Методическая разработка по русскому языку и культуре речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


по дисциплине: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА


Раздел: МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Тема: «СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 1

(базовой подготовки)




















Купино, 2016


Рассмотрена на заседании предметной цикловой

методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам,

общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и естественно-научному циклу

Протокол № _____ от «_____» _________20____г.

Председатель ПЦМК: _____________











Автор - составитель: преподаватель русского языка и литературы высшей категории

Папшева М.А.
























Пояснительная записка

Методическая разработка составлена для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Служебные части речи». В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения самостоятельно добывать знания и работать с имеющейся информацией.

Используются следующие методы и приёмы: проектная технология, практические грамматические задания, опрос, тест, работа с текстом, редактирование, конструирование, работа по карточкам, проблемный вопрос, самостоятельная работа.

Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студента в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Освоение содержания темы «Служебные части речи» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

-Л6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

-М3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

предметных:

- сформированность понятий о служебных частях речи и применение знаний о них в речевой практике;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Служебные части речи»

Тип занятия: усвоения новых знании.

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Цели занятия:

Образовательная:

- продолжить сформировывать понятие о служебных частях речи и применение знаний о них в речевой практике;

- развивать навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью при употреблении служебных частей речи.

Развивающая:

- совершенствовать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

Воспитательная:

- формировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации.

Междисциплинарная интеграция:

Русский язык и культура речи



Русский язык и литература

Методическая разработка по русскому языку и культуре речиМетодическая разработка по русскому языку и культуре речиМетодическая разработка по русскому языку и культуре речи

В

Служебные части речинутридисциплинарная интеграция:

Раздел: Морфология и орфография

Методическая разработка по русскому языку и культуре речи

Химия,

Методическое обеспечение занятия: учебники. Презентация. Раздаточный материал. Таблица «Правописание НЕ с различными частями речи»

Перечень литературы:

1 Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: 2012

2. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М.: 2014

3. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М.: 2014

4. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. - М.: 2013













ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Цель

Время

1

Организационный этап

(проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии)

Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность

2 мин

2.

Актуализация опорных знаний

- Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» - «Служебные части речи». Давайте вспомним самостоятельные части речи. Сколько их? Назовите их, какие морфологические признаки есть у каждого части речи?

- Лингвистическая разминка

Обозначьте части речи в предложениях:

Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.

Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.

Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию

10 мин

3

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости)

Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног.

- Восстановите текст, используя слова нужной части речи.

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

- Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

10 мин

4.

Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами)

Приложение 1

Формирование теоретических знаний

15 мин

5.

Физкультминутка

Снятие напряжения с мышц шеи, верхних

конечностей

3 мин

6.

Самостоятельная работа студентов

Приложение 2 (Проектная деятельность)

Индивидуально - групповая методика обучения.

Преподаватель организует и контролирует выполнение проектных заданий

30 мин

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

(проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений)

Приложение 3

Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

15 мин

8.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)

Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

5 мин













Приложение 1

Усвоение новых знаний

Служебные части речи

Предлог

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.

Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

Предлоги выражают различные отношения:

1. пространственные;

2. временные;

3. причинные.

Непроизводные и производные предлоги

Предлоги делятся на непроизводные и производные.

Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.

Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

1. Предлоги:

напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;

вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течениесуток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств;

благодаря дождю, несмотря на болезнь.

2. Самостоятельные части речи:

Наречие:

живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду

Имя существительное:

положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.

Деепричастие:

благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологический признак:

Неизменяемость

III. Синтаксическая роль.

Союз

Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы делятся на три группы:

1. Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;

2. Противительные: а; но; да (в значении но); однако же; зато;

3. Разделительные: или; или... или; либо; то... то; не то... не то.

Части некоторых союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

1. Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

2. Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

3. Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

4. Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

5. Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;

6. Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;

7. Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1) Сочинительный или подчинительный;

2) Неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль.

Приложение 2

Самостоятельная работа студентов

1. Творческий проект - 1 группа:

Практическая работа по созданию рекламных текстов:

- Один из самых известных авторов американской рекламы Х.Олдос считает, что легче сочинить 10 правильных сонетов, чем одно хорошее рекламное объявление. А знаете ли вы, как называется профессия людей, занятых в рекламном бизнесе? Это копирайтеры, рекламные агенты.

