Моделирование урока по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова»

Моделирование урока по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова».ФГОС включает в себя:1.Планируемые образовательные результаты-Предметные Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать специфику текста.Научиться пересказывать, правильно отвечать на поставленные вопросы используя различные средства языка средств рус­ского языка. Понимать образную сутьлитературы как искусства, прививать эстетический вкус. Уметь установить связь литера­турного произведения с эпо­хой его написания.-метапредметные-Чтение со смыслом. Индивидуальная работа и работа в группе, на­ходить и принимать общее решение. Соотношение своих действий с планируе­мым результатом, исправление своих дейст­вий. Формирование и обучение компетентности в об­ласти применения ИКТ. -личностные-Воспитание россий­ской гражданской идентичности (патри­отизм, любовь знание истории своего Отечества). Формирование целост­ного мировоззрения, учитывающего культуру.Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связиЭтап 3. ПрактикумЭтап 4. Проверка полученных результатов. КоррекцияЭтап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование урока по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова»



Общая часть

Предмет

Литература

Класс

6


Тема урока

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус. Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.

Смысловое чтение.

Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действии.

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.


Воспитание российской гражданской идентичности (патриотизм, любовь и уважение к истории своего Отечества). Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира.

Решаемые учебные проблемы


выявить художественное своеобразие стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи".

(Знакомство с историей создания и содержанием стихотворения)

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация.

Методическое назначение средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ.

Образовательные интернет-ресурсы

staroeradio.ru/audio/15466 аудио записть

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

  • Обучающие

  • Знакомство с историей создания и содержанием стихотворения

  • Развивающие

  • Развитие монологической речи учащихся

  • Развитие умения самостоятельного обучения

  • Совершенствование навыка анализа стихотворного текста

  • Воспитательные

  • Формирование нравственно - эстетических представлений учащихся

  • Воспитание индивидуального художественного вкуса

  • Воспитание личной ответственности за культуру собственной речи

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Выявление первоначальных впечатлений

- Как вы представляете картину, нарисованную поэтом в стихотворении?

- Какие краски вы бы выбрали, рисуя иллюстрации к стихотворению?

запишите ответ в тетради, используя ассоциативное рисование, а затем зачитайте свои ответы

-Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?

- К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного материала

  1. Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку учащимися самостоятельно.

2. Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Работа в группах.

а) лексическая работа

Индивидуальное задание: по «Толковому словарю» определяют значение слов «странник», «изгнанник»

- Что общего и в чем различие в значениях слов «странник» и «изгнанник»

Анализ стихотворения по строфам

Прочитайте первую строфу. Как проявляется в ней присутствие лирического «Я»?

- Какова роль метафор? Эпитетов?

Прочитайте вторую строфу. В чем особенность ее?

- Чтение третьей строфы стихотворения. Как в ней проявляется лирическое «Я»?

Методы обучения

Эвристическая беседа, работа в группах, метод творческого чтения по системе ИНСЕРТ.

Заполните таблицу

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

В основе содержания стихотворения - переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…

Тема - вопрос, которого касается автор

Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…

Идейный уровень(идея, эмоция)

Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей(если есть) - кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов(существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…

Художественно-выразительные средства

Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния(глаголы-проблемы)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает(что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки(прошлое ,настоящее, будущее)

Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис)

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …

Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка - пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения - пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…


Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Организация чтения и анализа художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Работа по группам

1 ряд готовит ответ на вопрос:

- Сформулируйте основную мысль стихотворения

2 ряд - С помощью статьи учебника «В мире художественного слова М. Ю. Лермонтова» подготовить ответ на вопрос:

«В чем особенность композиции стихотворения?»

3 ряд отвечает на вопрос:

- Как построено стихотворение?

Обобщающий вопрос: почему благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение

Методы обучения

Выразительное чтение, аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования, создание презентации

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

myshared.ru/slide/65372/

myshared.ru/theme/lermontov-prezentatsiya/18/

Форма организации деятельности учащихся

Работа с художественным текстом, участие в аналитической беседе, поисковая деятельность со словарем литературоведческих терминов.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Организация аналитической беседы.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Формирование конкретного образовательного материала

Итоговое выразительное чтение стихотворения. Выводы, наблюдения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1. Запись выводов в тетрадь. Составьте инсерт

Методы обучения

Выразительное чтение.

Основные виды деятельности учителя

Систематизация материала, обобщение.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Возвращение к теме уроков.

Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы;

качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.).

Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.).


Используемые технологии

Технология «смыслового чтения», чтение по технологии «РКМЧП».

Способы оценки на уроках

Возможно балльное или рейтинговое оценивание по результатам изучения раздела в курсе литературы 6класса


5


© 2010-2022