Соня Мармеладова - святая или грешница?»

93.



Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.


Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками).

Тема сочинения: «Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание».

94.



Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



Написать сочинение.

Прочитать статью учебника стр.246-255.

Инд. сообщение «Чехов в Крыму».

А.П. Чехов (8 ч)

95.



Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.


Знать опорные понятия.

Уметь анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»

96 -

97.



Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.


Прочитать статью учебника стр.255-262.

Прочитать рассказ «Ионыч».

98.



Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

«Бессюжетное» действие

Прочитать статью учебника стр.262-269.

Прочитать комедию «Вишневый сад».

99.



Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе.

Лирическая комедия

Прочитать статью учебника стр.269-279.

Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова.

100.



Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Символическая деталь

Написать мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев?»

101.



Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову».




102.



Обобщение материала историко-литературного курса.

Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



Программа летнего чтения.











Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. -

6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

  1. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч./ С.А. Зинин, В.И. Сахаров - М.: «Русское слово», 2014 г.

  2. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2015.

  3. Крутецкая В.А Русская литература в таблицах и схемах. 9 - 11 классы. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.

  4. Ушакова О.Д Готовые сочинения по литературе. 9 - 11 классы. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2015.

  5. Маслова О.В. Методические рекомендации по преподаванию русского языка и литературы в образовательных организациях г. Севастополя в 2014 - 2015 учебном году, 2014


Образовательные электронные ресурсы

  1. writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов

  2. videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет

  3. alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.

  4. lit.1september.ru/index.php Газета «Литература»

  5. ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  6. ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы

  7. asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп

  8. proshkolu.ru/ Сайт для учителей

  9. repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»

  10. nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

  11. uchportal.ru/ Учительский портал

  12. lit-classic.ru/ Русская классическая литература

  13. royallib.ru/ Электронная библиотека RoyalLib.ru


Технические средства обучения:

  1. Телевизор

  2. Компьютер

37


© 2010-2022