Педагогическое исследование: Формирование навыка чтения

Тезисы. Я работаю в специальной коррекционной школе более 16 лет. Все ребята, которые приходят учиться в нашу школу, испытывают трудности при обучении чтению, а некоторые с трудом запоминают буквы. В последние десятилетия XX в. у потребителей информации возникла острая необходимость в увеличении скорости её обработки. В связи с этим понятие «темп чтения» получило дополнительное значение. Традиционное чтение имеет ряд недостатков: это отсутствие внимания, отсутствие гибкой программы чтения, то е...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

г. Губкинский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VII ,VIII видов».

мкр. 11, д. 138, г.Губкинский, ЯНАО, 629830
Код 34936 телефон 5-78-52 E-meil:
[email protected]

ОКПО 48737968, ИНН 8913001915, лицевой счёт 007020081




Педагогическое исследование:

Формирование навыка чтения у младших школьников с отклонениями в развитии


интеграция педагогического опыта и анализа имеющейся литературы по данной теме



Автор работы:

Учитель начальных классов:

Шутова Светлана Алексеевна

Почтовый адрес:

629830, Ямало-Ненецкий АО,

г. Губкинский, мкр. 11, д. 138

МБОУ «СКОШ»

Домашний адрес:

629830, Ямало-Ненецкий АО,

г. Губкинский, мкр.14, д.11, кв.7

Телефон: 89044550435

г. Губкинский

2014 год

Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Декарт.

В последние десятилетия XX в. у потребителей информации возникла острая необходимость в увеличении скорости её обработки. В связи с этим понятие «темп чтения» получило дополнительное значение.

Если на предыдущем этапе существования письменности как источника информации, длившемся несколько тысячелетий, темп чтения менялся незначительно, то в настоящее время скорость восприятия текста разными читателями может значительно отличаться.

Это объясняется успешными разработками специалистов в области создания методов быстрого чтения. Таким образом, процесс чтения разделился на два направления: традиционное и быстрое.

Понятие «традиционное» стало синонимом чтения медленного, но не вызывающего особых сомнений в качестве усвоения прочитанного. Использование метода быстрого чтения потребовало ответа на вопрос: не ухудшилось ли качество понимания материала?

От решения этого вопроса зависела судьба нового направления.

Общепризнано - Толстой, Чернышевский, Горький и Марк Твен читали со скоростью 1000 и более слов в минуту. Скорочтение - не удел избранных. Стоит сразу сказать правду о компьютерных методиках обучения скорочтению - дорога в скорочтение не легкая прогулка, как это может показаться из компьютерных методик, а трудная перестройка мозга.

Чтение - это вид умственной деятельности, и ни о каких особых "секретах" для него не может быть и речи. Все гораздо сложнее. В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации. Традиционное чтение имеет ряд недостатков: это отсутствие внимания, отсутствие гибкой программы чтения, то есть когда все тексты читаются одинаково медленно.

Л.С. Выготский в 1931году писал: " Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения". С чем же это связано? Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты, то мозг "справляется" с обработкой за полминуты. Что же он делает остающиеся полторы минуты? Не делать ничего мозг не умеет, т. к. процессы происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока глаза бегают по строчкам? В это время создаются непроизвольные ассоциации. Например, ученик читает учебник географии; встретилось ему слово "море". Глаза продолжают двигаться по строчке, губы шевелятся…

Со стороны посмотреть - очень напряженно ученик работает. На самом деле мысли его очень далеко: на внутреннем экране мелькает цепочка непроизвольных ассоциаций: море, пляж, песок, волны, чайки, солнце, прохладный ветерок… Мысль автора при таком чтении рвется на куски, не воспринимается как целое. Нарушается ее плавность, логичность. Усваивается она поверхностно, запоминается плохо. Случается так, что, дочитав до конца страницы, многие с изумлением обнаруживают, что не помнят ни единого слова. (Как говорится по-русски: «Смотрю в книгу, а вижу -…»).

Освоение техники быстрого чтения представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления. Рост скорости чтения происходит за счет формирования новых навыков обработки информации.

Само слово "скорочтение" пришло к нам из США и укоренилось, хотя правильнее другие названия, такие как динамическое чтение, активное чтение, рациональное чтение.

