Методический материал Модульное обучение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология модульного обучения

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением

А. Дистервег.


Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний.В условиях внедрения ФГОС неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и могли анализировать.

Мой опыт работы с модульными технологиями показывает, что данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:

  • повышать сознательность и прочность усвоения знаний учащимися,

  • вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;

  • прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;

  • готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразованием.

При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно.

Школьники имеют возможность осознать себя в деятельности,самим определить уровеньосвоения материала, увидеть пробелы в умениях и знаниях, исправить их.

Оно опирается на теорию развивающего обучения. Реализация её требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. При модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Очень многое модульное обучение использует из программированного обучения. Это, во-первых, планирование действий каждого ученика в определённой последовательности; во-вторых, опора на активность. В качестве основы выделяется модуль, который включает в себя законченный блок информации,целевую программу действий и советы учителя по успешной её реализации. При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации. В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатываю модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание заключается в определённые блоки. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и самостоятельность действий; в-третьих, учёт индивидуализированного темпа обучения,формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний

Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий. Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени обученности. Учебный материал разделён на тематические блоки, каждый блок укладывается в жёсткие временные рамки. Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жёсткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения владения содержанием модуля. На выполнение модуля учащимся даётся определённое времяпо освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных УЭ. Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством элементов. В каждой перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала. Обязательными учебными элементами является технологическая карте: фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется поэтапно:

1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка перед каждым учащимся индивидуальных задач и целей, промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит учитель, экспертный, т. е. контроль учителя

2. Контроль знаний: «входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы,материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой

Примером такого подхода к созданию блока могут служить уроки русского языка по теме: «Односоставные предложения».Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:

  • комплексное применение знаний;

  • обобщение и систематизация знаний;

  • изучение нового материала;

  • контрольныйурок.

Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» - это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1 - 3 уроки - выучка учащихся по базовому стандарту). Или наоборот - 1 - 4 уроки модульные, а 5 - 6 - традиционные. Так построены уроки по теме: « Односоставные предложения» в 8-ом классе. «Предложения определенно- личные», «Предложения неопределенно- личные», «Предложения безличные», «Назывные предложения.»

При конструировании уроков малыми блоками (3-4 час) части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течение всего модуля. Технология модульного обучения имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества работы по технологии модульного обучения состоят в том, что осуществляет

-дифференцированный подход в обучении,

-возможность использования различных видов деятельности: индивидуальной, работа и парах, в группах;

-накопление материала к выпускному сочинению;

-подготовка к ЕГЭ (часть С );

-повышение уровня качества обученностиучащихся;

-повышение мотивации в изучении предмета;

Такая технологи помогает развиватьобщеучебные умения и навыки:

- внимательного чтения;

-умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

-умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;

-исследовательское умение участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;

-навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;

-умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;

-умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс "конструирования" модулей позволяет "отсечь" все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал. Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учитель большое внимание уделял формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями только те, которые имеют навык самостоятельной работы. Некоторые ученики не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому я работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым такие навыки

Модульное представление учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися. Можно разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков литературы и русского языка по темам и блокам: уровень 1- прочитать, запомнить, пересказать, написать. Вставляя буквы и знаки препинания; уровень 2- ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся, выполнить усложнённые задания по русскому языку; уровень 3 - выполнить творческое задание Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.

Так на уроке по древнерусской литературе из « Поучений Владимира Мономаха» дети получают задания разных уровней для анализа :учащимся1-ой группы нужно прочить выразительно текст, подумать« В чем смысл «поучений Владимира Мономаха»,какие из них кажутся им необходимыми сегодня». Ребята 2-ой группы читают текст « Поучения Владимира Мономаха», составляют конспект основных «поучений Мономаха». Учащиеся 3-ей группы пишут короткое «поучение», обращенное к своему знакомому.

Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала. Модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями: с технологией проблемного обучения, технологией проектного обучения, критического мышления, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся,

развиватьсамостоятельную поисковую деятельность учащихся в сочетании с систематическим усвоением ими готовых выводов науки.

© 2010-2022