Урок внеклассного чтения по рассказам В. П. Астафьева Белогрудка (5 класс)

2014 год в России объявлен годом культуры, чтобы  привлечь внимание общества «к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». Большая ответственность лежит на учителе, так как на уроках литературы в первую очередь речь должна идти о воспитании достойных граждан своей страны, способных сохранить культуру человеческих отношений, способных отвечать за свои поступки, не быть равнодушными к природе. Так стоит уже сейчас  задуматься ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Что же натворили мы с природой? Как нам ей теперь смотреть в глаза?» (Андрей Дементьев)

( урок внеклассного чтения по произведению В.П.Астафьева «Белогрудка» в 5-ом классе)









Выполнила учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 177

Ленинского района г. Нижний Новгород

Шалагинова Елена Александровна







г. Нижний Новгород

2014 г.



«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что когда-то были детьми»

(Гавриил Троепольский)

«Вернувшись однажды с прогулки, Л.Н.Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра. »1

2014 год в России объявлен годом культуры, чтобы привлечь внимание общества «к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».

Большая ответственность лежит на учителе, так как на уроках литературы в первую очередь речь должна идти о воспитании достойных граждан своей страны, способных сохранить культуру человеческих отношений, способных отвечать за свои поступки, не быть равнодушными к природе.

Так стоит уже сейчас задуматься о воспитании гуманного отношении к природе и начинать нужно с ребёнка, открытого этому окружающему миру, способного на сострадание, сочувствие и милосердие.

Будил милосердие в душах людей, малых и больших, и Виктор Петрович Астафьев (1924-2001), прошедший Великую Отечественную войну, воочию увидевший, к чему может привести жестокость и насилие. Его рассказ «Белогрудка», созданный в 1961 году и впервые напечатанный в газете «Звезда» в 1964 году, - это рассказ-предупреждение.

Именно с такой точки зрения мы и будем изучать рассказ «Белогрудка» с учащимися 5-ого класса. Данный урок рассматривается в системе уроков по творчеству В.П.Астафьева и является уроком внеклассного чтения.

1

Цель урока: пробудить в сердцах учащихся любовь к братьям нашим меньшим, заставить задуматься о бережном отношении к природе, о милосердии.

Учащиеся получили на дом задание: вдумчиво прочитать рассказ «Белогрудка»; найти ключевые слова, объясняющие поведение куницы и мальчиков; найти в «Толковом словаре» определение понятий: милосердие, сострадание, жалость, любовь, жестокость, равнодушие.

Начинаем урок с эпиграфа:

«Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили»

(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

- Чем данный эпиграф близок содержанию рассказа «Белогрудка»?

- В словах Экзюпери заложен глубокий смысл: мы, люди, должны быть ответственными за всё, что делаем, не забывать о милосердии, любви.

- Давайте посмотрим, как лингвисты толкуют понятия: милосердие, сострадание, жалость, любовь, жестокость, равнодушие.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь

из сострадания, человеколюбия

Жестокий - беспощадный, безжалостный

Сострадание - жалость, сочувствие,

вызываемые чьим-нибудь несчастьем,

горем

Равнодушный - безразличный, безучастный к людям, к окружающему

Жалость - сострадание, соболезнование

Любовь - чувство самоотверженной

и глубокой привязанности

- Какие чувства вас переполняли, когда вы читали рассказ?

- Жалость, сострадание, сочувствие к Белогрудке и непонимание жестокости и равнодушия, с которым ребята отнеслись к детёнышам куницы.

- Сегодня мы поразмышляем над тем, почему рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка» можно считать предостережением людям.

- Как описывает автор место, где поселилась Белогрудка?

- «Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих - птиц, барсуков, белок, горностаев».

- Какие ключевые слова вы выделите и почему?

- «хоронит от худого глаза», « загребущих рук»; с самого начала рассказа В.П.Астафьев предупреждает читателя, что люди жестоки, они способны причинить вред живым существам в лесу. И рассказ сразу меняет свою тональность, появляется ощущение беды.

- Какой рисует писатель Белогрудку? (привести примеры из текста)

- «На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду.<…> Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят».

- Какие ключевые слова вы выделите? («мать грела, облизывала, стала добывать еду, была она старательная мать») Почему писатель делает акцент именно на том, что Белогрудка - мать?

- Мать любит, заботится, оберегает и защищает, и неважно: человек это или животное. Поэтому «Белогрудка не почувствовала их <мальчишек>, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания»)

- Писатель не обходит вниманием силу переживаний Белогрудки, хотя человек порой только себе приписывает способность чувствовать. Покажите на примерах из текста, как переживает куница потерю своих детёнышей.

