• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 ИМЕНИ БОРИСА АЛЕКСАНДРОВИЧА КУЧЕРА » РАБОТА НА ШКОЛЬНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ «МОЛОДЁЖЬ В НАУКЕ И

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 ИМЕНИ БОРИСА АЛЕКСАНДРОВИЧА КУЧЕРА » РАБОТА НА ШКОЛЬНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ «МОЛОДЁЖЬ В НАУКЕ И

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

ИМЕНИ БОРИСА АЛЕКСАНДРОВИЧА КУЧЕРА »

РАБОТА НА ШКОЛЬНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

« МОЛОДЁЖЬ В НАУКЕ И ТВОРЧЕСТВЕ »

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ :

« ГРИГОРИЙ ПЕЧОРИН - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

« … ВЕРНО БЫЛО МНЕ НАЗНАЧЕНИЕ

ВЫСОКОЕ, ПОТОМУ ЧТО Я ЧУВСТ-

ВУЮ В ДУШЕ МОЕЙ СИЛЫ НЕОБЪЯТ-

НЫЕ »

ПОДГОТОВИЛА

УЧЕНИЦА 11 - А КЛАССА

ГЕРА АДЕЛИНА

РУКОВОДИТЕЛЬ:

КАЗАКОВА

ВЕРА ИВАНОВНА

ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ

2015 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ I. Вступление. Слово - это ветерок, который в любой момент может стать бурей.

Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда - нибудь увидел свет.

II.Основная часть. Печально я гляжу на наше поколенье. Её грядущее иль пусто, иль темно...

1. Личность и творчество Лермонтова.
2. Кто такой Герой нашего времени?
3. Сходство Печорина с Онегиным.
4. Жизненная философия Печорина.

III. Заключение. Язык и золото - вот наш кинжал и яд.

Острый язык, - словно острая сабля, можно им ранить, а можно убить! Золота пуд или золота капля, - нас заставляют их яд всё ж испить!

Здравствуйте! Меня зовут Гера Аделина, я ученица 11-А класса средней школы №23 имени Б. А. Кучера.

1.ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ: рассказать о творчестве прекрас-ного поэта 19 века Михаила Юрьевича Лермонтова. Жизнь его была мгновенна и ослепительна, как проблеск мол-нии на грозовом небе. Он прошел весь круг жизни с взлетами вдохновения и горестными разочарованиями. Лермонтов всег-да останется одной из самых героических фигур русской лите-ратуры и истории.

2. Слово -это ветерок, который в любой момент может стать бурей.

30-е годы 19 века. Самодержавная Россия. Время правления Николая I, который подавлял любые проявления вольнодум-ства. Цензура в то время была жестока и беспощадна, потому что жизнь, особенно политическая, обязана была быть тихой. Правительству нужен был штиль, а слово - это ветерок, кото-рый в любой момент может стать бурей.

Как раз в это время в литературу ворвался Лермонтов, не со-глашающийся с яростными мыслями, которые людям прихо-дилось запирать в своей голове.


3. Меланхолия и безысходность, смешивающиеся в одном со-суде с бунтарским духом и нежеланием смириться - вот, чем является творчество Лермонтова, эпиграфом к которому можно взять строки из его «Монолога»:

«Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?»

Это произведение Лермонтов написал будучи юным, пятнад-цатилетним, однако уже разочарованным в жизни и ощутив-шим обреченность своего поколения.
Его поколение - это поколение бездействующих.
Бездействие - это то, что возмущало Лермонтова, как возмуща-ло его и то, что люди умные, думающие не могли занять до-стойного места, им некуда было направить свои силы, посколь-ку вся деятельность во время правления Николая I сводилась к повиновению и прославлению самодержца.


4. Ярким примером жесточайшей цензуры стало произведе-ние «Смерть поэта», которое Лермонтов написал после гибели Александра Сергеевича Пушкина. Михаил Юрьевич подверг-ся аресту за то, что финал стихотворения Николай Iпосчитал экспрессивным и слишком революционным. Лермонтова со-слали на Кавказ, где он начал собирать материалы для став-шего достоянием русской литературы романа «Герой нашего времени».