Что такое скорочтение?

Скорочтение - это значительно более совершенный и продуктивный метод чтения, позволяющий решить проблемы со вниманием и запоминанием, которые возникают у многих людей, а также значительно повысить скорость чтения. Способ чтения, присущий большинству людей, которому нас обучили ещё в детстве, далеко не самый оптимальный. Какой способ лучше, чем он лучше, и как ему обучиться - на все эти вопросы отвечает скорочтение.

Изучая литературу, я пришла к выводу: чтобы идти в ногу со временем коллективы школ должны позаботиться о качестве обучения, т.к. высокие результаты в образовании подрастающего поколения могут быть получены только на основе грамотно организованного образовательного процесса. Многие задумываются над тем, как повысить качество образования в школе? Задумалась и я.

Я думаю, что первый шаг к улучшению качества образования состоит как раз в обучении оптимальному чтению. И тогда дети будут читать быстро, осмысленно и будут успевать. Так что, всё зависит от нас, от профессионализма, от нашей любви к детям и веры в конечный успех обучения. Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все одновременно учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать.

В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Вот почему одной из основных задач обучения младших школьников на современном этапе является обучение чтению.

Чтение - это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздаёт опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение человека, организовывает его, может изменять и совершенствовать личность.

Кроме того, чтение предполагает общение с автором и слушателями (при чтении вслух), общение с самим собой: своего отношения к описываемому, осознание собственного "я", т. е. становление и развитие личности.

И поэтому необходимо каждому учителю научиться применять методику обучения оптимальному чтению на своем уроке. Для этого важно изучить методические рекомендации И.Т.Федоренко, В.Н.Зайцева, изложенные в литературе: "Подготовка учащихся к усвоению новых знаний", "Педагогические условия оптимизации подготовки учащихся к усвоению новых знаний", "Резервы обучения чтению". Применение методических рекомендаций дает возможность даже наиболее слабых в педагогическом отношении детей научить быстро читать.

Я работаю в специальной коррекционной школе более 16 лет. Все ребята, которые приходят учиться в нашу школу, испытывают трудности при обучении чтению, а некоторые с трудом запоминают буквы.

Изучая литературу по проблеме формирования навыков чтения у детей с ЗПР, я пришла к выводу, что у значительного количества школьников с ЗПР обнаруживаются специфические нарушения чтения - дислексии. Мнения исследователей о причинах нарушения различны: незрелость сложных форм поведения, несформированность отдельных психических функций и процессов, участвующих в становлении письменной речи, недостаточность межполушарных взаимодействий и, как следствие, взаимодействий отдельных анализаторов.

Практически все исследователи говорят о трудностях формирования навыка чтения у детей с ЗПР. Но в настоящее время нет разработанных методик по формированию навыка чтения в коррекционной школе. В процессе обучения чтению детей данной категории и я столкнулась с трудностями, поэтому вынуждена была отказаться от традиционной методики обучения чтению. Обучая чтению школьников с ЗПР, я разработала свою систему формирования навыка чтения, где я обобщила всю информацию по этой проблеме и адаптировала для конкретных учеников с трудностями в обучении. Разработанная мною система обучения чтению приносит свои результаты. Каждый раз, выпуская учеников из начальной школы в среднее звено, я с удовлетворением констатирую, что скорость чтения у моих учеников соответствует норме общеобразовательной школы.

По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации и установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, а также низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Понимание учащимися смысла прочитанного тормозят отсутствие беглости и правильности чтения, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп).

Обучение чтению учащихся с нарушениями развития в младших классах ведется в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и направлено на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития. Известно, что успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе.

Задача педагога, обучающего чтению детей с нарушениями развития, - сформировать у них прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, приобщить детей к миру художественной литературы, к работе с книгой; развить образное мышление, воспитать нравственные качества.

Коррекционная работа с такими детьми ведётся в разных направлениях. Целенаправленно развивается их устная речь. Формируются основы грамоты, осваиваются графические образы букв. После их освоения дети переводятся на послоговое, а затем и на слитное чтение. Одновременно ведётся работа над пониманием прочитанного.