- Предлагаю вам самим выступить в роли копирайтеров и выполнить творческое задание по созданию рекламы на тему " Служить бы рад..."

- Перепишите эту памятку в тетрадь.

Примерный план составления рекламы.

- Необычное броское название.

- Содержание рекламы (можно рисунки).

- Наименование организации или лица, подавшего рекламу.

2. Информационный проект- 2 группа :

Паспорт текста «О пользе знаков препинания» А.Каневского.

1.Озаглавить текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения №2 прилагательное.

7. Выпишите из предложения №4 наречие.

8. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.

9.Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.

10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

1. Тема текста: знаки препинания

2. Идея: значение знаков препинания в речи

3.Тип текста: повествование

4. Стиль текста: художественный

5. Попроще

6. Тихо

7. Его (личн.), ничто(отриц.), он (личн.), всему(опред.),

8 . Берегите

3. Исследовательский проект- 3 группа:

Частота использования самостоятельных и служебных частей речи в тексте.

Служебные части речи

частицы

предлоги

союзы

Формообразующие: бы

Пространственные: за,

в, на, в, через, к, у, до

Сочинительные: и, или

Модальные: даже, еще

Подчинительные: где

Отрицательные: не, ни

Всего: 16

Самостоятельные части речи

Прилагательные

Наречия

Местоимения

Существительные

Числительные

Глаголы

Всего:









Приложение 3

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

1. Внимательно прочитайте. Подсчитайте, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.

1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей прозой и печальным предзнаменованием.

2. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.

3. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.

Всего 59 слов. Служебных 16 (27%), самостоятельных 43 (73%). Значит, служебные части речи играют значительную роль в предложений.

2. Распределить слова, данные в карточках на 2 группы

(чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже)

Самостоятельные части речи Служебные части речи



Приложение 4

Критерии оценивания творческих проектов обучающихся

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

(до 5 баллов)

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

(до 5 баллов)

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Технологический процесс

(до 2 баллов)

Целесообразность применяемых техник

От 0 до 1

Соблюдение технологии использования техник

От 0 до 1

Качество содержания проектной работы

(до 8 баллов)

выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

От 0 до 1

есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2

есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 1

Оформление работы

(до 8 баллов)

Титульный лист

0т 0 до 1

Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов

0т 0 до 1

Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений

0т 0 до 2

Информационные источники

0т 0 до 2

Форматирование текста, нумерация и параметры страниц

0т 0 до 2

Итого:

28







РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ





О пользе знаков препинания

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

А. Каневский























1. Творческий проект - 1 группа:

Практическая работа по созданию рекламных текстов:

- Один из самых известных авторов американской рекламы Х.Олдос считает, что легче сочинить 10 правильных сонетов, чем одно хорошее рекламное объявление. А знаете ли вы, как называется профессия людей, занятых в рекламном бизнесе? Это копирайтеры, рекламные агенты.

- Предлагаю вам самим выступить в роли копирайтеров и выполнить творческое задание по созданию рекламы на тему " Служить бы рад..."

- Перепишите эту памятку в тетрадь.

Примерный план составления рекламы.

- Необычное броское название.

- Содержание рекламы (можно рисунки).

- Наименование организации или лица, подавшего рекламу.

2. Информационный проект- 2 группа :

Паспорт текста «О пользе знаков препинания» А.Каневского.

1.Озаглавить текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из предложения №2 прилагательное.

7. Выпишите из предложения №4 наречие.

8. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.

9.Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.

10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.



3. Исследовательский проект- 3 группа:

Частота использования самостоятельных и служебных частей речи в тексте.


1. Внимательно прочитайте. Подсчитайте, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.

1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей прозой и печальным предзнаменованием.

2. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.

3. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.

Всего 59 слов. Служебных 16 (27%), самостоятельных 43 (73%). Значит, служебные части речи играют значительную роль в предложений.

2. Распределить слова, данные в карточках на 2 группы

(чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже)

Самостоятельные части речи Служебные части речи

© 2010-2022