5. Кто такой Герой нашего времени? Я считаю, что основа «Героя» - это, прежде всего, его централь-ный образ, Григорий Печорин. Листая страницы романа, человек, знающий о личности Лер-монтова хотя бы поверхностно, может подумать, что образ Пе-чорина - это образ автопортретный и, действительно, в какой-то мере он окажется прав.
Печорин и Лермонтов - это люди со схожими судьбами, срод-ными мыслями, однако же, при всей своей схожести, они совер-шенно разные.
Создавая образ Печорина, Лермонтов писал портрет современ-ного человека таким, каким он его часто встречал. И тут же этот образ был подвергнут критике многих, включая и самого Николая I. «…такую вещь читают с досадой, но все-таки она оставляет тя-гостное впечатление, потому что в конце концов привыкаешь думать, что весь мир состоит из подобных людей, у которых да-же лучшие, на первый взгляд, поступки проистекают из отвра-тительных и фальшивых побуждений», - так император отзы-вался о романе и, в частности, о самом Печорине.
6. Так чем же многим так не угодил главный персонаж «Героя нашего времени»?
Печорин - образ неоднозначный, и в этом его реалистичность. В нем нет определенно положительных и отрицательных качеств, все они переплетены в его душе так тесно, что не существуют одни без других. Он любил - а любовь его предали. Его люби- ли - и теперь уже предал он. Невозможно осудить человека за то, что в сердце у него таится боль и разочарование, которые он не может побороть. Но адресованы они не столько миру, сколь-ко самому себе. Печорин жил, не скрывая собственного Я, пу-скай оскорбленного и непринятого людьми. Кому-то он мог по-казаться жестоким, но и к нему мир был жесток. Он говорил, то, что думал, ту правду, которую считал единственной, она скользила во всех его поступках. А правда, как мы знаем, всег-да режет глаза.
Так стоит ли осуждать Печорина, каким бы неправильным он нам не казался? Стоит ли ругать Лермонтова, за то, что тот дал ему громкое имя - Герой?
Я считаю, что у нас нет такого права.

7. Дав своему произведению такое название, Михаил Юрьевич объяснил нам, что для того времени личности, подобные глав-ному герою романа, были типичным явлением. Однако, если говорить о героизме самого Печорина, то он заключается преж-де всего в том, что Григорий не пытается скрыть свои изъяны, в отличие от осуждающих его личностей, которые отнюдь не являются примерами добродетели и праведности.

«Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас их больше и в вас они чернее и позорнее, - но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которой он говорит о них», - так считал В.Г. Белинский.

И я с мнением критика соглашусь.
Вы можете осуждать его за эгоизм, но разве эгоист стал бы пре-зирать себя за все свои пороки? Разве стал бы себя за это нена-видеть?
Вы можете осуждать его за безверие, но разве желал он разоча-ровываться?
Виноват ли он в том, что та эпоха была отравой для души чело-века с пытливым и острым умом, как у него?
Виноват ли он в том, что приложить свои силы людям, подоб-ным ему, было некуда, и поэтому он был обречен на одиноче-ство и бесконечную скуку, которые могут сломить даже самого сильного человека?


8. «Лишние люди», - так говорил о Печорине и пушкинском Онегине Белинский. Они жили в разные времена: Евгений - в эпоху надежды на преобразования, которые должна принести революция, Григорий - в период «безвременья», разочарова-ния и бездействия. Они - герои разного времени, однако невоз-можно не заметить их сходства, невозможно не провести парал- лели.
Оба были из высшего общества, отличались недюжинным умом и высокой образованностью. Оба в относительно раннем возрасте разочаровались в жизни и обществе, довольно рано молодых людей посетила скука, от которой они пытались скрыться на светских мероприятиях, в объятиях дам и попыт-ках заняться наукой, потратив на это лучшие свои годы, одна-ко все было безуспешно.
Из-за скуки формируется и их взгляд на дружбу. Холодно отно-шение Григория и к Максиму Максимычу из-за печоринской «неспособности к дружбе». «От делать нечего» с Ленским во-дится Евгений. Они безразличны ко всем людям, кроме самих себя и поэтому даже женщинам, любившим их, не приносят ни-чего, кроме несчастья.
«Умные ненужности», - очень точно описал Печорина и Онеги-на Белинский, поскольку никто из них так и не смог реализо-вать себя в жизни и, устав, просто ждали её окончания. В ощу-щении своей бесполезности, ненужности и заключался их тра-гизм. «...В дорогах разница, а результат один", - так звучат сло-ва критика, с которыми я снова не могу не согласиться.
Но если Онегин мог выйти на Сенатскую площадь, примкнуть к декабристам, то Печорин жил во времена репрессий мрачного семилетия, связавшего ему руки.


