Изучение лирики в среднем звене. (на примере изучения лирики А. А. Фета)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение лирики в среднем звене. (на примере изучения лирики А.А.Фета)


У Фета была необычайная, сложная, во многом драматичная судьба. Он все жизнь свою стремился укрепить свой социальный статус, вернуть утраченное им в отроческие годы потомственное дворянство и фамилию. Старательный офицер и деятельный помещик, Фет стал для русской литературы первооткрывателем утонченной воздушности природной лирики. Судьба преподнесла ему самый большой дар, который может преподнести поэту. Возможность жить уединенно и творить вдали от многолюдной, праздной суетной толпы. Он жил в своей прекрасной деревне, совмещая в себе две совершенно разные ипостаси- помещика и поэта. И, вероятно поэтому, его стихотворения чисты, свежи, невероятно красивы и мелодичны. С лирикой Фета необходимо знакомить учащихся именно в среднем звене. Она будет ими понята и принята.

Изучение лирики Фета в школе в среднем звене имеет очень важное значение. Одна из задач учителя- научить учеников читать его стихи, помочь им понять, что содержание выражается в форме, что отдельно содержания и отдельно формы в искусстве не существует, необходимо помочь ученикам проникнуть в многозначность поэтического слова и образа, постичь породившее их переживание или мысль поэта, сложную связь с реальной действительностью, с традициями предшественников, которым следует или от которых отталкивается художник.

Для того, что бы учащиеся умели видеть и ощущать красоту поэзии Фета можно использовать различные методы и приемы. Например, для первого знакомства с лирикой необходимо, чтобы первое восприятие стихотворения учащийся получил от выразительного чтения учителя. Для анализа стихотворения необходимо тщательно продумывать вопросы по произведению. Вопросы должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения. Вопросы педагога должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним. В процессе анализа литературного произведения необходимо углублять, расширять образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом; вырабатывать правильную интонацию чтения стихотворения;

В процессе работы над текстом можно использовать следующие приемы:

-палитра красок ( учащиеся могут в процессе работы над текстом использовать определенную цветовую палитру, которая отражала бы их восприятие данного стихотворения.)

-скрипичный ключ (учащиеся могут попытаться изобразить определенной музыкальной композицией их восприятие данного стихотворения)

-стань поэтом ( учащиеся могут попытаться сочинить две-четыре строчки стихотворения, созвучного авторскому.)

-конкурс на лучшее прочтение стихотворения.

-составить свой сборник из понравившихся стихотворения и проиллюстрировать его.

Обращенность души к природе как к величайшей тайне и к спасительной разгадке - характерно в стихах Афанасия Афанасьевича Фета. Он очеловечивает природу, видит в природе существо одухотворенное и мыслящее. Фет окликает природу по именам: не дерево, а тополь или береза; Не цветок, а ландыш; не птицы, а грачи, чибисы. У Фета природа живет своей собственной, глубокой , таинственной жизнью. Афанасия Афанасьевича ценили и ценят сейчас как певца природы, который раскрывает её жизнь, чувства с необычайной зоркостью и эмоциональностью.

Для того, чтобы поддерживать в классе необходимый эмоциональный фон, учитель необходимо заранее подобрать музыкальную композиции, созвучную стихотворению и картины с описанием природы, в которых бы нашло отражение стихотворение.

Фет стремится не только показать изменения в природе, показывая большие промежутки времени ( весна, лето, осень, зима), а старается указать и на их переходный период. Вот, например, приметы наступающей весны.

«Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути,

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,
Сквозя, берёзник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.»

Такая четкость и точность понятна школьникам среднего звена. По приметам, описанным в стихотворении, они учатся анализировать произведения. Нужно обратить внимание учащихся на то, при помощи каких изобразительно-выразительных средств рисуется та или иная картина природы. Можно поговорить о выборе красок для иллюстрации того или иного фрагмента.

«… А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло

От лип душистым медом тянет

И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.»

Фет любил точно описывать определимое время суток, приметы той или иной погоды.

Урок можно начать с наблюдения погоды или природного явления за окном. Можно соотнести видимое и описанное Фетом. Анализируя стихотворение, учащиеся увеличивают свой словарный запас, учатся выражать свои мысли, развивается воображение, речь, учатся выразительно читать стихи, правильно расставляя смысловые и тактические акценты.

У Фета острое восприятие природы. Его природа, точно в первый день творения. Маршак отмечал: « Природа у него- точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ…»

Если у Некрасова природа тесно связана с трудом человека и с человеческими нуждами, то у Фета природа -объект художественного восторга, эстетического наслаждения.

Некрасов Н.А

Умирает весна, умирает,
Водворяется жаркое лет

Сердит муха, комар сноровляет
Укусить, - всё роскошно одето!



Осязательно зреющий колос
Возвышается вровень с кустами.
По росе долетающий голос
Из лесов словно пахнет грибами..».

Фет А.А.

Как здесь свежо под липою густою-

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

Сравнивая на уроке два этих отрывка, учащиеся среднего звена овладевают навыками анализа, сравнения литературного произведения, учатся находить отличия, учатся по определенным особенностям и по манере сочинительства отличать одного автора от другого, видеть особенности каждого автора.

Работая над выразительным чтением стихотворения , необходимо обращать внимание и на личное, собственное восприятие учащимся стихотворения. Работая над рифмой, тактом, системой стихосложения , паузами и логическими ударениями надо обращать внимание на те эмоции, которые испытывает учащийся в данный, конкретный момент. После совместного анализа, разбора стихотворения можно попросить учащихся выразить свои эмоции. То может быть художественная зарисовка, песня или рассказ о своих впечатлениях. На дом можно задать творческое задание- проанализировать понравившееся стихотворении, сочинить свое, проиллюстрировать стихотворение, составить компьютерною презентацию на понравившиеся стихи или по своим впечатлениям о них.

Одной особенностью лирики Фета является его очеловечивания природы. Природа у Фета помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке.

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!...

Человек глядит на природу и сам познает свои возможности. Природа- мудрый советчик человека и его лучший наставник. В стихотворениях Фета нет зарисовок. Он в своих лирических стихах не описывает природу, а передает чувство, которое она вызывает; в восприятии природы у него раскрывается жизнь человеческой души.

Природность, естественность-главное завоевание лирики Фета.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветет.

Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека. Люди у Фета как природа, а природа, как люди.

Древние говорили: поэтами не рождаются. А Фет действительно родился поэтом. Его гениальность заключается в том, что он сумел отыскать в реальной повседневности поэтическое. Самую существенную сторону таланта Афанасия Афанасьевича составляет необыкновенно тонкое, поэтическое чувство природы. Большая часть поэтов любит воспроизводить только самые эффектные , сильные явления природы; у Фета, напротив, находят себе отзыв самые обыденные, которые пролетают мимо нас.

Я считаю, что изучая лирику Фета, учащиеся легко смогут научиться анализировать лирические произведения, так как в его лирике они легко узнают пейзажи центральных областей России, те, что окружают их практически с рождения.



© 2010-2022