Урок по русскому языку Повторение лексики 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку с использованием элементов игровых технологий в 5 классе

Эти многоликие слова

(урок -повторение по теме «Лексика»)

Слово - одежда всех фактов, всех мыслей.(МГорький)

Человеческое слово стрелы острее.(пословица)

Цели:

-Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия в области лексикологии и фразеологии ; уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки.

-Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять её достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно -оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

-Личностные : положительное отношение к правильной , точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: раздаточный материал(тест, кроссворд, карточки-задания), компьютер, проектор.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (создание эмоционального настроения учащихся на восприятие материала урока)

-Отгадайте загадку:

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней. (книга, учебник)

-Отлично! А чему научил нас учебник на последних уроках?

-Правильно! Мы изучили Лексику и Фразеологию.

Тема «Лексика» -одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться.

Как удивительно точно сказал Максим Горький о слове! (СЛАЙД1 )

2. ВНИМАНИЕ! Первый этап нашего урока. Работаем с тестом по теме «Лексика»

(Каждый учащийся получает тест, в котором он должен выделить правильный ответ, грамотно сформулировать вопрос и ответить на него, а затем защитить свой ответ)(СЛАЙД2)

ТЕСТ

Задание : выделите правильный ответ. Грамотно сформулируйте вопрос и ответьте на него.

А. Что такое лексика?

1 Лексика -это наука о языке.

2.Лексика -это наука о слове.

3.Лексика - это совокупность всех слов языка.

Б Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1.Предложение

2.Звук (речи)

3.Слово.

1. Оно служит наименований действий

2.Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.

3.Оно служит наименованием предметов.

Г. Дайте определение омонимам.

1.Омонимы -это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и по написанию.

2.Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3.Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Д.Дайте определение синонимам

1. Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. Синонимы - это слова, противоположные по значению.

3. Синонимы - это слова, одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Ж. Что такое антонимы?

1. Антонимы -это слова, одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2.Аетонимы -это слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3.Антонимы - это слова , имеющие одно лексическое значение.

Ответ записан на доске в следующем виде: (появляется для самопроверки после ответов ребят) (СЛАЙД3)

А-3; Б-3; В -2; Г-2; Д-3; Ж-1.

3. Беседа. Работа с текстом.

-Учитель. А что такое язык?

( ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК ДАЁТ ОТВЕТ)

Язык -это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете. что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку.

_ Учитель. По поводу языка высказывались многие учёные, писатели. Вот слова, некоторых из них. Запишите в тетради те слова, которые понимаете.

(СЛАЙД4) 1.Слово - одежда всех фактов, всех мыслей.(М Горький)

2.Человеческое слово стрелы острее.(пословица)

3. Язык -инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть (М.Горький)

4. Работа в группах

Учитель. Внимание, ребята, второй этап урока

Работаем в группах

(Каждая группа получает задание. Выполняя его ,можно задать опросы товарищу, учителю. Даётся определённое время. Затем необходимо дать грамотный ответ .Можно устроить соревнование .Победит та группа, которая справиться со всеми заданиями в указанное время, ( 5 минут)грамотно защитит задание группы).

На доске - критерии оценки: (СЛАЙД5)

«5» баллов -ответ грамотный;

«4»балла -есть одна неточность;

«3»-2 неточности;

«0» баллов - 3 и более неточности или группа вообще отказывается от защиты.

1-я группа

Задание: Раскрыть значение слова ДОМ - в отрывке. Как называются такие слова?

Тот дом без крыши, без угла,

Согретый по - жилому,

Твоя хозяйка сберегла

За тыщу верст от дома. А.Т.Твардовский

2-я группа

Задание: Объяснить значение словосочетаний в контексте.

Сердечный человек… Глухой старик…

Сердечный приём… Глухой голос..

Сердечная мышца.. Глухой переулок..

3-я группа

Задание: Определить значение слова разбить в предложениях.

1.Петя разбил себе нос. 2.Туристы разбили палатку.3.Разбили врага наголову. 4.Лесорубы разбили участок.

4.» Определите, что Я»

Учитель. Внимание, третий этап!

(Представителям групп предлагается вытянуть жребий, чтобы определить с каким лексическим материалом будет работать группа: с омонимами, синонимами или антонимами.)

Задание 1

Указать в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными лексическими значениями. Как называются такие слова?

(СЛАЙД5)

  1. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. ( А.С.Пушкин)_ - Лекции -очень важный вид обучения.

  2. 2.Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом. (А.С.Пушкин) - Отец усовершенствовал коленчатый вал.

  3. 3.Тракторы перепахивали пар. - Пар выбивался из -под крышки кастрюли.

Задание 2

В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?

1.Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоём веселей.

2. Я к нему оком, а он боком. - Свой глаз - алмаз.

3.Что испёк, то и кушай. - Чем больше ешь, тем больше хочется.

Задание 3. (СЛАЙД 6)

Отгадать загадки. Указать антонимы.

Я антоним к слову «лето», Я антоним к слову «смех»,

В шубу снежную одета, Не от радости утех..

Хоть люблю мороз сама, Я бываю поневоле

Потому что я …(зима) От несчастья и от боли,

От обиды, неудач,

Догадались? Это ….(плач)

5.«Кто быстрее?»

Учитель. А сейчас ,внимание,- четвёртый этап. Решаем кроссворд.

(СЛАЙД7) (У каждого учащегося)

Кроссворд по теме «Лексика»

1


2


3


4


5


6


7


Задание : Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтёте общее название этих слов.

1.Горький.2.Начинать.3.Буря.4.Рухлый.5.Трудолюбивый.6.Короткий.

7.Свет.

(Ответы:1Сладкий.2.Кончать.3.Затишие 4.Плотный.5.Ленивый.6.Длинный.

7.Темнота.) (Антонимы).

Учитель. А сейчас , ребята, подведём итоги (выставление оценок )

6. Заключительное слово учителя. Мы убедились ещё раз в богатстве великого русского языка, в его огромной значимости, важности в жизни человека, разнообразии, выразительности, яркости.

Домашнее задание

*Записать предложение, расставить знаки препинания.

*Найти и выписать слово , употреблённое в переносном значении

*Подобрать к нему синоним.

(СЛАЙД8) Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал В.А.Сухомлинский.

Молодцы! Спасибо за урок!

© 2010-2022