- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Имя числительное как часть речи»
«Имя числительное как часть речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кучмина Т.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гилево - Логовская средняя общеобразовательная школа
Романовского района Алтайского края
Конспект открытого урока
русского языка в 6 классе
«Имя числительное как часть речи»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кучмина Татьяна Владимировна
с.Гилёв-Лог
2016г.
Тема урока: « Имя числительное как часть речи»
Задача: ознакомление с именем числительным
Цели урока:
- дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;
- формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию культуры речи учащихся;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент
28 января я пришла на 2 урок в 6 класс, в котором 8 учеников, 1 учитель и 4 гостя, чтобы рассказать много интересного, увидеть 16 умных глаз, поставить 8 оценок и получить миллион улыбок. Здравствуйте!!
(Каждому на парту положу по карточке с числом)
- Я не случайно принесла вам такие подарочки, на уроке они нам очень пригодятся!
- Тихонечко присаживайтесь!
II. Актуализация ранее изученных знаний
- В начале урока вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?
(части речи изучает раздел лингвистики - Морфология)
- На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?
(на самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ., имя прил., глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)
- А теперь назовите служебные (предлог, союз, частица)
III.Целеполагание
- Откройте тетради. Запишите число 28 января, классная работа, а тему определите сами, а поможет вам в этом орфографическая разминка, на карточках написаны слова , вставьте пропущенные орфограммы.
Ч..стота в квартире, дра..а, посв..тить стихи, с..астливый, скр..петь дверью, иску..ный,
приви..егия, выт..рать, лес..ница, выт..р, ку..ачок, солов..и, ветре..ый, бельч..нок, пос..деть от горя.
А теперь отгадайте загадку:
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы: Который? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается? ( имя числительное)
-Запишите тему: Слайд 1(Имя числительное как (нужно дописать) часть речи) Слепое предложение
Сделайте морфемный разбор слова - числительное.
III.Постановка целей для учащихся (Слайд 2)
знать: основные признаки имени числительного
уметь: классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям
IV Формирование новых знаний.
- Известный писатель К.Г. Паустовский сказал о русском слове так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» В русском языке есть слова, называющие числа (Слайд 3)
- Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка, с ними вы знакомились ещё в первом классе, узнавая цифру за цифрой. (слайд 4)
-Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем. Обратите внимание на написание безударных гласных в некоторых из них (подчёркивание на экране)
(слайд5 )
- Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово?
- На какие признаки следует обращать внимание?
1.Значение слова
2.Вопросы, на которые отвечает слово
3.Морфологические признаки слова
4.Синтаксическая роль
-Слова первого десятка, с которыми мы работали, являются количественными именами числительными. Именно от этих чисел
Фактически и возникает всё многобразие числительных, позволяющих вести счёт.
- А хотите узнать, как появились числительные?
Ученик: Прослушайте стихотворение. Запишите имена числительные, которые услышали. Какие это числительные?
Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе -
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
(ответы детей: три, четыре, пять, семь - количественные)
Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать!
Шесть - на стульчик тихо сесть…
-Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счёте. (слайд 6)Они так и называются - порядковые. На какой вопрос отвечают? (какой?)
-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)
-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прилагательные обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать. Который по счёту?)
- Обратите внимание, как образовались порядковые числительные от количественных. Кроме «первый, второй» образовываются от соответствующих числительных.
- У вас на столах лежат таблички. Думаю, самое время занести в неё наши результаты наблюдений. ( табличка- колич/ порядк.)(Слайд7)
- Вспомните морфологические признаки имени прилагательного. Назовите их.( род, число , падеж) Проверим наличие этих признаков у числительного. Начнём с падежа и выясним изменяются ли числительные по падежам.
- Возьмём числительное «шесть» и просклоняем его.( слайд 8(таб. пустая)
-У вас у каждого табличка. Просклоняйте в ней.
Проверим! (Слайд8(таб. заполнена)
(Слайд 9)
- Внимательно изучите надписи к рисункам и сделайте вывод о других грамматических признаках. ( Порядковые числит. изменяются по родам и числам, количественные не измен. по родам и числам, за исключением числит. «один» и «два». Числительное «один» измен. по родам и числам, а числит. «два» измен. только по родам, причём форма мужского рода и среднего совпадает.)
-Занесём эти данные в таблицу.
-Запишем в таблицу каким членом предложения могут быть колич. числ. и порядковые. Кому сложно записать на память, воспользуйтесь материалом учебника с.101.
Работа с учебником
Выполнение упражнения
Различение частей речи
(различение числительных и однокоренных с ними слов других частей речи.)
Задание: найти в ряду слов числительные, обозначить части речи; обоснуйте своё мнение.
Тройник, третий, раздваиваться, четвёрка, пятница, пятидневка, второй, два, шестилетний, восемь, девятнадцать, двойной.
Вывод: числительные отвечают на вопросы сколько? какой? который; их можно записать словами и цифрами, а остальные части речи- только словами.
- В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числит.- дома, в школе, на улице. Человеку просто не обойтись без числительных, так как они живут рядом с нами, давайте вспомним стихотворения, сказки, пословицы, прибаутки, считалки, в которых есть числительные, или упоминается о числах.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря…
Это отрывки из «Сказки о Царе Салтане» А.С. Пушкина.
Загадка:
Два конца, два кольца,
а посередине - гвоздик.(ножницы)
Четыре братца под одной крышей живут. (стол)
Лук семь недугов лечит.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Третий лишний.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Седьмая вода на киселе. (Так говорят о дальних родственниках)
Пятое колесо в телеге. (Так говорят о чём- то лишнем и ненужном)
Первый блин - комом. (О неудачных первых опытах)
Каждую цифру, любое число
Мы обозначим с помощью слов.
Первый, десятый, четыре и пять -
Можем числительным мы записать.
Сколько Два или пятнадцать,
Девять,десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Нам же этого не знать=)
Который? Первый,иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь я числительным.
V. Закрепление
-Ещё раз проработаем схему группы числительных (слайд 11).Приведите примеры. Обратите внимание на с.103 учебника, она вам поможет.
- Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.
В нашем классе … человек: … девочек и …
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …
уроков. Сейчас заканчивается … урок.
VI. Итог урока
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- На какие группы делятся все числительные?
- На какие вопросы отвечают?
VII. Домашнее задание
-
Параграф 59, №348.
-
Составить ребусы с числительными, нарисовать фразеологизмы, подобрать пословицы с числительными
VIII. Рефлексия