Формирование навыков чтения оценивается по следующим параметрам:

  • понимание прочитанного,

  • объём прочитанного,

  • способ чтения,

  • скорость (беглость) чтения,

  • правильность чтения,

  • выразительность.

Научить детей быстро читать можно путем решения промежуточных задач:

  • научить правильному дыханию при чтении;

  • увеличить объем слуховых и зрительных восприятий и угла зрения;

  • сформировать устойчивое внимание;

  • предупредить регрессии при чтении;

  • пополнять словарный запас;

  • развивать артикуляционный аппарат.

Многолетний опыт убедил меня, что очень важно следить за правильностью чтения - чтением без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребёнок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. Чтобы предупредить эту трудность я использую ряд упражнений:

  • при изучении букв мы завели альбом, где рисовали картинки, соответствующие изученной букве;

  • работа в парах - нарисуй пальчиком букву на ладошке соседа, отгадывание буквы тем же способом;

  • конструирование букв из ниточки, пластилина, картона;

  • чтение и запоминание скороговорок, чистоговорок;

  • упражнение "Найди такую же";

  • разгадывание изографов;

Помогают хорошо запомнить графический образ букв изографы. Дети с увлечением разгадывают изографы и даже пытаются сами придумать новые. (См. прилож. № 1).

У многих учащихся начальных классов слабо развит артикуляционный аппарат, они говорят тихо и невыразительно, поэтому полезно все уроки, без исключения, начинать со скороговорок, чистоговорок, регулярно проводить артикуляционную гимнастику. (Прилож. №2) Скороговорки и чистоговорки, подобранные грамотно, позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе и заикание, и картавость, и шепелявость, и гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса (Прилож. № 3).

С первых уроков изучения согласных букв я применяю графические схемы (дуга, точка, чёрточка). Дуга - это согласная с последующей гласной, т. е. слог - слияние. Точка - это согласная без последующей гласной или согласная с мягким знаком; чёрточка - гласные звуки, которые надо потянуть. Когда этот механизм усвоен, дети переходят к чтению слоговых таблиц, слов, предложений и текстов (Прилож. № 4,5).

Если говорить о правильности чтения на втором этапе, когда ребёнок читает по слогам и целыми словами, то здесь возникают ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Ограждая в будущем детей от этого, на самых первых уроках использую:

  • упражнение на развитие внимания "Перепутанные линии";

  • упражнение для формирования умения сосредоточиться;

  • упражнения для тренировки внимания;

  • упражнения для развития у детей периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно по несколько слов).

В последнем случае я использую упражнения с буквенными и слоговыми пирамидами, таблицами Шульте, предложенными к использованию А. Т. Степанищевым.

Отсутствие внимания - ещё одна причина низкой скорости чтения. При отсутствии внимания слова читаются с искажением, а текст запоминается плохо или не запоминается вообще.

Для развития внимания я использую следующий вид работы: учитель читает новый текст, одновременно с этим дети зачёркивают заданную букву, слушают учителя и запоминают текст; после чтения учителем - ответы на вопросы и проверка, все ли буквы были зачёркнуты - работа в парах. (Прилож.№6);

Для того чтобы читать бегло важно уметь правильно дышать: в начале каждого предложения делать вдох и читать на выдохе, тогда ребёнок не будет останавливаться чтобы сделать вдох в середине предложения, что увеличивает темп чтения.

Над правильностью дыхания я работаю при помощи дыхательной гимнастики. В начале каждого урока чтения ученики хором или по одному произносят:

Как у горки на пригорке

Жили тридцать три Егорки…

Делается вдох и на выдохе произносится - Раз Егорка, два Егорка,.. и т.д.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, то необходимо ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Подключить к этой работе желательно и родителей.

  • Многие люди, порой сами того не замечая, делают возвратные движения глаз, то есть читают один и тот же текст 2-3 раза. Это совершенно излишне, замедляет скорость чтения и нарушает структуру усваивания текста.

  • Артикуляция, то есть проговаривание текста. Некоторые проговаривают текст про себя, бормочут, шевелят губами. Однако для того, чтобы прочитать и понять какой-либо текст совершенно необязательно его проговаривать. Всего лишь отключив проговаривание, вы сможете читать быстрее в разы.

