Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»

Цель. Познакомить с понятием  хронотопа, сформировать  представление  о нём, развить  навыки  литературного  анализа  художественного  произведения, расширить  культурологический  аспект учащихся.   Информация  для  учителя. Урок - беседа  проводится  после  изучения творческого  наследия писателя и самостоятельного  прочтения повести.(Свои  отзывы о произведении  студенты выполнили письменно – это  было  домашнее  задание. Самые  интересные  должны  быть  зачитаны   на  уроке  перед беседой).  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №1.

ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА

Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»

Цель. Познакомить с понятием хронотопа, сформировать представление о нём, развить навыки литературного анализа художественного произведения, расширить культурологический аспект учащихся.

Информация для учителя. Урок - беседа проводится после изучения творческого наследия писателя и самостоятельного прочтения повести.(Свои отзывы о произведении студенты выполнили письменно - это было домашнее задание. Самые интересные должны быть зачитаны на уроке перед беседой). В его структуру включены элементы практической работы по определению хронотопа в произведении. На протяжении всего урока идёт непосредственная работа с текстом повести. Основные положения беседы записываются.

Для оформления урока используется М/М, где заранее подготовленная группа рассказывает о моделях хронотопа и сопровождает демонстрацией на слайдах (изображения византийского храма, готического, православного, фрагменты усадеб, улиц городов и кварталов).

Другая группа работает с Толковым словарём и находит определения сюжета, системы характеров, пейзажа, портрета, вводных эпизодов.

Понятийный аппарат: эссе, отзыв, проза, жанр, публицистика, эпистолярный, рассказ, повесть, хронотоп.

План

1. Понятие хронотопа.

2. Специфика и значение хронотопа в повести «Надинька».

ХОД УРОКА

Учитель. В последнее время при анализе художественного произведения считается важным принимать во внимание такое качество, которое обозначается понятием ХРОНОТОП. Само понятие введено в обиход известным учёным М.М.Бахтиным («Формы времени и пространства в романе// М.М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики.- М.,1975) и означает определённое соотношение пространства и времени . Хронотоп присущ любым произведениям, но наиболее продуктивно его рассмотрение при анализе эпических произведений. Хронотоп проявляется во всём -

  1. в сюжетном действии,

  2. бытовых деталях,

  3. пейзаже и портрете,

  4. речи героев и повествователя, где всё связано с пространством и всё обусловлено временем. Ведь пространство - это место, где протекает жизнь персонажей с их бытом, обстановкой, манерой поведения и т.п. А время - это, во-первых, историческое время, определяющее структуру жизни любого круга людей в тот или иной период; во-вторых, реальное, бытовое время жизни героев, его длительность, напряженность; в-третьих, время повествования, т.е. рассказывания о происшедшем.

? Какова же специфика и значение хронотопа в повести Н.Кукольника «Надинька»?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним о чём это произведение, затем зачитаем ваши отзывы (проверка домашнего задания).

В повести рассказывается о судьбе молодого человека по имени Евгений. Поэтому масштабы сюжета и степень детализации быта и природы как главных показателей хронотопа мотивируются в первую очередь местом жизни и пребывания этого героя и характером его отношений со средой. Для Евгения такой средой являются города Вена, Неаполь, Рим и окружение, состоящее из художников, архитекторов, скульпторов, которые «любят Евгения и принимают живое участие в его положении». Среда характеризует героя с одной стороны. Попадая же в родные пенаты, наш герой показывает себя и с другой стороны. Этому способствует новая среда, точнее, давно забытая, домашняя.

Восприятие художественного произведения - сложный процесс, требующий особой активности, воображения и мышления читателя. При чтении мы воспринимаем, прежде всего, текст (слова, предложения, абзацы). На основе этой «внешней» формы произведения (словесного уровня) мы мысленно, в своём сознании, достраиваем «внутреннюю» форму, т.е. воображаем некий художественный мир, представляем себе тот фрагмент действительности, о котором говорится в тексте.

Не случайно литера туру называют иногда «говорящей живописью». Но есть и одно очень важное отличие в принципах изображения художественного мира в словесном мире от живописи: образ на картине художника мы непосредственно видим, во всех деталях и полноте, а образ мира при чтении литературного произведения возникает в нашем воображении, он - невеществен, нематериален. Поэтому словесный образ менее отчётлив, но зато - более свободен, раскован и, главное, показывает движение, развитие, изменение во времени какого- то человека, предмета, ситуации. Главное отличие художественного пространства - времени от объективного заключается в том, что это время и пространство человека. Именно человек , его состояние, духовный мир, является центром произведения; пространство и время в произведении передают нам не объективную картину внешнего мира, а картины субъективных миров.

Как мы уже отмечали выше, идею зависимости художественного пространства - времени от человека разработал М.Бахтин. Он показал, что возможно двоякое сочетание художественного мира с героем произведения:

а) мир может изображаться извне героя, как его окружение, «фон», «объективно», пластично и живописно поданный, «от автора»;

б) мир может изображаться так, как он видится герою, т.е. «изнутри», «глазами» героя, как его кругозор; такой мир более проникнут субъективностью героя, его мыслями, чувствами, поступками.

Первая учебная ситуация

Учитель. Вторая группа работала с Толковым и Литературоведческим словарями и предложит нам определения литературоведческих терминов. Без них мы не сможем полно характеризовать хронотоп, поэтому

для создания пространственно-временного образа мира в арсенале литературы существуют специальные художественные формы ( дополняем понятийный аппарат):

Сюжет - течение событий.

