Сжатие текста Практикум. Подготовка к ОГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПРИЁМ УПРОЩЕНИЯ

УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

- слияние нескольких предложений в одно,

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена сложноподчинённого предложения простым,

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением),

- замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место - оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)

Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского - Рудый Яр.

2. Прочитайте текст.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!

Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги - это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова)

Сократить текст вдвое.

Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги - это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)

3. Прочитайте текст.

Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

Изложите содержание текста простым предложением.

Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.

4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)

Постройте сложное предложение с разными видами связи из 2 и 3 .

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

5. Прочитайте текст.

На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К. Г. Паустовский)

Запишите два простых предложения.

На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы.

6. Прочитайте текст.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах.

Запишите его содержание с помощью сложноподчиненного предложения.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в сёдлах. (А. Волков)


© 2010-2022