- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка по русскому языку и культуре речи
Методическая разработка по русскому языку и культуре речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Папшева М.А. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Раздел: МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Тема: «СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 1
(базовой подготовки)
Купино, 2016
Рассмотрена на заседании предметной цикловой
методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам,
общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и естественно-научному циклу
Протокол № _____ от «_____» _________20____г.
Председатель ПЦМК: _____________
Автор - составитель: преподаватель русского языка и литературы высшей категории
Папшева М.А.
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Служебные части речи». В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения самостоятельно добывать знания и работать с имеющейся информацией.
Используются следующие методы и приёмы: проектная технология, практические грамматические задания, опрос, тест, работа с текстом, редактирование, конструирование, работа по карточкам, проблемный вопрос, самостоятельная работа.
Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студента в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Освоение содержания темы «Служебные части речи» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-Л6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
-М3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
предметных:
- сформированность понятий о служебных частях речи и применение знаний о них в речевой практике;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Служебные части речи»
Тип занятия: усвоения новых знании.
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Цели занятия:
Образовательная:
- продолжить сформировывать понятие о служебных частях речи и применение знаний о них в речевой практике;
- развивать навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью при употреблении служебных частей речи.
Развивающая:
- совершенствовать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
Воспитательная:
- формировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации.
Междисциплинарная интеграция:
Русский язык и культура речи
Русский язык и литература
В
Служебные части речинутридисциплинарная интеграция:
Раздел: Морфология и орфография
Химия,
Методическое обеспечение занятия: учебники. Презентация. Раздаточный материал. Таблица «Правописание НЕ с различными частями речи»
Перечень литературы:
1 Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: 2012
2. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М.: 2014
3. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М.: 2014
4. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. - М.: 2013
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№
Этапы занятия
Цель
Время
1
Организационный этап
(проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии)
Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность
2 мин
2.
Актуализация опорных знаний
- Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» - «Служебные части речи». Давайте вспомним самостоятельные части речи. Сколько их? Назовите их, какие морфологические признаки есть у каждого части речи?
- Лингвистическая разминка
Обозначьте части речи в предложениях:
Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.
Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.
Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию
10 мин
3
Целевая установка. Мотивация учебной деятельности (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости)
Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног.
- Восстановите текст, используя слова нужной части речи.
- Можно ли обойтись без служебных частей речи?
- Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы
10 мин
4.
Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами)
Приложение 1
Формирование теоретических знаний
15 мин
5.
Физкультминутка
Снятие напряжения с мышц шеи, верхних
конечностей
3 мин
6.
Самостоятельная работа студентов
Приложение 2 (Проектная деятельность)
Индивидуально - групповая методика обучения.
Преподаватель организует и контролирует выполнение проектных заданий
30 мин
7.
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала
(проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений)
Приложение 3
Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
15 мин
8.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
(объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)
Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
5 мин
Приложение 1
Усвоение новых знаний
Служебные части речи
Предлог
Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги выражают различные отношения:
1. пространственные;
2. временные;
3. причинные.
Непроизводные и производные предлоги
Предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.
Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.
1. Предлоги:
напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;
вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течениесуток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств;
благодаря дождю, несмотря на болезнь.
2. Самостоятельные части речи:
Наречие:
живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду
Имя существительное:
положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.
Деепричастие:
благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.
Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).
Морфологический разбор предлога
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.
Союз
Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).
Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы делятся на три группы:
1. Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;
2. Противительные: а; но; да (в значении но); однако же; зато;
3. Разделительные: или; или... или; либо; то... то; не то... не то.
Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:
1. Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
2. Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
3. Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
4. Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
5. Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;
6. Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;
7. Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.
Морфологический разбор союза
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.
Приложение 2
Самостоятельная работа студентов
1. Творческий проект - 1 группа:
Практическая работа по созданию рекламных текстов:
- Один из самых известных авторов американской рекламы Х.Олдос считает, что легче сочинить 10 правильных сонетов, чем одно хорошее рекламное объявление. А знаете ли вы, как называется профессия людей, занятых в рекламном бизнесе? Это копирайтеры, рекламные агенты.
- Предлагаю вам самим выступить в роли копирайтеров и выполнить творческое задание по созданию рекламы на тему " Служить бы рад..."
- Перепишите эту памятку в тетрадь.
Примерный план составления рекламы.
- Необычное броское название.