9. Все печоринские пороки были обусловлены временем, в ко-тором он жил и был «лишним человеком».
Григорий был одной из тех активных личностей, которым не было места в жизни той эпохи. Не отыскав своего предназначе-ния и пустив отчаяние в свою душу, мужчина опускает руки, осознавая бессмысленность своего существования. Разочарование приводит к невозможности найти счастье.
Счастье. Ради него живет человек. А в чем заключалось сча-стье печоринское?

…«Быть для кого-нибудь причиною страдания и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насы-щенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в се-бе нашел бы бесконечные источники любви». Быть для кого-нибудь».
Быть. Будоражить чье-либо сознание одним своим существова-нием. Пробуждать в ком-то различные чувства. Быть люби-мым.
Любить.
Печорин уже не был способен на любовь к кому-то, потому что такая любовь требует жертв, на которые он не был готов идти. Он любил только себя самого и ненавидел так же за то, что не принес никому ни радости, ни пользы.


10. Недолгой была его любовь к прекрасной черкешенке Бэле. Она для Печорина была скорее игрушкой, чем объектом люб-ви. Добиваться неприступной девушки было развлечением для мужчины, а получив желаемое - сердце Бэлы - он потерял к ней интерес. Так же, как увядает любовь Печорина, увядает несчастная девушка. Когда смерть пришла к ней, она приняла её как друга, потому что не было ей жизни без теплоты офице-ра, который даже не пытался скрыть своего равнодушия.
Такая же участь «игрушки» постигла и княжну Мери. Печори-ну доставляло удовольствие насмехаться над гордостью девуш-ки, но лишь до тех пор, пока он не рассмотрел в ней что-то большее, чем просто избалованную хорошенькую девчушку. Печорину доставляло удовольствие насмехаться над гордостью молодой княжны, управлять её чувствами, меняя их от ненави-сти до сочувствия. Можно сказать, что главный герой на долгое время, если не навсегда, подорвал доверие Мери к людям, при-знавшись ей, что все его ухаживания были не более, чем игрой. Когда Мери влюбилась в мужчину, тот отверг её.

11. Единственной женщиной, к которой у Печорина были на-стоящие и глубокие чувства, пожалуй, была его давняя любовь - Вера.
Она являлась тем человеком, который знал Печорина слишком хорошо и принимала его таким, каким он был. Вера сознавала, что Григорий Александрович - глубоко несчастный человек, и понимание этого порождало в ней желание сделать офицера хоть немного счастливее. Однако это было невозможно. Печо-рину уже не приносила счастья чья-то любовь, да и его собст-венная страсть принесла Вере только боль. В прощальном письме Веры, которое она оставила Григорию перед тем, как уехать с немилым мужем, мы видим исповедь девушки, кото-рая любила и которая страдала от любви. Однако зла на свое-го возлюбленного не держала. Вероятно, эта дама навсегда ос-тавила след в печоринской душе, так как мы все можем дога-дываться насколько ценной для офицера сделало Веру её отно-шение к Григорию, но всё - таки печальным было то, что важ-ность этой девушки Печорин осознал лишь после того, как по-терял её.


12. Стоит упомянуть меткое изречение самого Лермонтова: «Язык и золото - вот наш кинжал и яд». И действительно, словом можно ранить сильнее лезвия самого острого клинка, что Печорин сделал не один раз. Но ведь не только Мери пострадала от этого! Нельзя не вспомнить, как раздосадовал он Максима Максимыча - великой, но простой души человека - и сколько боли причинил он ему своим холодным приветствием спустя пять лет разлуки.
Однако, стоит ли нам винить главного героя за то, что штабс-капитан, приняв желаемое за действительное, все эти годы счи-тал их хорошими друзьями?
Фигура Григория очень противоречива, и я думаю, что Михаил Юрьевич стремился показать в одной личности все пороки то-го времени, проявляющиеся в различных ситуациях, и именно поэтому автор показывает нам двух Печориных - об одном мы можем узнать из рассказов Максима Максимыча, а о втором - из его собственного журнала.

ИТАК, создавая образ Григория Александровича, Лермонтов ставил перед собой задачу призвать молодое поколение к борь-бе, показать ему, что значит жить без цели, объяснить, что че-ловек, который не нужен себе, не нужен никому. Поэтому мне кажется, что слова Михаила Юрьевича стали пророческими не только для его времени, но и для нынешней молодежи. «Печально я гляжу на наше поколенье. Её грядущее иль пусто, иль темно…»

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М. Долинина. « Печорин и наше время». Издательство « Детская литература». ЭССЕ. Ленинград. 1975 год.

  2. М. Долинина « Почитаем вместе Онегина». « Заметки о романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин».

  3. Информация из Интернета.



© 2010-2022