Факультатив Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

Факультатив "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста" по русскому языку предназначен для обучающихся 11-х классов. Доминирующей идеей программы факультативного курса является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции. Новизна программы: -                     в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа; -                     в предоставлении большого...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа факультатива «Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста» по русскому языку для 11 класса составлена по программе Н.Г. Гольцовой в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных школ Министерства образования (методическое письмо Департамента Государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2005г. № 03 - 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»), базовый уровень, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Доминирующей идеей программы является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

В методике есть два главных вопроса - чему и как учить. И оба они особенно актуальны для факультатива «Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста», который опирается на данные таких филологических дисциплин и чисто прикладных предметов, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи. Предлагаемая программа имеет большое значение для формирования у учащихся готовности «к творческой преобразующей деятельности», приобщения школьников к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающих выработать «самостоятельность мышления», для формирования мировоззренческих идей, умения отстаивать свои убеждения, т.е. для формирования личности.

Новизна программы:

  • в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;

  • в предоставлении большого количества разнообразных заданий;

  • в отборе предложенных для анализа текстов с точки зрения нравственного и эстетического воспитания учащихся;

  • в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании текстов;

  • в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста на образец, написание собственного текста.

Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность программы (это вопрос о том, как учить) проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен так, что практически не требуется домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.

Цели программы:

научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

оказать помощь в формировании нравственной позиции;

способствовать интеллектуальному развитию ученика.

Цели и задачи образовательной области:

теоретические:

освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникатив­ных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельно­сти, речевом этикете;

развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

практические:

  • совершенствование коммуникативных умений;

  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Применяемые технологии: технологии исследовательской деятельности учащихся; технологии проблемного обучения; информационные.

Методы и приёмы:

  • проблемное изложение учителем (в форме лекции или беседы) теоретического материала;

  • самостоятельные наблюдения учащихся над текстом;

  • совершенствование рукописи;

  • рецензирование и редактирование;

  • сообщения учащихся;

  • устные высказывания различного характера (рассказы, отзывы, рецензии, доклады);

  • презентации.

Дидактические материалы:

  • тексты произведений разных статей;

  • газетные жанры;

  • образцы редакторской правки;

  • карточки с примерами цитирования;

  • сочинения - интервью учащихся;

  • словари различных типов;

  • каталожные карточки;

  • медиаресурсы.

Диагностика усвоения программы:

  • составление сборника тем (эпиграфов) сочинений;

  • выпуск бюллетеня;

  • составление тезисов устного высказывания (устное сообщение);

  • составление планов к сочинениям на литературную тему;

  • отзывы - заметки дискуссионного характера;

  • отзывы о художественных произведениях;

  • конкурс на лучший устный рассказ;

  • написание сочинения;

  • создание презентаций.

Основное содержание программы составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выра­зительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста - рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, риторикой.

Роль программы в образовательном маршруте учащегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

  • овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

  • способен работать над разнообразной информацией;

  • может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;

  • способен аргументированно доказать собственную точку зрения.

Планируемый результат.

По окончании изучения данного курса учащиеся должны иметь представление:

  • о коммуникативной функции языка;

  • о литературном языке как основе художественной литературы;

  • о языковых нормах и их признаках;

знать:

  • смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

  • стили речи и их признаки;

  • особенности жанра рассуждения;

  • признаки текста и его функционально смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка;

  • основные нормы речевого этика;

уметь:

  • различать стили речи;

  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

  • вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

-определять авторскую позицию, корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;

  • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, выражать собственное мнение;

  • свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

  • создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

  • осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать её в творческой работе;

  • применять полученные знания в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения.







Список литературы


  1. Чичерин А.В. Устная речь как искусство. - М., 2009;

  2. Сиротина О.Б.Современная разговорная речь и её особенности.- М., 2009;

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи.-М., 2000;

  4. Славкин В. Русский язык для всех. - М., 1998;

  5. Горшков А.И. Русская словесность.-М.,1997;

  6. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.- М., 1996.

  7. Пишем сочинение вместе. (Учебное пособие для выпускников школ и абитуриентов. - С.- Петербург, 2007);

  8. Н. Алдакаева. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку.// Русский язык в школе. - 2001- №6;

  9. В.Н. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. - М.,2000;

  10. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. - М., 2002.







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

программы

Тема занятия

Кол-

во

часов

Дата

по

плану

Дата

по факту

Содержание

Речевая

практика

Учебно-методическое обеспечение

Повторение

Домашнее задание





1-2

Основные задачи и цели курса.

Основные задачи и цели курса.

Основные требования к творческой работе.

2


Знакомство с основными целями и задачам.

Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Формулировка

проблем

исходного

текста. Записи о

критериях

оценки.

Распечатанный исходный текст для анализа.

Аллегория

Аллитерация

Анафора

Анализ текста А.Алексина

3-4

Композиция

сочинения.

Сочинение - это текст. Композиция сочинения. Единство содержания и формы.

2


Сочинение - это текст.

Композиция сочинения. Вступление и его виды.

Вступление (зачин) - начало письменной работы

Основная часть

(развёртывает

вступление).

Заключение

(концовка,

завершающая часть) и его виды. Единство содержания и формы.

Вариант возможного текст - сочинения на отдельных листах

Материалы для практической работы. riash.ru/

Антитеза

Антонимы

Архаизмы

Анализ текста Л.Лиходеева

5-6

Цитирование. Назначение цитат.

Цитирование как особая форма передачи чужой речи. Как сделать цитату частью текста.