  • Малое поле зрения. Обычно человек охватывает глазом максимум 2-3 слова. Однако возможности человека гораздо шире, чем кажется. Возможно сразу охватывать целую строку, абзац и даже страницу.

Данные аспекты необходимо контролировать учителям и родителям учащихся.

Формируя навык чтения, как техническую его сторону, так и смысловую, уже в первом классе (со 2 четверти) в конце урока использую детские стихи. Дети, даже не умеющие читать или плохо читающие, с помощью тренировок зрительно и на слух запоминают буквы алфавита, улавливают темп, ритм стиха и со второго раза не только правильно следят по напечатанному тексту, но и запоминают. На одно стихотворение, как правило, я определяю от 1 до 3 уроков. Это не только помогает в формировании навыка чтения, но и даёт возможность детям узнать и выучить много хороших стихов, развивает кругозор даже слабоуспевающего ученика (ведь во многих детских стихотворениях есть познавательные моменты, которые побуждают к чтению).

Формируя смысловую сторону чтения, обращаю внимание на то, что перенос ударения с одного слога на другой может изменить значение слов, перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл одной и той же фразы.

При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием - мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста.

Наблюдения также показывают, что выпускники начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения, допускают ошибки при чтении.

Антиципация - это прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, антиципация или предвосхищение - т.е. смысловая догадка. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Применение новых приёмов позволяет улучшить качество чтения.

Чтобы дети читали быстро и осмысленно, использую методику, которая способна обеспечить темп чтения. В основу её положены труды харьковского методиста И. Т. Федоренко. Применение этих методических рекомендаций даёт возможность даже наиболее слабых педагогическом отношении детей научить быстро читать. Так, устные упражнения, называемые речевая разминка по технике чтения, я провожу три раза в неделю. Это даёт возможность существенно увеличить скорость чтения как вслух, так и про себя. Применяю чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации (подготовки) к быстрому и осознанному чтению, позволяет не допускать регрессии (обратного движения глаз для уточнения, прочитанного): чем их больше, тем ниже темп.

Приём "Буксир" использую в 3 - 4 кл.: на максимальной скорости организую быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке. Для этого готовлю карточки с текстом в 10 - 20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. По движению карандаша слежу, чтобы скорость чтения была достаточно высокой. Для организации работы на "Буксире" класс разбиваю на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчётом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается.

Я регулярно фиксирую успехи ребёнка, сравниваю показатели скорости чтения за определённый промежуток времени, тем самым слежу за динамикой скорости чтения.

Чтобы дети читали осознанно, могли пересказать прочитанное, все слова в тексте должны быть им понятны. Знакомлю с толковыми словарями. На этом же этапе использую ряд упражнений на развитие внимания и логического мышления: работа с анаграммами (расшифруй слова и найди лишнее) (Прилож.№ 7);

Итак, понимание прочитанного требует от ребёнка соответствующего этому возрасту словарного запаса, умения грамотно строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями. Работа с деформированными текстами повышает осмысленность восприятия, формирует умение грамотно строить грамматические конструкции. (Прилож.№ 8); Таким образом, осознанность, её глубина определяются не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познаёт ребёнок, тем лучше развивается и его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и тем глубже осознание прочитанного. Вот почему, работая над формированием такого компонента навыка чтения, как осознанность, особое внимание я уделяю развитию речи учащихся.

Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Она является одним из компонентов навыка чтения. Научить и научиться читать выразительно достаточно сложно. Но, не смотря на сложность уже на начальных этапах обучения можно учить ребёнка выразительному чтению.

Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз (логико-грамматических, психологических и ритмических - при чтении стихотворений), эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания. Определяем интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, стараемся читать достаточно громко и внятно.

Учащимся начальной школы бывает трудно подобрать определение для интонации, поэтому из ряда 5 - 6 слов предлагаю им выбрать подходящее, также использую пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из них принадлежат слова из данного произведения. Разные виды работ над текстом также способствуют развитию навыков выразительного чтения. Это и чтение по ролям, и инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, а также задание найти и прочесть предложение (отрывок) с заданной интонацией: вопросительной, восклицательной, просящей и т. д.

