«Имя числительное как часть речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гилево - Логовская средняя общеобразовательная школа

Романовского района Алтайского края






Конспект открытого урока

русского языка в 6 классе

«Имя числительное как часть речи»






подготовила

учитель русского языка и литературы

Кучмина Татьяна Владимировна














с.Гилёв-Лог

2016г.


Тема урока: « Имя числительное как часть речи»

Задача: ознакомление с именем числительным

Цели урока:

- дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;

- формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся;

- воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент

28 января я пришла на 2 урок в 6 класс, в котором 8 учеников, 1 учитель и 4 гостя, чтобы рассказать много интересного, увидеть 16 умных глаз, поставить 8 оценок и получить миллион улыбок. Здравствуйте!!

(Каждому на парту положу по карточке с числом)

- Я не случайно принесла вам такие подарочки, на уроке они нам очень пригодятся!

- Тихонечко присаживайтесь!

II. Актуализация ранее изученных знаний

- В начале урока вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?

(части речи изучает раздел лингвистики - Морфология)

- На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?

(на самостоятельные и служебные)

- Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ., имя прил., глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)

- А теперь назовите служебные (предлог, союз, частица)

III.Целеполагание

- Откройте тетради. Запишите число 28 января, классная работа, а тему определите сами, а поможет вам в этом орфографическая разминка, на карточках написаны слова , вставьте пропущенные орфограммы.

Ч..стота в квартире, дра..а, посв..тить стихи, с..астливый, скр..петь дверью, иску..ный,

приви..егия, выт..рать, лес..ница, выт..р, ку..ачок, солов..и, ветре..ый, бельч..нок, пос..деть от горя.

А теперь отгадайте загадку:

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы: Который? и Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается? ( имя числительное)

-Запишите тему: Слайд 1(Имя числительное как (нужно дописать) часть речи) Слепое предложение

Сделайте морфемный разбор слова - числительное.

III.Постановка целей для учащихся (Слайд 2)

знать: основные признаки имени числительного

уметь: классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям

IV Формирование новых знаний.

- Известный писатель К.Г. Паустовский сказал о русском слове так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» В русском языке есть слова, называющие числа (Слайд 3)

- Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка, с ними вы знакомились ещё в первом классе, узнавая цифру за цифрой. (слайд 4)

-Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем. Обратите внимание на написание безударных гласных в некоторых из них (подчёркивание на экране)

(слайд5 )

- Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово?

- На какие признаки следует обращать внимание?

1.Значение слова

2.Вопросы, на которые отвечает слово

3.Морфологические признаки слова

4.Синтаксическая роль

-Слова первого десятка, с которыми мы работали, являются количественными именами числительными. Именно от этих чисел

Фактически и возникает всё многобразие числительных, позволяющих вести счёт.

- А хотите узнать, как появились числительные?

Ученик: Прослушайте стихотворение. Запишите имена числительные, которые услышали. Какие это числительные?

Вместе с другом захотели

Мы однажды подсчитать:

Сколько дней у нас в неделе -

Три, четыре или пять?

Мы до вечера пыхтели,

Но найти ответ сумели,

И ответа нет верней:

Ровно семь в неделе дней.

(ответы детей: три, четыре, пять, семь - количественные)

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать!

Шесть - на стульчик тихо сесть…

-Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счёте. (слайд 6)Они так и называются - порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)

-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)

-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прилагательные обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать. Который по счёту?)

- Обратите внимание, как образовались порядковые числительные от количественных. Кроме «первый, второй» образовываются от соответствующих числительных.

- У вас на столах лежат таблички. Думаю, самое время занести в неё наши результаты наблюдений. ( табличка- колич/ порядк.)(Слайд7)

- Вспомните морфологические признаки имени прилагательного. Назовите их.( род, число , падеж) Проверим наличие этих признаков у числительного. Начнём с падежа и выясним изменяются ли числительные по падежам.

- Возьмём числительное «шесть» и просклоняем его.( слайд 8(таб. пустая)

-У вас у каждого табличка. Просклоняйте в ней.

Проверим! (Слайд8(таб. заполнена)

(Слайд 9)

- Внимательно изучите надписи к рисункам и сделайте вывод о других грамматических признаках. ( Порядковые числит. изменяются по родам и числам, количественные не измен. по родам и числам, за исключением числит. «один» и «два». Числительное «один» измен. по родам и числам, а числит. «два» измен. только по родам, причём форма мужского рода и среднего совпадает.)

-Занесём эти данные в таблицу.

-Запишем в таблицу каким членом предложения могут быть колич. числ. и порядковые. Кому сложно записать на память, воспользуйтесь материалом учебника с.101.

Работа с учебником

Выполнение упражнения

Различение частей речи

(различение числительных и однокоренных с ними слов других частей речи.)

Задание: найти в ряду слов числительные, обозначить части речи; обоснуйте своё мнение.

Тройник, третий, раздваиваться, четвёрка, пятница, пятидневка, второй, два, шестилетний, восемь, девятнадцать, двойной.

Вывод: числительные отвечают на вопросы сколько? какой? который; их можно записать словами и цифрами, а остальные части речи- только словами.

- В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числит.- дома, в школе, на улице. Человеку просто не обойтись без числительных, так как они живут рядом с нами, давайте вспомним стихотворения, сказки, пословицы, прибаутки, считалки, в которых есть числительные, или упоминается о числах.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге -

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря…

Это отрывки из «Сказки о Царе Салтане» А.С. Пушкина.

Загадка:

Два конца, два кольца,

а посередине - гвоздик.(ножницы)

Четыре братца под одной крышей живут. (стол)

Лук семь недугов лечит.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Третий лишний.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Седьмая вода на киселе. (Так говорят о дальних родственниках)

Пятое колесо в телеге. (Так говорят о чём- то лишнем и ненужном)

Первый блин - комом. (О неудачных первых опытах)

Каждую цифру, любое число

Мы обозначим с помощью слов.

Первый, десятый, четыре и пять -

Можем числительным мы записать.

Сколько Два или пятнадцать,

Девять,десять или двадцать.

Ну а вдруг сто двадцать пять?

Нам же этого не знать=)

Который? Первый,иль второй,

А может быть тридцать седьмой.

Часть речи я изумительная,

А называюсь я числительным.

V. Закрепление

-Ещё раз проработаем схему группы числительных (слайд 11).Приведите примеры. Обратите внимание на с.103 учебника, она вам поможет.

- Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.

В нашем классе … человек: … девочек и …

мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …

уроков. Сейчас заканчивается … урок.

VI. Итог урока

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- На какие группы делятся все числительные?

- На какие вопросы отвечают?

VII. Домашнее задание

  1. Параграф 59, №348.

  2. Составить ребусы с числительными, нарисовать фразеологизмы, подобрать пословицы с числительными

VIII. Рефлексия


© 2010-2022