- Содержание рекламы (можно рисунки).
- Наименование организации или лица, подавшего рекламу.
2. Информационный проект- 2 группа :
Паспорт текста «О пользе знаков препинания» А.Каневского.
1.Озаглавить текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выпишите из предложения №2 прилагательное.
7. Выпишите из предложения №4 наречие.
8. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.
9.Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.
10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.
1. Тема текста: знаки препинания
2. Идея: значение знаков препинания в речи
3.Тип текста: повествование
4. Стиль текста: художественный
5. Попроще
6. Тихо
7. Его (личн.), ничто(отриц.), он (личн.), всему(опред.),
8 . Берегите
3. Исследовательский проект- 3 группа:
Частота использования самостоятельных и служебных частей речи в тексте.
Служебные части речи
частицы
предлоги
союзы
Формообразующие: бы
Пространственные: за,
в, на, в, через, к, у, до
Сочинительные: и, или
Модальные: даже, еще
Подчинительные: где
Отрицательные: не, ни
Всего: 16
Самостоятельные части речи
Прилагательные
Наречия
Местоимения
Существительные
Числительные
Глаголы
Всего:
Приложение 3
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала
1. Внимательно прочитайте. Подсчитайте, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.
1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей прозой и печальным предзнаменованием.
2. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.
3. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.
Всего 59 слов. Служебных 16 (27%), самостоятельных 43 (73%). Значит, служебные части речи играют значительную роль в предложений.
2. Распределить слова, данные в карточках на 2 группы
(чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже)
Самостоятельные части речи Служебные части речи
Приложение 4
Критерии оценивания творческих проектов обучающихся
Критерии оценки проекта
Содержание критерия оценки
Количество баллов
Актуальность поставленной проблемы
(до 5 баллов)
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?
От 0 до 1
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?
От 0 до 1
Верно ли определил автор актуальность работы?
От 0 до 1
Верно ли определены цели, задачи работы?
От 0 до 2
Теоретическая и \ или практическая ценность
(до 5 баллов)
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.
От 0 до 2
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области
От 0 до 2
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость
От 0 до 1
Технологический процесс
(до 2 баллов)
Целесообразность применяемых техник
От 0 до 1
Соблюдение технологии использования техник
От 0 до 1
Качество содержания проектной работы
(до 8 баллов)
выводы работы соответствуют поставленным целям
От 0 до 2
оригинальность, неповторимость проекта
От 0 до 2
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы
От 0 до 1
есть ли исследовательский аспект в работе
От 0 до 2
есть ли у работы перспектива развития
От 0 до 1
Оформление работы
(до 8 баллов)
Титульный лист
0т 0 до 1
Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов
0т 0 до 1
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений
0т 0 до 2
Информационные источники
0т 0 до 2
Форматирование текста, нумерация и параметры страниц
0т 0 до 2
Итого:
28
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
А. Каневский
1. Творческий проект - 1 группа:
Практическая работа по созданию рекламных текстов:
- Один из самых известных авторов американской рекламы Х.Олдос считает, что легче сочинить 10 правильных сонетов, чем одно хорошее рекламное объявление. А знаете ли вы, как называется профессия людей, занятых в рекламном бизнесе? Это копирайтеры, рекламные агенты.
- Предлагаю вам самим выступить в роли копирайтеров и выполнить творческое задание по созданию рекламы на тему " Служить бы рад..."
- Перепишите эту памятку в тетрадь.
Примерный план составления рекламы.
- Необычное броское название.
- Содержание рекламы (можно рисунки).
- Наименование организации или лица, подавшего рекламу.
2. Информационный проект- 2 группа :
Паспорт текста «О пользе знаков препинания» А.Каневского.
1.Озаглавить текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выпишите из предложения №2 прилагательное.
7. Выпишите из предложения №4 наречие.
8. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.
9.Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.
10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.
3. Исследовательский проект- 3 группа:
Частота использования самостоятельных и служебных частей речи в тексте.
1. Внимательно прочитайте. Подсчитайте, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.
1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей прозой и печальным предзнаменованием.
2. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.
3. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.
Всего 59 слов. Служебных 16 (27%), самостоятельных 43 (73%). Значит, служебные части речи играют значительную роль в предложений.
2. Распределить слова, данные в карточках на 2 группы
(чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже)
Самостоятельные части речи Служебные части речи