Для формирования навыка выразительного чтения я регулярно провожу речевые разминки. (Прилож.№ 9);

На уроках чтения учу детей не только читать и пересказывать, но и анализировать произведения, уметь найти его главную мысль, делать выводы, давать характеристику героям, оценивать их поступки.

На каждом уроке во 2-4 классах провожу минутку "жужжащего" чтения. Минутка "жужжащего" чтения должна быть направлена не только на развитие скорости чтения, но и на формирование умения анализировать произведения, уметь находить его главную мысль. А для этого нужно, чтобы ученик действительно читал, а не делал вид, что читает. Моя задача создать ему для этого все условия. Учитывая возможности каждого ученика, я давала ребёнку такой текст, который он должен был бы попытаться успеть прочитать за одну минуту. Считаю, что если ребёнок ясно видит конечную цель своей работы, то и работа спорится (в данном случае чтение). И моё открытие в этом способе чтения дало свои результаты. Дети не просто читают, а стараются успеть дочитать за отведённое время текст до конца. (Прилож.№10)

Работа учителя по обучению чтению должна быть регулярной и обеспечить приобщение детей к искусству художественного слова, эстетическое и нравственное развитие. Ведь дети чутки к истинно художественной литературе. Научить ребёнка читать - великая дидактическая задача. Приобщение ребёнка к самостоятельному знакомству с художественной и научно-популярной книгой позволит уменьшить растущее негативное влияние телевидения, видео, кино, компьютерные программы и обеспечить расширение кругозора маленького человека, обогащение его личности.

И действительно, "привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать"

Сесиль Лупан.

Для учителей я разработала памятку:

1. Начни урок чтения с дыхательной гимнастики или речевой разминки.

2. Следи, чтобы ученики при чтении не допускали регрессий (обратного движения глаз).

3.Вырабатывай навык антиципации. (Умение угадывать 2-3 последующих слова на основе усвоенного содержания, по началу слова, угадать по контурам.)

4.Используй разные виды чтения:

  1. жужжащее чтение;

  2. чтение в темпе скороговорки;

  3. чтение про себя;

  4. многократное чтение;

  5. чтение за диктором;

  6. чтение в парах: быстро читающий и слабо.

Библиографический список.


  1. М.В.Исаева. Развитие памяти и скорочтения. - М.:РИПОЛ классик, 2005.

  2. Н.А.Зайцев. Письмо. Чтение. Счет. - СПб: Лань, 2000.

  3. В.А.Киселева. Некоторые аспекты формирования навыка чтения у детей с ЗПР. //Научно-методический журнал «Дефектология», 2007, №6.

  4. Научно-методический журнал «Дефектология», 2004, №4.

  5. Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика».

  6. Научно-методический журнал «Практическая психология и логопедия».

  7. Материалы Интернет-ресурса: festival1september.ru

Приложение № 1 . Изографы.

Педагогическое исследование: Формирование навыка чтения

Педагогическое исследование: Формирование навыка чтения

Педагогическое исследование: Формирование навыка чтения

Педагогическое исследование: Формирование навыка чтения

Приложение №2.Общий комплекс артикуляционной гимнастики.


Названия носят игровой характер.

«Заборчик». Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы не слишком широко улыбнуться губами. Сохранить положение до пяти секунд.

«Трубочка». Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Сохранять до пяти секунд.


«Заборчик-трубочка». Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.


«Блинчик». Широкий, распластанный и неподвижный язык положить на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.

«Накажи непослушный язычок». Выполняется только при невозможности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в четвертом упражнении и «пошлёпать» его верхними губами и зубами, при этом «пя-пя-пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.

«Лопатка». Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение до пяти секунд.

«Иголка». Округлый, острый язык несильно высунут изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.

«Лопатка-иголка». Немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Нижняя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое положение около секунды.

«Маятник». Попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки.

«Качели». Попеременно прикасаться кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука [з]. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранить каждое положение в течение одной секунды.

«Маляр». Рот приоткрыт. Облизывать языком по круг верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть неподвижна.

