Выборочное изложение текста с описанием внешности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Күні Сынып Сабақ Пән

Дата ____ Класс__7__ Урок № 20_ Предмет __русский язык_

Тема: Выборочное изложение текста с описанием внешности.

Цели:

- показать, как используется портретное описание для характеристики героев; закрепить умение собирать (отбирать) материал к высказыванию по книжному источнику;

-обогащать словарный запас учащихся; учить выражать своё мнение; подготовить учащихся к написанию изложения.

-воспитывать самостоятельность

Методические приемы: выразительное чтение текста, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, словарная работа, самостоятельная работа

Тип урока: развитие речи

Оборудование: тетрадь, текст изложения

Ход урока:

  1. Ұйымдастыру кезеңі

Орг. момент

Приветствие.

Запись числа и темы урока.

Сообщение цели урока.

Психологический настрой

  1. Работа по теме урока

1.Слово учителя.

Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа Куприна "Тапер". Встреча с каким композитором стала самым большим подарком в жизни Юрия Азагарова? А что вы знаете об Антоне Григорьевиче Рубинштейне? (Величайший пианист, композитор - автор огромного числа произведений, например оперы "Демон", основатель первой русской консерватории.)

  1. Чтение текста изложения

Текст изложения.

Описание внешности А. Г. Рубинштейна.

Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо - одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…

Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…


  1. Беседа с классом.

- Мы прочитали текст. Какой тип речи в нём доминирует: повествование, описание, рассуждение? Аргументируйте свой ответ.

- Какой вид описания представляет собой текст?

4. Работа над планом сочинения.

1)- Из каких структурных частиц он состоит?

- Какая часть текста называется зачином? Какой элемент содержания в нём обязателен? (Заявление, о ком или о чём идёт речь, т. е. заявление темы.)

- Где обычно заканчивается зачин и начинается основная часть? Выделите в тексте зачин.

- Озаглавим эту часть ("В залу вошёл пожилой господин…") и запишем в виде первого пункта плана изложения.

2) - Прочитайте основную часть. Назовите, какие элементы портрета составляют ее содержание, и на какие характерные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, его социальный статус, следует обратить внимание. Озаглавьте основную часть текста и запишите в качестве второго пункта плана: "Внешность композитора А. Рубинштейна":

  1. Рост и фигура

  2. Манера держаться

  3. Лицо, лоб, глаза, губы

  4. Голова и волосы

(Запоминающееся лицо: лоб изборождён "суровыми, почти гневными морщинами" - суровость; глаза, глубоко посаженные, смотрели "тяжело, утомлённо и недовольно" - требователен, много трудится.)

- Какая деталь портрета свидетельствует о сильной воле, властности и упорства героя?

- Почему автор характеризует голову так: гордая, похожая на львиную? Случайно ли такое сравнение? Докажите, что не случайно, отыскав в тексте соответствующий элемент оценки.

3)- Прочитайте концовку. Какие элементы включает она: вывод, оценку, умозаключение?

План сочинения.

  1. В залу вошёл пожилой господин…

  2. Внешность композитора А. Рубинштейна:

1) Рост и фигура

2) Манера держаться

3) Лицо, лоб, глаза, губы

4)Голова и волосы

  1. Мнение о композиторе Юрия Азагарова.

5. Работа над обогащением словарного запаса, предупреждение ошибок.

- Найдите в тексте контекстуальные синонимы, с помощью которых автор избегает повтора слова композитор (пожилой господин, вошедший, незнакомец, этот человек, новоприбывший гость).

- Прочитайте предложение "Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света".

- Какое общество называли в XIX веке большим светом?

- Как вы понимаете значения слов изящный, величавый?

6. Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок.

- В ученических работах доминирует такая синтаксическая конструкция: "У него были (такие-то…) глаза, губы, лицо и т.д.". Обратите внимание, какие конструкции использует автор, чтобы констатировать наличие какой-то детали портрета и одновременно раскрыть качества личности:

Всего замечательнее было его лицо - одно из тех лиц, которые…

…большой четырёхугольный лоб был изборождён морщинами…

…глаза…смотрели тяжело, утомлённо и недовольно…

…нижняя челюсть…твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства.

Общее впечатление довершала длинная грива густых волос…делавшая эту…голову похожей на львиную…

- Составьте схему предложения, включающего оценку.

7. Предупреждение орфографических ошибок. Работа со словами властность, присутствующие, изящный, запечатлеваются, впечатление, придавала, гостиная, физиономия.

  1. Чтение текста.

  2. Написание изложения на черновик (25 мин.), в чистовик (15 мин.)

IV.Итог урока.

V.Домашнее задание.

Повторить пройденный материал

Текст изложения.

Описание внешности А. Г. Рубинштейна.

Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо - одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…

Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…


© 2010-2022