Программа внеурочной деятельности Занимательная лингвистика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по русскому языку

«Занимательная лексика »







Ступень обучения: 5 класс

Количество часов: 34

Направление ВУД: общеинтеллектуальное

Автор-составитель: Шеметова Е.Г.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 11

г.о. Октябрьск Самарской области





Самара 2013

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………3-7

2. Тематический план …………………………………………………...8-9

3. Содержание программы …………………………………………… 9-11

4. Учебно-тематический план ………………………………………12-14

5. Планируемые результаты…………………………………………….15

7. Описание материально-технического обеспечения ………………..16













Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Занимательная лексика", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Русский язык - язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лексикики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной лексике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях "Занимательной лексика" следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения "Занимательной лексики" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.

Цель: совершенствование навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития, воспитание интереса к предмету, развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробудить потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развивать мотивацию к изучению русского языка;

  • углубить и расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру обращения с книгой;

  • формировать и развивать у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • беседы;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • проект;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

  • наблюдение;

  • викторины;

  • конкурсы;

  • путешествие;

  • соревнования и т.д….

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение стихов, рассказов, сказок.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.





Тематический план


№ п.п.

Тема

Кол-во

часов

Из них

Формы контроля

Аудитор

ные

Внеаудитор

ные

1

Значение, красота и богатство русского языка.

6

2

4

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок

2

Слово и его значение.

4

1

3

Викторина

3

Слова-близнецы.

2

1

1

Викторина

4

Слова-друзья.

3

1

2

КВН«Слова-друзья».

5

Слова-противники.

2

1

1

Игра «Слова-противники».

6

Происхождение слов.

3

1

2

Викторина «Пришли и прижились».

7

Устаревшие и новые слова.

3

1

2

Конкурс «Непонятные слова».

8

Фразеология.

3

1

2

Праздник слов

9

Общеупотребительные слова и

необщеупотребительные слова.

4

1

3

Игра «Умники и умницы».

10

Типы словарей.

1

0

1

11

Повторение.

3

1

2

Итоговая викторина «Что кроется в слове?»



Содержание программы

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины и др. Место проведения занятий - учебный кабинет, библиотека.

Богатство русского языка(6 часов)

Значение русского языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка. Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите и др. Праздник «День Вежливости». Чудесные превращения (Игры со словами). Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

Слово и его значение (4 часа)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Викторина «Угадай значение слова».

Слова-близнецы (2 часа)

Омонимы, омоформы, омофоны. Различение омонимов, омоформов и многозначных слов. Викторина «Слова-близнецы».

Слова-друзья (3часа)

Синонимы. Роль синонимов в устном народном творчестве. КВН «Слова-друзья».

Слова-противники (2 часа)

Антонимы. Игра «Слова-противники».

Происхождение слов (3 часа)

Происхождение слов (этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Исконно-русские и заимствованные слова. Викторина «Пришли и прижились».

Устаревшие и новые слова (3 часа)

Устаревшие слова. Конкурс «Непонятные слова». Неологизмы.

Фразеология (3 часа)

Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Праздник слов

Общеупотребительные слова и необщеупотребительные слова (4 часа)

Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Игра «Умники и умницы».

Типы словарей (1 час)

Типы лингвистических словарей русского языка.

Повторение (3 часа)

Повторение и систематизация знаний по лексике и фразеологии, сведений о роли языка в жизни общества. Итоговая викторина «Что кроется в слове?»

Место учебного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Лексическое богатство русского языка» для обучающихся 5 класса реализуется через занятия факультатива, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской. Программа рассчитана на 34 часа.



Учебно-тематический план

п.п.

Тема

Кол-во часов

УУД

Формы организ. занятий

Формы контроля

1

Вводное занятие. Значение русского языка.

1

Р П К

Беседа, чаепитие

2

Красота и богатство русского языка.

1

Р П К

Калейдоскоп

Творческое задание

3

«Волшебные слова».

1

Л Р П К

Беседа, исследование

Защита творческих работ

4

Праздник «День Вежливости».

1

Л Р П К

Праздник

5

Чудесные превращения. Игры со словами.

1

Р П К

Игра

Проект

6

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

1

П К

Конкурс

Конкурс

7

Слово и его лексическое значение.

1

Р П К

Наблюдение

Тест

8

Однозначные и многозначные слова.

1

Р П К

путешествие

9

Прямое и переносное значение слова.

1

Р П К

Игра

Тест

10

Викторина «Угадай значение слова».

1

Л Р П К

Викторина

Творческое задание

11

Омонимы.

1

Р П К

Наблюдение

12

Викторина «Слова-близнецы».

1

Л Р П К

Игра

Викторина

13

Синонимы.

1

Р П К

Беседа

Тест

14

Слова-друзья в УНТ.

1

Р П К

Гостиная

15

КВН «Слова-друзья».

1

Л Р П К

Игра

Творческое задание

16

Антонимы.

1

Р П К

Аукцион

Творческое задание

17

Игра «Слова-противники».

1

Л Р П К

Игра

Выставка творческих работ

18

Происхождение слов. Жизнь слова.

1

Р П К

Исследование

19

Исконно-русские и заимствованные слова.

1

Р П К

Исследование

20

Викторина «Пришли и прижились»

1

Л Р П К

Игра

Творческое задание

21

Устаревшие слова.

1

Р П К

Наблюдение

22

Конкурс «Непонятные слова».

1

П К

Игра

Творческое задание

23

Неологизмы.

1

Р П К

Заседание

24

Фразеологические обороты.

1

Р П К

Круглый стол

25

Крылатые слова и выражения.

1

Р П К

Ярмарка

Презентация

26

Праздник слов.

1

Л Р П К

Чаепитие

Творческое задание

27

Общеупотребительные слова.

1

Р П К

Телемост

28

Профессионализмы.

1

Р П К

Капустник

Презентация

29

Диалектизмы.

1

Р П К

Наблюдение

30

Игра «Умники и умницы».

1

Л Р П К

Игра

Творческое задание

31

Типы лингвистических словарей русского языка.

1

Р П К

Исследование

32

Повторение и обобщение изученного.

1

Л Р П К

Заседание

Презентация

33

Итоговая викторина «Что кроется в слове?»

1

Л Р П К

Игра

Защита проектов

34

Итоговое занятие.

1

Л Р П К

Утренник

Защита проектов



Планируемые результаты

Личностные:

  • понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;

  • уважительное отношение к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию

  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и

чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  • адекватное восприятие и понимание информации;

  • способность извлекать информацию из различных источников;



  • свободно пользоваться словарями различных типов;

  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;

  • способность правильно излагать свои мысли;

  • соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;

  • способность участвовать в речевом общении;

Предметные:

  • представление о роли русского языка;

  • освоение базовых понятий лексики;

  • проведение лексического анализа слова;

  • осознание эстетической функции родного языка.

Описание материально-технического обеспечения

Печатные пособия

1. Ахременкова Л.А. «К пятёрке шаг за шагом», 5 класс, М. «Просвещение» , 2006 год

2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.

3. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания, 2005. - 192 с. - (Методическая литература).

5. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

6. Книгина М.П. «Русский язык, 5 класс. Тесты в 2-х частях». Саратов: «Лицей», 2007 год.

7. Криволапова Н.А. «Внеурочная деятельность». Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.М. :Просвещение, 2012г.

8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

9. И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А. Коханова «Русский язык. Тренировочные задания» Москва «Эксмо», 2009 год.


© 2010-2022