«Ванька-встанька». Рот приоткрыт. Максимально широкий язык, загибая вверх кончик, сначала прислонять к основанию верхних резцов затем, загибая вниз кончик - к основанию нижних резцов. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Сохранять каждое положение по одной секунде.

Приложение №3.Скороговорки.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого.

Сенька с Санькой вез Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.

Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каж­дом уроке добавлять новую.


У страха глаза велики - пуганая ворона куста боится.

От топота копыт пыль по полю ле­тит.

То курьера курьер обгоняет в карь­ер.

Только бык-тупогуб никуда не спе­шит, у дороги лежал, головой лишь мо­тал, бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Тенъ-тенъ-потетенъ, выше города пле­тень. Слушайте, кому не лень, сказку не­былицу про красную девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтыва­ла, да не выболтала, а дала Ромаше сыво­ротку из-под простокваши. Но Ромаша свое на уме: ел, не ел, а за столом проси­дел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Чистоговорки.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Со-со-со - у Вовы колесо.

За-за-за - уходи домой коза.

Цо-цо-цо - на руке кольцо.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.

Приложение № 4 . Прочитай слоги.

а

с

и

о

у

ы

ю

я

б

ба

бе

би

бо

бу

бы

бю

бя

в

ва

ве

ви

во

ву

вы

вю

вя

г

га

ге

г и

го

гу

гы

по

гя

д

да

де

ди

до

ду

ды

дю

дя

ж

жа

же

жи

жо

жу

жю

жя

з

за

зе

зи

зо

зу

зы

зю

зя

к

ка

ке

ки

ко

ку

кы

кю

кя

л

ла

ле

ли

ло

лу

лы

лю

ля

м

ма

ме

ми

мо

му

мы

мю

мя

н

на

не

ни

но

ну

ны

но

ня

п

па

пе

пи

по

пу

пы

пю

пя

р

ра

ре

ри

ро

ру

ры

рю

ря

с

са

се

си

со

су

сы

сю

с я

т

та

те

ти

то

ту

ты

тю

тя

ф

фа

фе

фи

фо

фу

фы

фю

х

ха

хе

хн

хо

ху

хы

хю

ц

ца

це

ци

цо

цу

цы

ч

ча

че

чи

чо

чу

ш

ша

ше

ши

шо

шу



щ

ща

ще

щи

щу


шар

рыба

груша

спички

крыльцо

шум

волк

крыло

бумага

пустыня

Аня

ноты

сумка

тюлень

рубашка

Ира

кеды

парта

люстра

тюльпан

Ася

дыня

полка

радуга

духовка

Оля

пули

папка

шнурок

ударный

сом

бусы

крупа

крючок

круглый

кот

Лена

школа

вулкан

бабушка

бор

Ната

шкура

бамбук

дедушка

бык

Гена

ручка

кактус

стрелка

рот

Вера

шляпа

тронул

красный

гол

Нина

точка

трудна

слышали

гул

куры

бочка

рубили

журавль

вой

мама

майка

голуби

встреча

вол

корм

крыша

жмурки

книжный

пол

тигр

марка

страус

игрушка

вес

розы

буфет

улитка

кукушка

нос

грач

почка

кузнец

букашка

ель

муха

вишня

журчит

фуфайка

дом

рот

кухня

отруби

дружный

дым

смех

чашка

хищный

каркнул

дно

волк

лампа

глупый

любимый

ком

бант

брюки

коршун

зубастый

ива

барс

хвост

радуга

клубника

кол

брат

горка

трубил

стройныйПриложение № 5 . Прочти, выделяя голосом, ударный слог.

Приложение № 6. Вычеркни буквы.

Педагогическое исследование: Формирование навыка чтения


Приложение № 7. Анаграммы.

т р ё д й в ы

я м г к й и

к р й к п е и

о к л в

к р в и о й

Приложение № 8.

Прочитай текст, меняя местами буквы в словах.

лОрё.

дОжнады седос ваИн ригорГьевич с тоохы прёсин ролёнка.

хотОник скаразывалс, точ лоёр ледает гознед ан ласках и сивокых ревьдеях. У лаор шойболь люкв, гумочие рыльяк, трыеос тогки. доКга роёл мастривывает обдычу, но патри в дозвухе. моПот мнекам дапает зивн и вахтает бодычу.