2


Цитирование как особая форма передачи чужой речи. Как сделать цитату частью текста. Употребление цитат с точки зрения содержания и стиля высказывания.

Устное сообщение на тему «Анализ устного высказывания» (такого - то лица).

Презентация учителя «Как сделать цитату частью текста?» Ноутбук, проектор.

Бессоюзие

Гипербола

Градация

Анализ текста К. Паустовского

7-8

Рассуждение - один из типов речи.

Рассуждение - один из типов речи.-Как

2


Как строится текст - рассуждение и каковы основные требования к его построению? Отличие от описания и повествования.

Понимание

прочитанного

текста.

Выявление

авторской

позиции.

Выражение

собственной

позиции.

Материалы для практической работы. Текст К.

Паустовского «Есть

неповторимые

истины...»

Ноутбук, проектор.

hi - edu.ru/e-

dooks/xdook 142/01 / ihde x.htm/

Инверсия

Ирония

Историзмы

Анализ текста

Д.Гранина

9

Основные аспекты анализа текста.

Тема, проблема текста. Авторская позиция. Аргументы.

1


Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

Дискуссия о «выдвижении» кандидата на соискание Г осударственной премии России: писателя, поэта, художника.

Высказывания писателя Игоря Волгина о безграмотной речи. Творческие задания.

Каламбур

Литота

Метафора

Анализ текста

К.Паустовского

10-11

Анализ текста

художественного

стиля.

Работа с одним текстом по разным проблемам.

2


Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Чтение текста и

выполнение

заданий.

Д.С. Лихачёв. «Культура и совесть». Карточки- рассуждения.

Метонимия

Полисемия

Многосоюзие

Анализ текста Д.Гранина

12-14

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

3


Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Использование цитат. Оформление работы.

Создание

собственного

текста.

Текст

К. Паустовского «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась...» riash.ru/

Неологизм

Анализ текста В.Короленко

15-17

Обучающее сочинение по тексту публицистического характера

Основные черты и функции

публицистического

стиля.

Создание

собственного текста.

3


Функции стиля. Сфера применения. Основные черты стиля. Языковые особенности. Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Использование цитат. Оформление работы.

Выражение собственной позиции по вопросам - проблемам. Создание собственного текста.

Материалы для практической работы. А.А. Адамович, Д.

Гранин. «Блокадная книга».

Оксюморон

Олицетворение

Анализ текста

И.С. Тургенева

18

Отзыв как разновидность школьного сочинения.

Особенности сочинения - отзыва.

1


Особенности сочинения - отзыва. Элементы жанра отзыва.

Создание отзыва о выбранном эпизоде из просмотренного фильма(или прочитанной книги)

Фрагменты фильма по повести М. Булгакова «Собачье сердце». Компьютер, проектор.

Омонимы

Параллелизм

Парафраза

Анализ текста В.Распутина

19

Эссе как

разновидность

очерка научного,

исторического,

публицистического

характера.

Жанровые и языковые особенности эссе.

1


Особенности сочинения - отзыва. Элементы жанра эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе

Жанровый анализ текста эссе.

Фрагмент из «Книги отражений»

И. Анненского. avduo.com/

Паронимы

Парцелляция

Плеоназм

Анализ текста Д.Гранина

20-21

Литературные

заготовки

Записные книжки как форма литературных заготовок.

2


Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение.

Собирание материала к сочинению по личным наблюдениям.

Образцы записных книжек

Риторический вопрос

Риторическое обращение

Синекдоха

Анализ текста К.Паустовского

22

Рецензия как разновидность критической статьи.

Понятие рецензии. Стили речи в рецензии

1


Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Языковые средства в рецензии. Формы рецензии.

Определение основной мысли фрагментов рецензий и средств её воплощения.

В.Ф. Одоевский. Заметка о Базарове.

Синонимы

Сравнение

Тавтология

Анализ текста Ф.Кривина

23-24

Рецензирование творческой работы.

Рецензия - один из жанров школьного сочинения. Сочинение - рецензия по тексту Д.С. Лихачёва «Любовь к родному краю...».

2


Как писать рецензию?

План рецензии творческой работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Рецензия на фильм

«Невыносимая лёгкость бытия»

Д.С. Лихачёв «Любовь к родному краю...»

Троп

Умолчание

Анализ текста

Н Дубинина

25-28

Рецензирование и редактирование творческих работ.

Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с

использованием

рекомендаций

учителя.

4


Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Чтение текста. Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам. Устное и письменное сочинение на основе

прочитанного

текста.

Д.С. Лихачёв. «Культура и совесть»

Презентации

учащихся.

Компьютер,

проектор.

riash.ru/

Фигура речи

Фразеологизм

Анализ текста В.Распутина, Ю.Нагибина, Ю.Лотмана

29-31

Самостоятельная творческая работа над текстами.

Тема текста. Проблема.

Авторская позиция. Аргументы. Сочинение - рецензия по предложенному тексту с

рекомендациями

учителя.

3


Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Аргументы. Корректное изложение

собственного мнения по проблеме.

Корректное изложение собственного мнения по проблеме.

Ч. Айтматов.

«Предание

говорит...»

Сочинения - рецензии учащихся.

Эвфемизм

Экспрессия

Анализ текста Ф.Кривина,

А.М.Горького

32-35

Устное

рецензирование творческих работ.

Устное

рецензирование творческих работ.

4


Представление

сочинений-рецензий,

презентаций

учащихся.

Представление

сочинений-

рецензий,

презентаций

учащихся.

Творческие работы учащихся.

Ноутбук, проектор.

Эпитет

Эпифора

Анализ текста



© 2010-2022