Программа курса по выбору «Основы журналистики» подзаголовок «Комплексный анализ публицистического и художественного текста и сжатое его изложение»

Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков: ·          писать изложения разных видов ·          читать текст и анализировать его содержание ·          выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка. Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

пгт Ильского МО Северский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол №1

от 30 августа 2013 года

Председатель педсовета

___________Рыбина Н.Н.


ПРОГРАММА

курса по выбору учащихся по русскому языку


«Основы журналистики

(Комплексный анализ публицистического и художественного текста

и сжатое его изложение)»


II вида


Ступень обучения (класс) 9 класс основное (общее) образование

Количество часов 17 Уровень базовый

Учитель Зуева С.В.


Программа II вида составлена на основе программы для 5-9 классов "Основы русской словесности (От слова к словесности)" (автор Р.И. Альбеткова), "Развитие связной речи. 5-9 класс" (автор Е.И.Никитина): ("Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы". Сост. Л.М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

  • писать изложения разных видов

  • читать текст и анализировать его содержание

  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Поэтому курс по выбору «Основы журналистики» имеет подзаголовок «Комплексный анализ публицистического и художественного текста и сжатое его изложение».

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и выполнения задания С1.

Задачи курса по выбору:

  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;

  • совершенствование умения анализировать предложенный текст публицистического и художественного текста

  • совершенствование умения сжато излагать текст.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • Самостоятельный отбор материала;

  • Проведение практикумов;

  • Работа с пакетами КИМов;

  • Написание изложений

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания,

-уметь анализировать предложенный текст и писать сжатые изложения

знать:

нормы литературного языка (лексические, грамматические).

уметь:

  • понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • понимать основную мысль прослушанного текста;

  • понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • подробно и сжато излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • интерпретировать информацию звучащего текста и прочитанного текста;

  • комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

  • умение определять средства связи предложений в тексте;

  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1

ЛИТЕРАТУРА

Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.

Подготовка к ГИА-2010: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

Львова С. И. ГИА 2008. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс - М.: Эксмо, 2011.

Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. - М.:Экзамен, 2011.

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 от «26»августа 2011г.

заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО

______________Зуева С.В.

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________

«29» августа 2011г.



Согласовано

заместитель директора по УВР

____________Сулейманова Н.Н.

«29» августа 2013 года

Краснодарский край


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

пгт Ильского МО Северский район




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

курса по выбору учащихся по русскому языку

«Основы журналистики

(Комплексный анализ публицистического и художественного текста

и сжатое его изложение)»






Класс 9

Учитель Зуева С.В.

Количество часов: 17 часов; в неделю 1 час во 2 полугодии.


Планирование составлено на основе рабочей программы II вида Зуевой С.В., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 30 августа 2013 года


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса по выбору учащихся по русскому языку «Основы журналистики

(Комплексный анализ публицистического и художественного текста

и сжатое его изложение)»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение в курс. Изложение. Виды изложений

1


Способы и приемы компрессии текста.

1


Написание сжатого изложения

2


Анализ письменных работ

1


Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

1


Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

1


Практикум

1


Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1


Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1


Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

1


Практикум

1


Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1


Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

1


Практикум Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

2


Анализ письменных работ

1


ИТОГО

17


© 2010-2022