руДзья.

лашПри азми с лоходными травеми и кустречими заромимо. сёВ крумог крыполось боглуким негосм, а урек васкол длё. И котоль ан редисене кире тасовалась рошикая лыпонья, дег лавапла раСея каШей. точУку сточа венащали её язьруд - зыцай. язьДру готиусли тоучку снымиле и левопыми годаями. деЗсь лаыб рубниска, лиамна, бианря и люквак. акК шихоор тиэ гояды.

моЗий

кинуНалась изма ан резвей. поЗарошила гонемс опял, азвалила гросубами елса и сопылает озмор аз розомом. еН супигались ривез. каБел в пледу кирешо рытзёг, кайза гыпрает, сятгрее, а шаилод в лыптёх вахлех онсе утюж, лойпо ютпь. розоМы оп ромаёз стомы трояст. А барым опд ровклей щёе лепте.

снаВе

ступиНала анвес. гуБет, чаржут чьиур оп варогам. Сёв чеяр нид. чаТуми жируклись рачиг анд рытсами латвимё. леЛиат в беен и гидруе тпицы. неСг ласт хрылый, лытяжёй, и ламо гое лоста. воДечки бразались ан масую вехрушку малхо, дег ганес ен болы. уТт зелям ладомоя, упхачая. лекоДа-кодале мнетел в матуне елс.етЛят, етлят нарпетые.

Приложение № 9. Речевая разминка.

Когда заболела нога у коня,

Тогда заболела нога у меня…

Когда у кошки болело ушко,

Мне тоже больно было немножко.

А сегодня была переменка,

Я упал - заболела коленка.

И вот у кровати мама стоит,

И у мамы коленка болит.

Э. Мошковская.

  • Прочитай «жужжащим» чтением;

  • прочитай с интонацией удивления;

  • прочитай с вопросительной интонацией;

  • прочитай сердито, радостно, выразительно.

Приложение № 10. Тексты для чтения 2-3 класс. (Время чтения - 1 минута)

До свидания!

Завыл ветер. Поднялась пурга. Наш корабль отплывал. Я пошёл прощаться с пингвинами. Нигде пингвинов не нашёл. Остались от них снежные бугорки. Копнул я бугорок ногой. Бугорок зашевелился. Выскочил пингвин, закричал на меня, заругался. В пургу пингвины ложатся на камни. Их заносит снегом. Они лежат в снежных домиках. (49)

Летчик спас людей.

Высоко летел самолёт. Внизу лётчик увидел поезд. Вдруг пилот заметил впереди размытый путь. Лётчик дал машинисту сигнал о беде. Поезд сразу остановился. Люди вышли из вагонов на дорогу. Самолёт покачал крылом и улетел. Вскоре пришла ремонтная бригада. Путь исправили. Поезд вовремя прибыл на станцию. (47)



Бедная ласточка.

Из ближних рощ подуло холодом. Съёжились и опали листья… Из туч полил мелкий осенний дождь. Его струйки падали с крыш. Они глухо стучали по земле. Маленькая ласточка осталась одна. Её сестры улетели на юг. Улетела в тёплые страны и мать. У ласточки болело крыло. Кто согреет её в холодную ночь? (54)

Ручей и ромашка.

Выросла на лугу ромашка. На высоком стебле зацвёл цветок. Он был похож на маленькое солнышко.

Пришло жаркое лето. Высохла земля. Склонила жёлтую головку ромашка.

Недалеко журчал ручеек. Жалко ему стало бедняжку. Побежал он к ней, запел, заиграл. Напоил ручеек землю. Подняла головку ромашка, улыбнулась. «Спасибо!» - сказала она ручейку. (51)

На ковре самолете.

Разверни свёрнутый осенний лист. Иногда там увидишь целую компанию насекомых. Они собрались в лист на зимовку. Нередко сухой лист становится для насекомых ковром-самолётом. Резкий осенний ветер уносит листок очень далеко. Крепко вцепились в лист насекомые. Они улетят на нём в новое место. (45)


© 2010-2022