"Урок по русской литературе Моя самостоятельная жизнь (Урок раскрытия образа главного героя; работа в проблемных группах)"

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русской литературе Моя самостоятельная жизнь (Урок раскрытия образа главного героя; работа в проблемных группах)Урок по русской литературе Моя самостоятельная жизнь (Урок раскрытия образа главного героя; работа в проблемных группах)Тема. Моя самостоятельная жизнь (Урок раскрытия образа главного героя; работа в проблемных группах)

Цели: 1) формировать навыки социально-психологической характеристики главного героя; 2) развивать способности понимания, перевоплощения в главного героя; 3) постигать критерии собственного оценивания.

ХОД УРОКА

I. Обмен впечатлениями о прочитанном.

Мнение о главном герое (на основе предварительной работы с текстом)
II. Проблемные вопросы.

  1. Главный герой близок вам по возрасту, представлениям, мыслям… А всегда ли вам понятны его поступки

  2. Один из героев известного фильма «Доживем до понедельника» считает, что «счастье - это когда тебя понимают». Что значит понять человека?

ПОНЯТЬ - уметь представить себя на месте другого,

- сопереживать,

- сочувствовать,

- объяснить поступки,

- одобрить действия,

- прогнозировать поступки.

III. Выделение понятий и аспектов.

Понять человека

Оказаться в тех условиях, что и он

Попытаться быть таким, как онСубъективный аспект

Объективный аспект

IV. Работа в двух проблемных группах.

  1. Субъективный аспект

Цель: представить себя на месте главного героя (перевоплощение).

  1. Объективный аспект.

Цель: Определить и оценить условие, в которых оказался главный герой.

В процессе работы учащиеся заполняют таблицы на основе отобранного и проанализированного материала текста.

1-я группа

Цитатный материал

Качества героя

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и деревне признавался за грамотея»

Способность к учебе, старание, смекалка

«… относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагается, я тогда еще не умел»

Ответственность, серьезное отношение к жизни, взрослость

«упрямства во мне хватало на десятерых»

Твердость, упрямство, целеустремленность, стойкость

2-я группа

Цитатный материал

Условия жизни героя

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году»

Послевоенные годы, тяжелое экономическое положение.

«Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь»

Необходимость самостоятельного принятия решений.

«Я постоянно недоедал»

Голод, плохое самочувствие, дискомфорт.

Результат работы в проблемных группах представляют выступающие от групп, суммируя в систему основные качества главного героя и обстоятельства, в которых он оказался.

Вопросы и задания для групп.

  1. Близок ли вам главный герой?

  2. Можете ли вы представить те условия, в которых он оказался?

  3. Попробуйте соединить два аспекта (объективный и субъективный), тем самым представив себя на месте главного героя (перевоплощение в образ).

Работа в образе - домысливание фразы

  • С позиции главного героя, от его лица попытайтесь объяснить следующую фразу: «Я опомнился и убежал»

(Опомниться - вспомнить что-то, вернуться к ранее известному, резко изменить решение.)

Вариант ответа.

Чувство долга, ответственность, страх «оказаться ненадежным» помогают герою опомниться.

  • Слово «перевернул» звучит 4 раза.

Как вы понимаете эти слова? Подберите синонимы к каждому из них.

Варианты ответа.

  1. «Перевернул» - не согласен;

  2. «Перевернул» - не боюсь;

  3. «Перевернул» - не сдаюсь;

  4. «Перевернул» - презираю.

  • Как вы понимаете эту фразу: «Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками?»

V. Рефлексия.

А) по деятельности:

  • Как бы вы ответили на эти вопросы, готовясь к сегодняшнему уроку?

  • Изменилось ли сейчас ваше восприятие текста?

  • Как перевоплощение в образ повлияло на эти изменения?

Б) по эмоциональному состоянию:

  • Близок ли тебе образ главного героя?

  • Какие чувства ты к нему испытываешь?

В) по содержанию:

Акцентное вычитывание (выборочное чтение текста для решения той или иной читательской задачи).

Этапы акцентного вычитывания:

а) наблюдение, выделение ключевых слов и понятия текста;

б) интонационное воспроизведение (от лица главного героя);

в) комментарий, толкование, интерпретация (с позиции главного героя).

Материал для акцентного вычитывания;

  • «Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось постичь в ту осень на собственной шкуре»

  • «Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками»

По первой цитате идет обмен мнениями, вторая предлагается для письменной работы (мини-выписка)



© 2010-2022