- «Если бы Белогрудка умела кричать - закричала бы».

- Куница не могла высказать то, что она чувствовала, но это способен сделать человек, если он - человек!

Давайте посмотрим, каким автор рисует человека. Ради чего мальчишки взяли котят Белогрудки?

- Им было интересно, они не думали о последствиях, для них эти котята - игрушки. Когда они им надоедят, то ребята от них просто избавятся. Мальчишки равнодушны к боли, которую испытывали котята и Белогрудка. А ведь равнодушный человек - это безучастный к окружающему миру человек. «Мальчишка <…> стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу».

- Расскажите, опираясь на текст рассказа, выделяя при этом ключевые слова, как поступает мальчик с котятами.

- Один из котят погиб, и автор выбирает жёсткие слова, чтобы заставить людей задуматься над своими поступками: «подох один»; мальчишка кинул его псу, который «стал неторопливо пожирать его с головы»; мальчик всё-таки отнёс котят, но слишком поздно:

«… беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл».

- Оцените поступок мальчика.

- Автор говорит, что мальчик был беззаботным, то есть не задумывался над тем, что он делает: правильно ли это или нет. Значит, вряд ли был жестоким мальчиком? Скорее всего, был легкомысленным и равнодушным человеком, ещё не дорос до сознательной жестокости. Он не осознаёт своей ответственности за те поступки, которые совершил. В этом его беда.

- Кто же ответствен, кто обязан был объяснить, как нужно относиться к животным? (Приведите примеры из текста.)

- За это ответственны взрослые, они должны объяснить детям, что нужно любить не только себя, но и природу, быть милосердными, сострадать, уметь исправлять свои ошибки. «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут».

«…мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо».

- Но каждый поступок, каждое действие имеет последствия. Как повела себя Белогрудка, когда потеряла своих детёнышей? Сопоставим действия человека и куницы, работая над текстом, выделяя ключевые слова.

Человек

Белогрудка

«Мальчишка взял котёнка за лапу

и кинул собаке»

« В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка».

«Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными».

«Это ж сатана! Накликали напасть!»

«Беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь нашла и прикончила лиса».


« Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу».

«Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже».

«Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего».

«…увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаки и умерла».

«До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц».

«Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки».

- Почему писатель использует слово «сатана», говоря о кунице?

( В религиозной мифологии: то же, что дьявол, олицетворение зла)

- Куница ожесточилась, никого не любила, потому что человек растоптал её материнские чувства, лишил её права на любовь и милосердие.

- Но люди, как и писатель, не осуждают её, почему?

- «Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили…»

- Писатель использует слово «осиротили», почему? ( «Осиротить: 1. Сделать кого-л. сиротой (сиротами). Выстрел охотника осиротил лосёнка.

2. Сделать одиноким, лишив близкого, дорогого человека. Война осиротила много семей».)

- Именно люди виноваты в том, что куница стала беспощадно мстить за гибель своих детёнышей. Автор хочет подчеркнуть, что люди должны нести ответственность за свои поступки и исправлять допущенные ошибки.

- Люди нарушили гармонию человека и природы, забыли, что человек не царь природы. Действительно, « не царь, вредно это - царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек».2

Завершает свой рассказ В.П.Астафьев глубокими размышлениями: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» О чём же хочет предупредить читателя писатель?

- Автор предупреждает о том, что человек не должен забывать о сострадании, о любви ко всему живому, должен помнить о той ответственности, которую он несёт, так как наделён разумом.

- А как бы вы продолжили слова писателя: «Вот если бы…»?

- Вот если бы было больше добрых, отзывчивых людей, любящих природу, оберегающих её, не причиняющих вреда ни одному живому существу.

- Значит, рассказ «Белогрудка» - это предупреждение прежде всем нам, живущим в XXI веке. Ещё есть время для того, чтобы сохранить природу и всех живых существ, остаться людьми.

Ребята получают домашнее задание: написать сочинение - размышление

« Я за то…», опираясь на содержание урока по рассказу «Белогрудка».



2



Использованная литература:


  1. В.П.Астафьев. «Белогрудка», М., «Детская литература», 1983 г.

  2. Борис Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей», М., «Детская литература», 1973 г.

  3. Валентин Распутин. Очерк «Байкал. Байкал», М., «Молодая гвардия», 1982 г.

  4. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка», М., «Русский язык», 1991 г.

1 Валентин Распутин. «Байкал. Байкал», М., «Молодая гвардия», 1982 г.

2 Борис Васильев. Роман «Не стреляйте в белых лебедей», М., «Детская литература», 1973 г.

8

© 2010-2022