Система характеров - социальные связи человека.

Пейзаж - окружающий человека физический мир.

Портрет - внешний облик человека.

Вводные эпизоды - события, вводимые в течение сюжета по аналогии или по контрасту с основным действием.

Вторая учебная ситуация - сообщения студентов о моделях хронотопа(сопровождается презентацией)

Характер художественного времени и пространства отражает те представления о мире, которые сложились в быту, в религии, в науке, в философии определённой эпохи в жизни общества. Модели хронотопа имеют поэтому культурологический смысл. Например,

византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю;

Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька» Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька» Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»

готический шпиц выражает собой неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады;

Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»

купола-луковицы православных церквей, которые жаром горят, символизируют духовное горение, молитвенный подъём, имея образ пламени свечи заостряющегося кверху.

Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»

Другой пример:

перпендикуляры и перспективы улиц Петербурга воплощают идею созидания, преодолевающего природные аморфные стихии; напротив,

кривые переулки и кольцевая застройка старой Москвы свидетельствует о том, что город рос «природно», естественно, как дерево растёт, прибавляя каждый год кольцо и ветви. Не менее показательно для мироощущения людей устройство жилого пространства, дома. Таковы «милое Замоскворечье», Обломовка, Лукачёвка, где живут родные Евгения Лукачёва и не дождутся его приезда. Такое открытое, обжитое пространство дома и родины соответствует патриархальным, доброжелательным, родственным отношениям людей, изображённым в повести.

Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»Конспект урока по литературе на тему ЛЕКЦИЯ - БЕСЕДА Анализ хронотопа в повести Н. Кукольника «Надинька»

ЗАЧИТАТЬ В ТЕКСТЕ ФРАГМЕНТЫ ПОВЕСТИ, РАССКАЗЫВАЮЩИЕ ОБ УСАДЬБЕ.

В литературе используются довольно устойчивые «топосы», т.е. типологические модели, имеющие древние значения, коренящиеся в мифах, но каждый раз по-новому, индивидуально- неповторимо проживаемые (осваиваемые) автором и героем. Это хронотоп дороги и порога, хронотоп города, хронотоп сада, леса, степи, хронотоп территории и др. Например, в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» основным мотивом является мотив дороги. Возможно рассмотреть образ дороги в произведении. Дорога - универсальная форма организации пространства.

Дорога придаёт пространству векторную направленность, целеустремлённость. Путь - движение литературного героя в этом пространстве и времени, как бы «реализация» дороги. Главное в пути - поиск и достижение цели. Человек должен быть готов к пути, быть творческой, инициативной личностью.

НАЙТИ В ТЕКСТЕ ФРАГМЕНТЫ РАССУЖДЕНИЙ ГЕРОЯ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДОРОГЕ

Герои пути - это Одиссей и Илья Муромец, Печорин и Пьер Безухов. Важно иметь в виду два момента:

во-первых, насколько полно путь героя реализует «дорогу»;

во-вторых, способствует ли странствование героя его нравственному совершенствованию, становится ли его путь дорогой к самому себе и к людям, жизненным путём ( Путь Петруши Гринёва и Чичикова).

ЗАЧИТАТЬ ФРАГМЕНТ ВСТРЕЧИ С РОДНЫМИ МЕСТАМИ

В отличие от динамического хронотопа дороги хронотоп территории, например провинциального городка или усадьбы) статичен, ограничен и отграничен от всего иного; как правило, в нём есть центр и периферия (окраина). Он способствует не открытию нового, а сохранению традиций, преемственности поколений ,стабильности образа жизни.

Третья учебная ситуация

Учитель. Рассмотрев особенности хронотопа дороги и территории, остановимся на определении хронотопа усадьбы в повести по предложенным приметам. После подведения итогов о функциях хронотопа, класс распределяется на три варианта и каждый вариант определяет одну из трёх функций в произведении письменно. Затем варианты ответов зачитываются.

? Каковы же характерные признаки пространства и времени в хронотопе усадьбы

Лукачёвых?

Находим по предложенным вопросам приметы хронотопа.

Отграниченность от всего остального мира (ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА)

«Домашний» образ жизни, уютный и обжитой (ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА)

Время циклично, движется по кругу природного календаря (ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА)

Устойчивость, статичность мира, обусловленная повторяемостью событий и властью традиций (ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА)

ПОДВЕДЁМ ИТОГ И НАЗОВЁМ ТРИ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ХРОНОТОПА

  1. Через художественное пространство и время выражается мироотношение определённой культурно- исторической эпохи. Действие разворачивается не в пустоте, а в каком -то пространстве, имеющем признаки исторической эпохи; в дворянской усадьбе или в вагоне метро, в Обломовке или Лукачёвки или в окопах Сталинграда… Эпоха «безвременья» выражена в круговой композиции стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», а в культуре советского периода господствовала утопическая идея ускорения хода времени ( лозунг «Пятилетку - в четыре года!»).

  1. Через художественное пространство и время выражается авторская эстетическая оценка действительности. Например, в повести «Олеся» А. Куприн любовно рисует могучую красоту леса, а в повести «Молох» металлургический завод показан как царство хаоса, дьявольский мир грохота и угара. Так выразилось неприятие Куприным бесчеловечного противоестественного технического прогресса, пожирающего людей.

  1. Образы времени и пространства выполняют

психологическую функцию, раскрывают душу, мысли и чувства героя, его митроощущение. Описание пространства и времени соответствуют состоянию героя.

Домашнее задание. Письменно определить хронотоп территории (время пребывания героя в Италии).

© 2010-2022